Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Ник.С.Пичугин: 7. Стратегии - ВІРШ

logo
Ник.С.Пичугин: 7. Стратегии - ВІРШ
UA  |  FR  |  RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека
України
| Поети
Кл. Поезії
| Інші поет.
сайти, канали
| СЛОВНИКИ ПОЕТАМ| Сайти вчителям| ДО ВУС синоніми| Оголошення| Літературні премії| Спілкування| Контакти
Кл. Поезії

  x
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<


e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >
Зараз на сайті - 1
Немає нікого ;(...
Пошук

Перевірка розміру



honeypot

7. Стратегии


Проект "Ребенок" (*)

    В публикации «3. Ассоциативное мышление» я описывал развитие навыков ребенка как восхождение от простого к сложному. Но ассоциативное мышление само по себе способно только группировать однородные рефлексы; это только первый шаг обобщения – закрепление. Как формируются комбинации рефлексов и более сложные рефлекторные единицы? Пока речь шла о Первой сигнальной системе, ответ мог быть лишь один: только в результате случайного выполнения рефлекторных действий в нужном порядке. В «скиннеровом режиме». Именно так усложняется в процессе развития поведение высших животных. Но если речь идет о разумном, цивилизованном образе жизни, животных (по уровню сложности) навыков совершенно недостаточно. И значит, недостаточно одного только ассоциативного мышления.
    В раннем детстве от ребенка требуется (ожидается) всего лишь умение воспользоваться заботой и поддержкой «общества» – по сути, поддержкой его семьи. Требуются элементарные навыки потребления. То есть, это мы, взрослые, вчуже считаем их «элементарными». На самом деле – это сложные комплексы элементарных рефлексов, выполненных в определенной последовательности. Для того чтобы выработать такие привычки в «скиннеровом режиме» (то есть, случайных совпадений), недостаточно примитивных форм ассоциативного мышления, которыми оперируют животные. По мере усложнения ситуации и требуемого образа действий катастрофически возрастает число возможных комбинаций этих рефлексов; и хаотический перебор таких вариантов займет непомерно много времени. Нужна более жесткая, более точная методика отбора вариантов для «первичного процесса». Нужны стратегии.

    Даже Скиннер – уж на что бихевиорист и социал-детерминист – и тот подталкивал своих крыс; нарушал чистоту эксперимента, подсказывая им правильную стратегию. Не хватало ему, понимаете, терпения дожидаться, когда случится случайность. А не мешало бы сторонникам «социального научения» провести хронометраж спонтанного закрепления рефлексов. Может, и у них включилось бы абстрактное мышление. Рассчитывать, что человеческие, цивилизованные навыки сформируются сами собой в «скиннеровом режиме» это все равно, что дожидаться, когда мартышка отстучит на клавиатуре «Войну и мир».
    Стратегии поведения, которые генерирует Вторая сигнальная, формируют и активируют для «первичного процесса» связанные сценарием группы и комплексы рефлексов. (Субъективно это воспринимается как смутный образ цели, а также процесса ее достижения.) Но формирование конкретного решения из общих соображений происходит легко и просто только в воображении теоретика. На самом деле, это сложный, многоступенчатый процесс трансформации сигнала от «абстрактного» (самого общего) к конкретному в соответствующей структуре разума.

    Когда ребенок идет к маме, чтобы извиниться, он лишь в общих чертах (абстрактно) представляет, как он будет это делать и зачем. И лишь когда доходит до дела, активируется условный рефлекс «я больше не буду». Несколько мгновений спустя еще более смутный образ находит свое воплощение в более привычном «Мама, дай мне еще ту конфету, она такая вкусная». И наконец, обретает ясные очертания совсем уж абстрактные установки и приводятся в действие совсем уж примитивные потребительские рефлексы: ребенок разворачивает обертку… Образ конфеты исчезает из Буфера Обмена – на время. 
   Этот пример иллюстрирует работу одного из важнейших аппаратов разума: Синтезатора Решений, в котором происходит синтез активной информации – абстрактной (стратегия) и знаковой (рефлекторная реакция). Подобно тому, как анализ (матрификация) пассивного сигнала в Буфере Обмена происходит от самых простых, элементарных рефлексов (вернее, от их условий) к самым сложным единицам, так и синтез решения происходит от сложного к простому, давая время человеку сосредоточиться на деталях собственных действий. 

    В информационном отношении «стратегия» – это матрица ("схема действий" по Ж. Пиаже), элементами которой выступают (вернее – могут выступать!) уже закрепленные в Эго рефлекторные единицы (группы, комбинации и элементарные рефлексы). При повторном – и удачном! применении эта матрица закрепляется в Эго в качестве новой привычки… или навыка. Привычки или навыка? Это зависит от возраста. 
    В раннем детстве (до семи лет) при активном участии взрослого формируются навыки. И «удачное применение стратегии» означает не только конфету, но и одобрение этого взрослого – только при таком совпадении поступок закрепляется в Эго – точнее, в «матрице поведения». Более того, именно взрослый выступает в качестве инициатора этой стратегии: он ее подсказывает. Как правило, это не процесс научения, как его принято называть, а скорее – переучивания. И протекает он достаточно болезненно. Из того, что мы говорили о роли «стратегий» ясно, что конфликт между рефлекторными импульсами Первой и подсказанными установками Второй неизбежен… Я говорю о конфликте между «надо» и «хочу». (Почему нельзя просто пойти и взять конфету в буфете?) Влияние воспитателя приводит к доминированию подсказанной «стратегии» (т.е. «надо») даже в стандартной ситуации, для которой имеется закрепленный рефлекс. Который при этом разрушается, его матрица дополняется новыми условиями либо включается в более сложную матрицу «поведения». Субъективно такое разрушение рефлекса переживается ребенком (и не только ребенком) как ощущение вины. Это бледная тень полноценной эмоции, она только формируется, это специфическая «вина без вины», которую порой может испытать и взрослый. Именно так – по культурным показаниям и на фоне развивающегося чувства вины – формируется практика «отсрочки», при котором желанная цель дожидается (в Буфере Обмена) исполнения всех нормативных процедур.

(*) Вторая редакция

ID:  745634
Рубрика: Проза
дата надходження: 11.08.2017 11:10:30
© дата внесення змiн: 11.08.2017 11:10:30
автор: Ник.С.Пичугин

Мені подобається 0 голоса(ів)

Вкажіть причину вашої скарги



back Попередній твір     Наступний твір forward
author   Перейти на сторінку автора
edit   Редагувати trash   Видалити    print Роздрукувати


 

В Обране додали:
Прочитаний усіма відвідувачами (440)
В тому числі авторами сайту (4) показати авторів
Середня оцінка поета: 0 Середня оцінка читача: 0
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі..

ДО ВУС синоніми
Синонім до слова:  Новий
Батьківна: - Свіжий
Синонім до слова:  Новий
Enol: - неопалимий
Синонім до слова:  Новий
Под Сукно: - нетронутый
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Пантелій Любченко: - Замашна.
Синонім до слова:  Бутылка
ixeldino: - Пляхан, СкляЖка
Синонім до слова:  говорити
Svitlana_Belyakova: - базiкати
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Под Сукно: - ти
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Под Сукно: - ви
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Под Сукно: - ти
Синонім до слова:  аврора
Ти: - "древній грек")
Синонім до слова:  візаві
Leskiv: - Пречудово :12:
Синонім до слова:  візаві
Enol: - віч-на-віч на вічність
Знайти несловникові синоніми до слова:  візаві
Enol: -
Синонім до слова:  говорити
dashavsky: - патякати
Синонім до слова:  говорити
Пантелій Любченко: - вербалити
Синонім до слова:  аврора
Маргіз: - Мигавиця, кольорова мигавиця
Синонім до слова:  аврора
Юхниця Євген: - смолоскиподення
Синонім до слова:  аврора
Ніжинський: - пробудниця-зоряниця
Синонім до слова:  метал
Enol: - ну що - нічого?
Знайти несловникові синоніми до слова:  метал
Enol: - той, що музичний жанр
Знайти несловникові синоніми до слова:  аврора
Enol: - та, що іонізоване сяйво
x
Нові твори
Обрати твори за період: