Садитесь-ка, дети, сюда, поближе.
Историю нашу готовы услышать?
Об императиве категорическом
Из философии немецкой классической.
Родился в Кёнигсбере мальчик милый
Назвали его Иммануилом
Пока лишь играли обычные дети,
Наш парень хотел объяснить всё на свете.
Для мыслей своих он выбрал три цели
Три главных вопроса, три мишени:
«Что я могу знать?» «Что я могу делать?»
«Ну и на что мне надеяться смеять?»
В мишени он эти стрелы три направил
И каждую смыслом глубоким приправил
Про первую с третей мы петь не будем
А вот про вторую поведаем людям.
Мораль видел Кант, как вещь объективную,
Что познаётся индуктивно.
В противовес личному принципу – максиме
Императивы поставить старался он.
Первый из них – гипотетический –
Правила, что свой выход практический
Имеют лишь в нужных для них ситуациях:
Сначала ты спросишь – «Где оказался я?
Что происходит? Кто все эти люди?»
Что делать потом лишь понятно будет.
Императив же категорический -
Штука другая, ведь он практически
Что б не случилось – скажет что делать.
Его применять можешь ты смело.
На золотое правило морали
Очень похож он, но мы тут узнали,
Что Кант различал их по первопричинам:
Императив женщинам всем и мужчинам
Слуэит единым моральным законом,
Что максимой их был сформирован.
Тогда как морали золотое правило:
Поступки такие мол в норму поставил ты,
Какие желаешь к себе дальше видеть -
Это не закон, а личная выгода.
Поведали басню вам об Иммануиле
Надеясь, что балы за то получили.
Мораль же такая у нашей басни –
Учите билеты – будет вам счастье!