Маркиз де Никин бросает в воду окурок, предварительно подкурив им сигарету, которую он достал из кармана своей шинели. Это одна из множества тайн маркиза, никто, даже может быть и он сам, не знает, как выглядит его вместилище для сигарет, и есть ли оно вообще. Маркиз просто опускает руку в карман шинели и достает оттуда сигарету, подкуривает ее от окурка, и выбрасывает затем окурок в воду. Рядом с маркизом раскинулся мост, сам маркиз сидит на камне, под его ногами шумит река, спускаясь с небольшого склона.
Я курю в темноте, и все это когда-то было.
Произносит маркиз. Человек, проходящий мимо его спины, резко останавливается и поворачивает свою голову в темноту по направлению к реке, откуда, по его мнению, и донеслись услышанные им слова. Человек подходит ближе и различает фигуру, сидящую на камне.
- Вас случайно не Пауль зовут? - Спрашивает его маркиз.
- Это весьма вероятно. – отвечает Пауль. Вы, как мне кажется, сидите здесь довольно часто в такое время.
- Вам совершено ничего не кажется, и казаться не может, дорогой Пауль, я сижу на этом месте каждый предрассветный отрезок ночи.
- Вам так нравится это место?
- Я бы сказал, что мне нравится этот мост.
- Что в нем по-вашему такого красивого?
- Неужели вы думаете, что понравится, может только что-то красивое. И вообще, что по - вашему мнению можно назвать красивым, тем более учитывая, что здесь темно. В темноте все становится красивым, не находите?
- Но совсем не обязательно созерцать темноту именно здесь.
- Вы совершенно правы, дорогой Пауль. Несомненно, все дело в мосте. Мне нравится смотреть, как они с него прыгают с приходом рассвета.
- Они это делает так часто?
- Да нет, не очень часто. Только каждый рассвет….Видите ли, как известно, существует два вида самоубийств, эгоистичные и альтруистичные. Эгоисты, как правило, делают это к концу дня, а альтруисты наоборот. Мне, несомненно, полюбились больше альтруисты.
- И вы…наблюдаете, как они прыгают с моста?
- Можно и так сказать, понимаете….Я как машинист поезда…..Вот если вы подниметесь на железнодорожный мост и помашете машинисту поезда, проезжающему мимо моста, машинист, скорее всего, поприветствует вас в ответ гудком паровоза. Здесь почти тоже самое.
- Не совсем понимаю.
- Когда они поднимаются на мост с первыми лучами рассвета, они замечают меня, и обычно машут мне рукой. И я в ответ машу им. А затем они делают то, зачем пришли.
- И вы не пытаетесь как-то их отговорить?
- Не совсем понимаю ваш вопрос. Разве можно отговорить поезд, едущий по заданному маршруту? А если и можно, то зачем?
- Совершенно не зачем….Но неужели вам доставляет удовольствие на это смотреть?
- Во-первых это им доставляет удовольствие смотреть на меня, да и дело тут все же скорее в памяти….
- В чьей памяти?
- В нашей с вами памяти, любезный Пауль, в нашей. Сон человеку нужен чтобы от нее избавляться, но их память стала ….ну скажем слишком насыщенной, и теперь они не могут спать, пока в один прекрасный день не дождутся рассвета и не помашут мне рукой. А я помашу им в ответ, потому что в отличие от них мне нужна их память.
- Зачем она вам?
- Знаете, вот считается, что написав свою знаменитую симфонию «Старания молодого Вёртера» Иоганн Вольфганг Штраус тем самым избавил себя от самоубийства. Видимо у меня нечто подобное. Но вам кажется пора.
- Да, вы правы, во всяком случае, в том, что мне пора, вы точно правы – говорит Пауль и уходит.
Ибо память, забыв о времени, забывает свое название
Я курю в темноте, и все это когда-то было.
Произносит маркиз и машет в ответ Паулю.
И первый человек, появившийся на набережной с приходом рассвета, не застает на ней ни маркиза де Никина, ни Пауля.
ты хорошо проаннигилировал схему - память*время...Первая всегда больше на эмоцию, а второе - только для этого и живет...круговая порука))
мистика не покидает и не покинет литературу никогда...
Булгаков поклонялся Гоголю...Шинели..вообще сочетанию скепсиса..юмора и боли в пропорциях, известных только Николаю Васильевичу..Такая любовь - чиста как полет голубиной почты - самонаводящийся ученик и учитель..как Мастер и Бездомный...как не получилось ни у одной религии..и не получится..потому что искусство живое..а религии - все таки уже объяснения и предположения..
так вот..Сейчас Булгаков под шинелью своего Учителя..на его последнем приюте - камень..который какое-то время был первым памятником Гоголю на могиле..
Интересно встречаются люди здесь..кто то снегом..кто-то камнем..кто-то птицей и ладонью..
Ты знаешь..я вчера плакал, вспоминал и понимал...
что когда постоишь на таком мосту...косая тетенька не только забирает у тебя цвет волос, несколько лет, сокрушения почему же не..Она и подарки приносит - остроту нюха жизни уровня вечно голодного волка...Как у Гессе, но разрывающегося не между теплом дома который и любишь и презираешь, за то что он вяжет по душе как сетью...а состояния ползком - и взлет без крыльев...Вот между этими двумя и живут те кто не только помахал Паулю..но и передумал...
ну что сказать..
скажу что ты растешь вглубь...
я не со всем наверное согласен в подаче времени и памяти в таких точках - помочь или нет...Но ведь это творчество нелинейное - я например героев ..отправил вообще на станцию Мир совеццкую..которая в космосе не погибла а сбежала в очень адекватный гостеприимный перпендикулярный хронотоп мира сласаря со странной фамилией Путкин..
Al Panteliat відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
ого, какая прелесть ) отлично отправил, возможно именно там и вправду диалон памяти и времени более...естественен ) ну да, Николай Васильевич он вообще первый сюрреалист ) А де Никин както вышел у меня несколько на Воланда похожим, хотя надеюсь что не совсем , все таки де Никин он весьма в себе неуверен, а вот в окружающих весьма, этим он и как мне кажется и мил ) Спасибо большое , Ин , за все эти слова, весьма важно их от тебя слышать )
Я часто читаю Вас Fate, і мені це довподоби. Ви вмієте змальовувати такі образи....насичені та чисті. У Ваших творах дуже глибокий , і захований глибоко сенс, тому приходиться перечитувати і перечитувати, що неймовірно розвиває цікавість!
Ибо память, забыв о времени, забывает свое название
Я курю в темноте, и все это когда-то было.
БРАВО!!!!
Al Panteliat відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
цеж треба) якби не моє непомірне марнославство я був би зараз дуже розчулений ) однак навіть з ним я можу сказати, що мені по справжньому приємно що ви оце все можете знайти у моїх речах ) знов таки егоїстично приємно що ви ось так мене почитуєете ) дякую ) а оці слова що ви процитували, це власне алюзія на Бродського -
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.
власне в цій речі не тільки на нього алюзії...)
Ще раз дякую )