Удивительная вещь – человеческая память! Мало того, что вмещает, систематизирует и хранит массу полезной и бесполезной информации, так ещё и умудряется сохранять такие неуловимые вещи, как запахи, звуки и ощущения. Я долго спрашивала Бога, почему Он все важные для меня события сопровождал неимоверными душевными переживаниями. Неужели нельзя было сделать так, чтобы эмоции были чуточку менее накалёнными, а чувства не такими болезненными? Спокойствие по этому поводу пришло лишь с пониманием, насколько специфически женский мой тип памяти. Не знаю, описан ли он в учебниках психологии, не задавалась целью найти, но, как носитель, могу его назвать и описать. Мой тип памяти – эмоциональный. Лучше всего жизненно важные уроки я усваиваю только тогда, когда они сопровождаются сильными чувствами. Можно сказать, что я постигаю мир через чувства, посредством чувств не меньше, чем разумом. Я всегда помню, какими эмоциями сопровождалось то или иное жизненно важное решение, как менялись эмоции в зависимости от этого решения. Я помню первый разговор с Богом как самый большой стыд, а осознание, что Он принял меня, как самое большое облегчение. Помню злость, когда понимание неправильности поступков приходило раньше, чем менялся их стереотип. Помню обиду, когда мне казалось, что Он взваливает на мои плечи совершенно непосильный крест. И самое ценное воспоминание – это чувства, связанные с пониманием: Он никогда не даёт больше, чем я в состоянии вынести. Эти светлые чувства в самые страшные и чёрные дни моей жизни позволили выстоять, не сломаться и на собственном опыте понять, зачем нужно страдание. Но сейчас - не об этом. Я хочу рассказать о чувстве глубокой вины и раскаяния. И ещё, я хочу, чтобы вы поняли, какие страшные, нечеловечески невыносимые чувства вызывает понимание, что ничего невозможно поправить или изменить, ведь жизнь нельзя переписать набело. Делаю я это не для того, чтобы заставить вас страдать, - нет! Я даю вам шанс поучиться на моих ошибках, избегнув своих – болезненных и непоправимых.
До знакомства с трудами доктора богословия Майлса Монро, я не задумывалась, какая фундаментальная разница заложена Творцом в две половинки того существа, которое Он назвал «человек». Помните? «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Книга бытия, 5 гл., 2 стих). Доктор Монро – один из тех, кто глубоко исследует разницу между мужчиной и женщиной не столько в физическом и душевном, сколько в духовном плане. Основное отличие, говорит он, - это наличие материнского лона, утробы. Женщина – это человек с утробой. Что это значит в материальном измерении, знает каждый. Именно утроба делает женский организм пригодным к вынашиванию ребёнка, к материнству. Но доктор Монро идёт дальше. Он утверждает, что лоно – не только физическое понятие. Способность женщины принять семя, выносить его и родить нечто существенно большее существует и в душевном, и в духовном измерении. Любое зерно, брошенное в женское лоно – душевное, духовное ли – будет принято и взращено. Если зерно доброе – плод удивит вас, если злое – бойтесь! Мужчине сложно представить, чем может обернуться злое семя, бездумно брошенное в лоно женского ума или женской души! Получается, что материнство – это не просто физическая возможность родить и выкормить ребёнка. Материнство – это глубоко, на уровне первичной информации, заложенный способ существования женщины как триединой личности. Всё в своей жизни – события, информацию, мысли – женщина воспринимает, как мать. Прежде всего, глубоко принимает в себя, в душу – в разум и сердце. Сколько упрёков по этому поводу выслушивают женщины от мужчин! Им – мужчинам – сложно понять, зачем так близко к сердцу принимать всё, что вокруг происходит. Они, в силу иной природы, не могут, не способны ощутить эту глубину, ведь у них нет утробы. Принятие – важное умение, которым наделена женщина. Если у мужчины принятие – это решение ума, основанное на смирении, то у женщины – это естественное движение души. Если с этой точки зрения подойти к роли мамы и папы в семье, то мама – олицетворение принятия, а папа – закона. Маме всегда проще и безболезненней принимать тот факт, что ребёнок не идеален. Папе для этого требуется гораздо больше усилий. Я знаю много семей, где отец не смог смириться с физическими недостатками ребёнка – болезнью, увечьем – и оставил мать одну разбираться с проблемами. Это – увы! – реалии нашей жизни. Именно инстинктивность принятия – причина того, что женщины принимают в свою жизнь мужчин гораздо менее разборчиво. «Слушай своё сердце» - такой подход в выборе пары – женское изобретение. Мужчины более рациональны, для них и желудок важен, а не только сердце и, как принято считать в последнее время, постель. Говоря о принятии, как о движении души, необходимо, - я часто говорю это своим собеседникам, -«сопоставить словари». Душа в библейском понимании, это не эфемерные девять граммов «нечта», покидающие тело в момент смерти. Душа – это разум, сердце (чувства) и воля человека. Уровень принятия, как душевной способности, зависит у женщины от того, насколько умеют взаимодействовать в её личности эти самые чувства, разум и воля. Если разум развит недостаточно, - принятие инстинктивное, если воля – нестабильное, изменчивое. Только гармоничное развитие личности дает разумное, целенаправленное принятие. Или непринятие – что тоже важно, ведь наша душевная и духовная утроба способна взращивать не только полезные зёрна, но и сорняки. Не смеха ради, вспомните, сколько страданий, злости и желания отомстить (а, может, и воплощений этого желания) порою влечёт за собой глупое, бездумно брошенное кем-то слово или даже взгляд.
За принятием следует ещё более загадочное вынашивание, или взращивание. Это таинство происходит внутри женщины, оно надёжно защищено от постороннего взгляда. Женщина и сама не совсем причастна к нему, она может судить, что там что-то есть и движется, живёт – только по ощущениям. В душевной жизни эта непричастность выглядит иногда очень забавно. «Ну, скажи, - допытывается мужчина, - с чего ты взяла, что я именно это имел в виду, именно этого добивался?» Он сказал, что платье ей тесно в груди, чтоб сделать комплимент груди. А она на фитнес записалась и уже оплатила тренера из денег, отложенных на новую мебель. Смешно? Ещё смешнее то, что она и сама не скажет вам, как до этого додумалась. Просто приняла зёрнышко и выносила его. В вынашивании гармоничное развитие души ещё более важно, чем в принятии. Здесь разум играет роль первой скрипки. Ясно, что не от усилий ума в утробе растёт ребёнок. Но от ума зависит, как он туда попал и в каких условиях развивается. Тут очень важна разборчивость. Одна моя молоденькая знакомая – Нина – находится сейчас на очень сложном этапе жизни. У неё, как в сказке: направо пойдёшь… налево пойдёшь… В отношениях с неким молодым человеком она стоит как раз на том перепутье, где следует решить, будут ли они друзьями – коллегами, или начнут строить планы на совместное будущее. Их симпатия, влюблённость взаимная. Именно поэтому Нине сложно определиться. Она, в силу молодости и неопытности, испытывает страх остаться без мужа. Но есть в этой ситуации очень серьёзное «но»: отец девушки умер от алкоголизма. Нина была зачата тогда, когда его диагноз был свершившимся фактом, со всеми вытекающими из этого факта генетическими последствиями. А молодой человек, столь в Нине заинтересованный, имеет в биографии весьма неприглядный срок знакомства с наркотиками (в прошлом, разумеется) – шесть лет. Вопрос: о чём Нину предупреждает Господь, то и дело посылая в её жизнь детей, больных аутизмом? Вы представить себе не можете, какое отчаяние испытываешь, видя, какие преграды выстраивает эта девочка, чтобы не слышать, не видеть и не принимать очевидного. Так выглядит физическая сторона дела. В душевной мы сталкиваемся с подобными моментами ежедневно, ежеминутно. Наши мозги всё время находятся под артобстрелом информации. Мы автоматически принимаем её. И так же часто на автопилоте пропускаем, минуя разум, в своё сердце, позволяя тому взращивать порой самые невероятные плоды. Чтобы быть разборчивыми, важно понимать, что детей нужно рожать не от каждого мужчины, встретившегося на дороге. Источник семени физического определить намного проще, чем духовного. Вон он в кресле у телевизора сидит. Для определения качества духовного семени нужны знания в духовной области. И, прежде всего, понимание, что источники мыслей, посещающих нашу открытую всем информационным ветрам голову, могут быть разные. Наш приёмник-мозг способен улавливать как информацию любви, идущую от Бога, так и коварные снаряды зла, которыми бомбардирует нас лукавый. Способность отличить одно от другого, умение усилием воли выгнать злую мысль, погасить вызванные ею эмоции – это и есть духовная разборчивость. Для этой разборчивости нужны знания духовных истин не меньше, чем для физической - элементарные представления о целомудрии, гигиене и генетике. И так же, как физической разборчивости ребёнка учат родители, научить духовной разборчивости тоже должна семья, начиная с таких элементарных вещей, как книги и фильмы. Умные, искушённые в вопросах духовности родители никогда не позволят своим детям читать книги или смотреть фильмы, к примеру, о вампирах и ведьмах, в какую привлекательную обёртку эти темы ни были бы завёрнуты. Сегодня не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, как многолетняя духовная неразборчивость людей перерастает в неразборчивость физическую.
Вынашивание ребёнка требует от матери определённой переориентации образа жизни. Для того, чтобы плод развивался правильно и малыш родился здоровым, нужно, чтобы мама умно питалась, заботилась о своём физическом здоровье, не нервничала и много гуляла. Это знают все: для того, чтобы иметь крепкого малыша, нужно свою жизнь подчинить ему, его интересам. Вынашивание душевных плодов – вещь не столь очевидная. Но это не значит, что тут стоит пускать дело на самотёк. Важно понимать, что плоды вырастут всё равно. В душевной нашей жизни – как на том же поле. Если не посеешь хорошее, не польёшь, не прополешь, - обязательно вырастет сорняк. Только посев – это всего одно зёрнышко, а жатва – сотни, а то и тысячи. Это в поле. С женщиной ещё сложнее. Ведь она – человек с утробой, у неё урожай далеко не столь прямолинеен и очевиден. Если мужчина может, в силу своей природы, лишь приумножить посеянное, то женщина способна родить нечто гораздо большее, а иногда и качественно иное. Как, должно быть, замечательно это выглядело в паре, пока грех не извратил нас! Как в пору приходились друг другу крепкий, рациональный мужской разум – сильный и выносливый к стрессам – и женская тонкая интуиция, чувствительность, способность принять идею, и выносив, родить нечто качественно лучшее.
Погружение человека в двойственную информационную среду (а это и было результатом похищения плода с дерева познания добра и зла) извратило не только мужской ум и женскую интуицию. Весь тонкий духовный механизм под названием «лоно» оказался изрядно испорченным. И, к тому же, мы утратили инструкцию по его использованию. Если детей худо-бедно мы ещё рожаем, то всё остальное – на уровне догадок и смелых умозаключений. Не умея пользоваться духовной утробой, мы то и дело нарушаем технику безопасности, попадая во всевозможные неприятности. О принятии в лоно абсолютно неподходящих вещей я уже сказала. Но мы и вынашивать, взращивать берёмся иногда совершенно не то и не тех. Разве редкость, когда женщина относится к мужчине так, как будто это она его родила? Или так, как будто ещё даже не родила? Мы пытаемся напитать мужчину, находящегося рядом с нами, не только материальной пищей – одеть, обуть, накормить. Наше желание поделиться с ним своими душевными переживаниями, приобщить его к своим духовным убеждениям и порывам иногда переходит в грубое, неприкрытое насилие. Мало ли женщин с криками, слезами и истериками пытаются внушить мужчине свои чувства, засунуть его «в свою шкуру»? Попытки женщин перевоспитать близких мужчин – не что иное, как вынашивание: действо само по себе – прекрасное, но используемое не по назначению. Никогда женщина, пропустив мужчину через свою духовную утробу, не станет видеть в нём ведущего, никогда не будет относиться к нему как помощница. «Я тебя выносила, я тебя родила», - такой посыл подспудно будет присутствовать в их взаимоотношениях всегда. Увы! Я испытываю чувство глубочайшего раскаяния, когда думаю о своих взаимоотношениях с мужем. Я была ведущей во всём, без конца вынашивала, кормила и воспитывала. В конечном итоге, это именно я не позволила ему быть тем, кем призван он был на эту землю, – кормильцем, отцом, защитником, добытчиком. Что мне сказать в своё оправдание? То, что модель семьи, в которой росли мы с братом, была ещё более жёсткой и извращённой? Что в институте меня учили научному коммунизму и политэкономии, но никто не учил быть счастливой, строить счастливые взаимоотношения в успешной семье? Что только сейчас, в пятьдесят, я с трудом постигаю то, что должна была получить ещё в детстве и отрочестве, как родовое знание, как наиценнейший жизненный опыт поколений женщин? Наверное, это могло бы оправдать меня, если бы не гордыня. Все годы замужества, выстраивая наши взаимоотношения по своему разумению, я высокомерно считала, что мужественно делаю за него его работу. При этом старательно отворачивалась от правды: нет, я просто плохо делала свою. Помимо ущерба мужу, я нанесла серьёзный вред двум своим сыновьям. Ведь они усвоили в корне неправильную модель поведения в семье. Они выросли в условиях, когда мама – добытчик, кормилица и глава. А папа может позволить себе уютненько существовать в её тёплом лоне духовным зародышем, зная, что стоит только открыть рот, как пища будет подана ему на тарелочке с нетрадиционной каёмочкой. Мне очень горько от того, что в случае с мужем ничего уже не исправить, он слишком рано ушёл из жизни. Но я очень надеюсь, что Господь даст мне время и мудрость выправить ситуацию с детьми. Я уже делаю это. И понимаю, что самое сложное – это изменить стереотип собственного поведения, заставить себя прекратить вынашивание своих детей, доделывание и додумываение за них. Прекратить кормление готовой душевной и духовной пищей, готовыми формулами и аксиомами. Пора родить их, чтобы они сами учились добывать пропитание своей душе, - искали, ошибались, набивали шишки, радовались открытиям и огорчались неудачам. Учились быть мужчинами во всех смыслах этого прекрасного предназначения.
И вот тут - не менее загадочная, чем вынашивание, функция женского лона – роды. Умение женщины все пропустить через себя – через свою душевную и духовную утробу – просто поражает. Особенно, если задаться целью сопоставить, что туда входит и что в конечном итоге получается. Роды – захватывающее, волнующее событие, каких бы сторон жизни это ни касалось. Но в родах душевных и духовных есть те же проблемы, что и в физических, привычных. Есть перехаживание и недоношенность. Есть даже ложная беременность! Всё это – вещи потрясающе увлекательные и чрезвычайно важные. И мною пока не до конца увиденные, осознанные. Это – темы будущих раздумий.
Помню, когда я впервые читала Библию, была страшно удивлена: что же так много веков люди изучают и обсуждают? Ведь всё же понятно! Однако уже второе прочтение, вдумчивое, со включенным воображением, оставило на полях моей любимой книги полчища вопросительных знаков. С тех пор прошло десять лет, потихоньку стираются закорючки вопросов, до чего-то я додумалась сама, что-то нашла в литературе, услышала от учителей, что-то пережила и поняла. Но самый первый вопросик стоит: почему из всех возможных несчастий, болей и проблем Бог выбирает для женщины роды в муках в качестве проклятия?
ID:
423723
Рубрика: Проза
дата надходження: 09.05.2013 08:36:56
© дата внесення змiн: 09.05.2013 08:37:19
автор: alla.megel
Вкажіть причину вашої скарги
|