Написано в рамках Игры Yuri_V в бигмире (случайно попавшееся слово из книги по названым страницам).
Когда слышишь слово «платье» в связке с отнюдь не женским словом «парад», то у меня возникает образ преимущественно мужского одеяния. А поскольку торжественных событий, причастных к сверхличным не обыденным явлениям в нашей жизни практически не бывает, и мы слишком стали аполитичны, внеофициозны, внегосударственны, то парадность может быть в очень редких, вызывающих удивление случаях. Речь идёт не о бальном, не о нарядном, не о вечернем платье, а именно о парадном.
Праздник Последнего звонка собственного выросшего ребёнка вполне может попадать под характеристику парадности события. Но сомневаюсь, что взрослые родители будут придавать, тем более теперь, государственную важность школьному выпуску, тем более наднациональный, надконфессиональный смысл, считать, что его дитя принадлежит в какой-то мере общественному, коллективному институту, предполагающему парадность и торжественность в своих наиважнейших функциях.
Скорее родителей волнует будущий, полный терний, путь к бизнесу, месту в материальном мире, счастью в личной и деловой жизни. Какой именно характер волнений мам можно угадать по их внешнему виду: платья довольно демократичны, светские, разнообразные, броские и красивые. Да, «парадность» ушла в прошлое. Игровое, семейное, непринуждённое вокруг - не обязывающая реальность, стремящаяся отказаться от всякого пафоса. Как будто в пафосе есть нечто противоестественное. Странно, ведь всё, что дала нам современная цивилизация, все блага, образование, комфорт, удобства, техника основывались на значительных смыслах, великих прорывах в науке, в прорывах общественного сознания, стремительно поднявшегося из медленно текущей аграрной эпохи к индустриальным и высокотехнологичным высотам. Туда же относится и пафос военного времени. По-моему отсутствие в жизни парадности, торжественности, некоторых дней сдержанности, тишины от развлечений и уважения к событиям прошлого – трагическим и великим – вот это действительно противоестественно. Человек не просто существо для сна и поедания пищи, секса. Он культурен. В нём непреодолимая потребность к общению, к высоким смыслам; затиснутая в противоестественные рамки потенциальная тяга к пафосу вырвется в своём неожиданном извращённом исполнении, когда её не ждёшь. Этика, этикет, культура – то, что выделяет человека из животного мира, из толпы мужчин и женщин, как представителей исключительно полов, биологического вида.
И что же делать, если всё вокруг против парадности, против пафоса? Создать пафос самому, самому расширить рамки обыденности? И почему бы не воспользоваться опытом школьного выпуска? По правде говоря, цели соблюсти парадность, собственно мною не ставилось. И когда два года назад мой старший сын заканчивал одиннадцатый класс, получилось, что моё одеяние напоминало парадное платье, получилось больше не в результате сознательного принятия решения, а интуитивно. За два часа до торжественной части я промчалась в бутик и купила себе прекрасную белую блузку, строгую, с декором из чёрных ленточек и изящных пуговиц под чёрную расширенную к низу строгую юбку. Такой очень формальный и непримечательный вид, напоминающий мужские традиционные костюмы под белые рубашки и галстуки, мог рисовать меня обладательницей, в некоторой мере, парадного платья. Облачение, делающее вид простой, но торжественный и строгий, помогает мне быть подтянутой и очень уверенной в себе. К сожалению, получившаяся парадность больше не повторялась: блузка висит в шкафу до следующего выпуска, наверное.
Раздевание, разоблачение культурных институтов общества, коллективных проектов от унифицированности, строгих форм, правил внешнего вида, не подчинение единым стандартам, единому плану, инструкциям, хотя бы в важных случаях – как по мне очень обедняет и низводит до обыденности и банальности важные вещи. Так, такси, как автомобиль быстрого следования, комфортной непринуждённой дороги, как услуга важнейшего ещё недавно значения, теперь потеряла свою узнаваемость, и всё перемешано: цвета автомобилей, марки, одежда таксиста; даже шашечки на крыше уже не обязательный атрибут. Примеров снятия некого надличностного, общественно значимого значения в сравнении с личностными запросами человека, достаточно много. И рассуждать тоже об этом можно много.
Но я отвлеклась. Парадным платьем назвать юбку и блузку, скажете, довольно самонадеянно, хотя символика смысла – вот что, хотелось сказать, главное. Как бывает в детской игре – обыкновенные кусты назначают домиком для кукол. Символика форм, их гибкость, лёгкость в замене (как и в подмене!!) даёт возможность человеку быть выше физических препятствий. Строгое платье, в котором вдруг необходимо попасть на событие, требующее торжественности (варианта парадности), как советовали нам ещё наши прабабки, очень легко преобразовать с помощью банта, розы, броши в зависимости от тональности сложившейся ситуации.
В контексте темы «Парадное платье» хочется вспомнить последние свои прочтения о двух персонажах – одном историческом, другом – художественном. Такое упоминание – лишь повод задуматься над особенными граничными состояниями бытия человека – смерти. В 1829 году в иранское посольство ворвалась разгневанная толпа, от пули был тут же убит Александр Сергеевич Грибоедов, исполняющий обязанности посла России в Персии. Среди трупов, крови, изрубленных одежд было узнано тело писателя по парадному мундиру со всеми наградами и регалиями. Из «Града обречённого» будет уместно вспомнить эпизод из картины погибшего гарнизона, возглавляемого полковником аристократом. Последний вздох в парадном мундире и наградах герой принял мужественно, встречая её величество Смерть.
Я люблю героинь фильмов «Гусарская баллада», «Труффальдино из Бергамо», которые переодевшись в мужское платье, приобщившись к мужскому миру, противостояли абсолютно не женским проблемам. К сожалению, я не могу похвастаться смелостью и мужеством, которые позволили бы мне совершить какие-то подвиги. Мне нравится их костюмы, шляпы, оружие и прочие атрибуты воина. Это своеобразное перманентное парадное платье, как неотъемлемая часть личности, продолжение души, а также, если одежда прикрывает тело, то и продолжение тела женщины - в мужском имидже. Можно, конечно, сослаться на обычную ситуацию, присущую больше молодёжи, когда вовсю используются джинсы, обувь, унисекс – одежду, а также говорить о повсеместном одевании брюк женщинами любых возрастов. Сложно возразить и пробовать серьёзно отграничить от массовости создание желаемого описываемого индивидуального имиджа. Но повторюсь – важна символика, собственный смысл, собственная уверенность и извлечение пользы от резонанса внутреннего состояния и «обмундирования». Костюм, в частности перманентное парадное платье, для других не представляющий чего-то особенного, для самого носителя – инструмент, важная деталь внутренней мобилизации, если оно подлинно соответствует ситуации, внутреннему чувству, настрою. То есть важно самоощущение «парадного платья», внутренняя уверенность - вне зависимости, как на это смотрят остальные. Важно уметь быть один на один с миром, даже если мир видит на тебе обычную юбку и похожую на школьную обычную блузку.
© Солька*, 30 июля 2013 г.
ID:
443813
Рубрика: Проза
дата надходження: 17.08.2013 12:11:54
© дата внесення змiн: 17.08.2013 12:11:54
автор: Бантиковы
Вкажіть причину вашої скарги
|