Это любопытно. Из "Песни о вещем Олеге" я дословно помню только "Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам", а дальше только общую канву и, разумеется, про череп коня и в нем змею.
Но самое примечательное в предании об Олеге не обстоятельства его гибели как таковые, а пророчество. Кудесник предсказал Олегу, что тот выйдет невредим из всех военных превратностей, а смерть примет от своего любимого коня. Олег в пророчество поверил, но судьбе не покорился: он сменил коня и теперь предавался батальным забавам совершенно безо всякой боязни за свою жизнь, ведь угроза ей была им хитроумно отведена. Но судьба все равно его настигла: спустя 4 года князь отправился взглянуть на своего коня, от которого к тому времени остались лишь кости. Олег над ними произнес "Его ли мне боятся?" и наступил на череп, откуда выползла змея и ужалила князя, отчего тот вскоре и умер (примерно в 912 году):
«...Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Подобные обстоятельства смерти несколько позже упоминаются в исландской саге XIII века об Орваре Одде (вымышленный персонаж) и английской средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (как будто бы историческая личность). Оба достойных мужа получили сходные пророчества и умертвили своих коней, но от судьбы не ушли: Одда, как и Олега, ужалила змея, обитавшая в черепе коня, а сэр Роберт поранился об осколок конской кости и умер от заражения крови.
Самое любопытное в этих трех ситуациях - их сходство между собой, но не в обстоятельствах гибели героев, а в их попытке обмануть судьбу. Это роднит все три предания с античным мифом (или возводит их к нему). Например, Лай, будущий царь Фив, был проклят Пелопом за похищение любимого сына, и это проклятие обрекло Лая на бездетность. Когда Лай стал царем Фив и женился на Иокасте, бездетность стала его тяготить, ведь трон оставался без наследника. Лай отправился к оракулу в Дельфы, и бог Аполлон устами оракула напомнил ему о проклятии, трижды запретил иметь детей, а на тот случай, если тот все-таки обзаведется детьми, предупредил, что Лая ждет смерть от руки сына. Когда у Лай все-таки родился сын от Иокасты, Лай захотел обмануть судьбу и повелел бросить младенца умирать в горах. Но мальчик не умер, выжил и под именем Эдип вошел в греческий миф. Ему тоже было предсказание, что он убьет своего отца и женится на своей матери, и он, не желая подчиняться судьбе, ушел от Полиба и Перибеи, которых считал своими кровными родителями. Но неумолимая судьба свела Эдипа и Лая на одном перекрестке, они поссорились, и Эдип убил Лая. Потом он пришел в оставшиеся без царя Фивы, спас город от чудовища Сфинкса, был всенародно избран царем и женился на вдове Лая и своей матери, Иокасте. Потому что от судьбы не уйдешь! - эта аксиома в античном мифе подтверждается не только примером Эдипа; не исключено, что именно оттуда она и проникла в былины Киевской Руси, скандинавские саги и английские легенды.
Есть и еще одна возможность связать древнекиевское предание о вещем Олеге с античным мифом (она мне, признаюсь, сегодня приснилась и очень понравилась). Гибель вещего князя от змеи, таящейся в черепе коня, чрезвычайно напоминает гибель Трои: десять лет греки безуспешно осаждали город, который пал лишь тогда, когда принял от данайцев, якобы отбывших восвояси, дар - гигантского деревянного коня, внутри которого сидел штурмовой отряд под водительством Одиссея. Чтобы втащить коня в город, троянцам пришлось сделать пролом в городской стене - и участь Трои была решена: выбравшись из коня, греки подали сигнал флоту, который никуда не уплыл, а всего лишь укрылся за островом, и в считанные часы беззащитная Троя была захвачена и разорена. Как и в случае Олега, гибель Трои таилась в коне - а сходство двух преданий усиливается тем, что в троянском мифе также присутствуют и змеи. Троянский прорицатель Лаокоон предостерегал сограждан: "бойтесь данайцев, дары приносящих!" - и умолял их не вводить коня в город, мол, конем тем Троя погибнет. Он будто бы даже метнул в коня копье, за что огромные змеи, присланные кем-то из богов, удушили и самого Лаокоона, и его детей. Согласитесь, все эти истории о змеях и лошадях имеют много общего.
И это не просто любопытно - признаюсь, у меня такие совпадения и сходства вызывают сильное, но приятное волнение. Я как будто обретаю там, во временах Античности, неизвестных мне предков... - а это, согласитесь, неплохая генеалогия!
ID:
912167
ТИП: Проза СТИЛЬОВІ ЖАНРИ: Ліричний ВИД ТВОРУ: Вірш ТЕМАТИКА: Філософська лірика дата надходження: 27.04.2021 06:32:47
© дата внесення змiн: 27.04.2021 06:32:47
автор: Максим Тарасівський
Вкажіть причину вашої скарги
|