Хотите повеселиться? Попробуйте задать интернетному поисковику какое-нибудь душевно-абстрактное понятие и почитайте предлагаемые определения. Я задала «любовь». Чего только не начиталась! Определения философов. Честно? Ничего не поняла, хоть философию в институте очень любила и сама была любимицей известного в Украине преподавателя. Определения поэтов и писателей. Много красивых слов. Рассмешило одно из определений психологов, где любовь названа аномальным состоянием психики. Сдвиг по фазе такой, понимаете? Мне, правда, и самой в работе над темой счастья трудно подбирать слова. Нет таких, чтобы в полной мере отображали моё внутреннее понимание, мои собственные чувства. И так же трудно мне передать те эмоции, что буквально рванули в моём сердце при первом прочтении библейского определения любви. Я чувствовала себя разочарованной и обманутой жизнью, ведь, согласно этому определению, я никогда никого, кроме себя, не любила. Боекомплект моих душевных качеств и на десять процентов не состоял из того, что нужно для настоящей любви. Нет, ну, были влюблённости, конечно, да и к мужу своему я испытывала временами весьма нежное чувство. Но, наверное, если ребёнку с детства давать луковицу и говорить, что это – ананас, то он и вырастет с убеждением, что вот эта горькая, острая и слезоточивая штуковина и есть настоящий ананас. А потом он вдруг вырастает и читает, что ананас – это сладкий, приятный на вкус фрукт. Вот так со мной и было. Нигде, ни до, ни после, я не встречала определения любви, которое состояло бы из одних глаголов. Как филологу, мне бы такое и в голову не пришло, определять чувство глаголами. Я подобрала бы какие-нибудь существительные, приукрасила бы их прилагательными. Но, чтобы глаголы!.. Мое представление о любви – неземном, сказочном, ни с чем не сравнимом чувстве – будто бы тяжёлым камнем придавило первое же слово библейского определения: «Любовь долготерпит». Терпение в то время совершенно не входило в список моих достоинств. Какое там терпение?! Я на остановке больше пяти минут спокойно не могла постоять, начинала ходить туда-сюда и посматривать на часы. Самым страшным ночным кошмаром для меня был сон, в котором я куда-то не успеваю. Больше всего же отсутствие терпения мешало в воспитании детей. Не хватало сил дождаться, пока они научатся что-то делать, поэтому всё я старалась доделать за них. Со временем это переросло в какую-то манию. С отголосками этой мании я борюсь в себе до сих пор.
Только сейчас, сопоставляя взаимодействие, взаимное дополнение мужского и женского характера, я вижу, насколько важная вещь женское терпение. В поисках пары ему в мужчине я перебрала такие мужские качества, как выдержка, сдержанность, рассудительность, но отбросила их. Не паровались они с терпением, не ладились. Должна была проявиться духовная связь, а она всё не проявлялась. И в какой-то момент стало очевидно, что я сама не понимаю духовной сути терпения. Почему, почему Господь ставит его на первое место в определении любви, а значит, и в определении Своей Божественной сути? Именно это сопоставление терпения как составляющей женского характера с Божественным нереально долгим и глубоким терпением дало мне ответы на мои вопросы.
Терпение – отнюдь не статическое качество. Если бы я ставила целью изобразить его графически, выбрала бы вектор. Терпение – это движение. Душевное. Духовное. Но не хаотическое, а, как вектор, четко направленное к цели. Человек, не будучи целеустремлённым, не может быть терпеливым. Может быть апатичным, безынициативным, безвольным, инертным, но не терпеливым. Цель – не абстрактная мечта. Для мечтаний терпения не нужно, для них нужен удобный диван. Цель – вещь конкретная, определённая в пространстве, времени, усилиях. Терпение – это путь реализации цели, умение достичь результата. Неожиданно, верно?
В Божьем терпении меня поражает не столько его безграничность (хоть и это вызывает неимоверное уважение и благодарность), меня поражает то, что Всемогущий никогда не навязывает нам Свой выбор. Он возмущается, сердится, страдает, но никогда не решает за нас. Раз дав нас это право, Он не отменяет Своего решения. Я вот думаю, сколько раз Он соглашался с моим выбором, с моими решениями? Боюсь даже представить, насколько мало! Сколько бед причинили наши необдуманные решения в масштабах наших собственных жизней и жизни нашей планеты! Мы крайне неразумно используем данное нам право выбора. Но, раз даровав нам это право, Творец не отнимает его. Он позволяет нам самим принимать решения, а потом, исходя из этих решений, моделирует наименее разрушительные ситуации нашей жизни. Таким образом Он дает нам право на ошибки, чтобы мы учились. Почему я считаю, что терпение – одна из фундаментальных черт именно женского характера? Потому что обучением детей – в семьях, школах – занимаются в основном женщины. Они – учителя по природе материнства. Для терпения необходимо, чтобы женщина не только видела цель, точку приложения своих усилий, но и уважала право ближних на собственные решения, на собственные ошибки. Это – очень сложно. Ведь решения частенько бывают неправильными, а ошибки – болезненными. Они влияют на все сферы жизни – отношения, благосостояние, здоровье. Жизнь – не школьное упражнение, тут черновик не предусмотрен, никто набело переписать не даст. Терпение – это всегда риск. Поэтому его – терпения – никогда не бывает без доверия.
- Ну, как, - спросите вы, - можно доверять человеку, который подводил не раз и не два, который поступает неразумно? Мы же – не боги в конце концов?
- Можно, - отвечу я, - если человек своими решениями не нарушает Божьи заповеди, доверять можно. А если нет сил доверять ближнему, доверьтесь Богу. Ведь наши взаимоотношения с людьми – это проекция наших отношений с Ним.
Путь терпения – сложный путь. Выбирая его, нужно быть готовой глубоко проникать в жизнь близких людей, анализировать ошибки, искать новые решения, думать и сопоставлять. Надо понимать, что постоянно будешь сталкиваться с лукавством, упрямством, гордыней. Ведь признавать свои ошибки никто не любит. А ещё меньше мы умеем и любим учится на ошибках других. Такой получается замкнутый круг: на чужих – не любим, своих – не признаём. Разорвать этот круг можно, действительно, долготерпением. С одной стороны – со стороны женщины. А что необходимо со стороны мужчины? И тут, вдруг, я нашла его – то качество мужского характера, которое паруется с женским терпением! Это – решительность! Удивлены? Я тоже. Не анализируя духовную суть характеров, додуматься нереально.
Сколько терпения нужно женщине, чтобы придать решительности мужчине, привыкшему с детства, что мама не дает ему права на ошибку, не позволяет принимать собственных решений? Критикует и старается всё сделать сама: «отойди, неумёха, вечно у тебя не выходит, дай я»? Нетерпеливые мамы, нетерпеливые жёны породили целую нацию, где нерешительность – ментальная черта мужского характера. Наши мужчины способны только на спонтанные взрывы протеста, принять решение и, взяв на себя ответственность за его воплощение, двигаться к цели – для этого им решительности не хватает.
Чем больше раздумываю, тем больше понимаю, как мало в фундаментальных качествах женственности места для чувств. Ещё меньше – для эмоций. Повторюсь: первосвященник в храме человеческого духа – разум. Именно он руководит терпением. Анализировать и ставить цель, определять путь и выстраивать стратегию – дело разума. Ему же подчиняется сердце в выработке таких качеств, как доброта, доверие. Есть замечательное библейское определение – «разум сердца». Это умение подчинять чувства разуму, умение анализировать чувства и отдавать себе в них отчёт.
- Ты всё слишком усложняешь, - сказал мой товарищ – психолог с очень приличным образованием, - терпение элементарно тренируется, если признать, что это – просто умение дождаться. Нужно научиться усилием воли парализовать порыв двигаться и заставлять себя стоять на месте, - вот и всё.
И я снова ощутила, как тяжёлый камень навалился на сердце, - тот самый, что уже чувствовался после прочтения библейского «любовь долготерпит». Не похоже на любовь тупое принуждение к бездействию. Совсем не похоже! Я уже когда-то принуждала себя дожидаться решительных поступков от своего мужа. Кроме разочарования и депрессии такое ожидание ничего мне не принесло. Такое, с позволения сказать, «терпение» в духовном смысле графически напоминает не вектор, а комбинацию из трёх пальцев. Терпение проявилось тогда, когда я осознала, что моё место в семье – это место помощницы, когда, справившись с бурей внутреннего негодования по этому поводу, приняла это как данность от Бога, со смирением. И оказалось, что я совершенно не помощница! Для того, чтобы ею быть, я должна знать массу вещей: куда мой муж ведёт семью? какую стратегию он выбирает? Где я могу более всего ему пригодиться? И я эти вопросы задала своему мужу. Трагичнее всего в моей жизни то, что сделала я это не на первом, а лишь на двадцатом году совместной жизни. Потому что ни на один из вопросов ответа не было… Мой муж не задумывался над такими вещами – жил, как живётся. Время – категория конечная. Именно поэтому я так старательно записываю свои размышления, - даст Бог, кто-то успеет раньше, чем я.
Понимание, что духовная суть терпения – целеустремлённость, осознание своего места и уважение права других людей на решения и ошибки, - усвоенное на уровне жизненного убеждения, делает ожидание результата спокойным. Это уже не камень, давящий на сердце. Это – надёжная опора мужской решительности. Ведь решительность проявляется свободно только тогда, когда право на ошибку учитывается, а право на решение уважается. И когда помощница умеет спокойно – без истерик и упрёков – дождаться результата. Прекрасно, когда векторы женского терпения и мужской решительности совпадают. Тогда движение получается быстрым и гармоничным. Для этого обоим нужны языки. Чтобы разговаривать.
Нас в детстве, в школе, вузе учат говорить. А разговаривать мы учимся сами. Иногда, слушая разговоры в некоторых семьях, я вспоминаю басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука», - так эти разговоры результативны. А главное, - понятны! Моя учительница математики в таких случаях шутила: «Главное, Федя, шоб тибе панимали, шоб ты сам сибе панимал!» Так вот. Ни терпения женщины, ни решительности мужчины нет и быть не может без глубокого доверия и взаимопонимания, без постоянного результативного, умного общения. Такого, «шоб тибе панимали». А это уже, согласитесь, больше похоже на любовь, чем тренировка ничего не делать и принуждение стоять на месте.
Прочтите определение любви у Апостола Павла. Он, будто по ступенькам, ведёт нас к вершинам человеческого духа. Первая ступенька – терпение. Давайте учится терпению в любом возрасте, при любых обстоятельствах. Ведь учиться любви никогда не поздно, а в этой науке через ступеньку не поскачешь. И, опять таки, нам так в этой жизни не хватает мужской решительности!
ID:
423510
Рубрика: Проза
дата надходження: 08.05.2013 06:28:56
© дата внесення змiн: 08.05.2013 06:28:56
автор: alla.megel
Вкажіть причину вашої скарги
|