Как-то, в одном из литературных журналов, я наткнулся на вопрос: «А знаете ли вы, что такое поэзия?»… И тем, которые знают, предлагалось присылать ответы в какую-то рубрику…
Честно говоря, вопросы подобного рода всегда казались мне бессмысленными, если не сказать идиотскими, но…
Ниже, некто критик и искусствовед, видимо для примера и ободрения подрастающих мыслителей, а возможно, для катализации умственного процесса у потенциально способных его понять, предлагал некую Универсальную Формулировку того, что он считал поэзией. Я уже не помню точно, что он там вещал, но его определением поэзии было нечто наукообразно-скучное, литературно-пышное, и, как ни странно, административно-категоричное… и вместе с тем, во всём этом – длинно-высокопарном и широко-претенциозном, ощущалась какая то узость…
Не знаю, возможно, это была узость его души, а может быть, это мной так ощущалась узость того прокрустова ложа, в которое он пытался уложить мою, не знаю. Но, отбросив журнал в сторону, я с раздражением подумал, что это обман, тот самый вечный обман человеческого ума, самый большой обман, который существует в этом мире – уверенность в том, что включив свет, можно увидеть то, что обитает во тьме…
Ну неужели, подумал я, этот человек, по-видимому, с
университетским образованием, не понимает, что невозможно понять бесформенное, или то, что – имея в себе – являет нам все формы, просто придав ему одну некую форму, не важно какую? В этом мире нет универсальных форм. Неужели так трудно понять то, что определить, значит, ограничить? Что нельзя, невозможно, увидеть целостность, разглядывая её в лупу? И не важно, какой мощности твоя лупа, ведь парадокс в том, что, чем мощнее мы берём лупу, тем меньше видим целое.
О, это вечное заблуждение ограниченного ума – стремление граничить безграничное. Для понимания духовной цельности мира оно глупо и кощунственно так же, как и отрицание этой цельности. Оно обман. Это самый большой обман – думать, что сможешь понять суть неизвестного, разглядывая его формы.
А ведь Поэзия – это лишь одно из имён этого Неизвестного, одно из Его проявлений. Есть и другие.
Вечность, Бог, Любовь, Жизнь и Смерть. Возможно, это то, полноту чего можно осознавать лишь чувством. Понимание здесь просто неуместно, оно невозможно, потому что ограничено, является вторичным, частичным, а значит, ложным. И еще, возможно, это и есть та тьма, в которой, даже если бы и мог, не стоит включать свет. И это тоже не поддается пониманию, это можно лишь
чувствовать. Только тот, кто никогда не чувствовал в себе ничего подобного, в заблуждении думает, что он что-то «знает»... например, то, что такое Поэзия…
Я не знаю, что такое Поэзия, но я знаю, что Она позволяет чувству прикоснуться к тому, что нельзя понять, что Она расширяет способность чувственного осознания мира и себя, и даже, иногда, даёт возможность выразить это словом…
Пение птицы… разве это не Поэзия?
А понимает ли птица, о чём она поёт?
Всходит солнце… это ли не Поэзия?
Но знает ли солнце, зачем оно всходит?
Течёт вода в реке… и это – Поэзия!
Но видит ли вода конечную цель своего движения?
Осознаёт ли жизнь, что она такое?
Не знаю… я не знаю, что такое Поэзия.
Но пока я жив и хожу по земле,
Радуюсь солнцу и отражаюсь в воде,
Слушаю пение птицы и пишу стихи,
Я чувствую, что Поэзия во мне,
Что – Она – это я.
И поэтому, я живу на земле,
Следую за солнцем, отражаюсь в воде,
Слушаю пение птицы и пишу стихи.
Она во мне.
И потому, я –
Надеюсь и отчаиваюсь.
Радуюсь и печалюсь.
Ненавижу и сострадаю.
Люблю и хочу быть любимым.
И ещё потому, что я осознаю не только то,
Что понимаю, но и то, что чувствую…
Я просто в захваті, як чітко, розумно і водночас доступно, логічно послідовно, мудро Ви доводите свої думки в прозі і як талановито, оригінально виражаєте їх в поетичних творах. Браво! Я рада, що маю можливість "торкнутись до того, що не можна зрозуміти..."
Да, Володя, по сути любые рассуждения на вечные темы можно интерпретировать, как попытку загнать эти понятия в рамки. Но на то нам и ум, чтобы думать, на то и речь, чтобы описывать свои мысли и чувства, пусть даже в глобальном масштабе это может выглядеть примитивно. Однако, и каждый человек - это сам по себе отдельный мир, вполне целостная индивидуальная глобальность, поэтому наши порой наивные попытки объять необъятное тоже имеют право на жизнь
да разве я против? конечно думать нужно, иначе как жить то, я ведь не о том, чтобы не думать, а о том, чтобы не думать, что знаешь наверное, вот как этот критик. сегодня ученые говорят о том, что даже вселенские законы не универсальны, так стоит ли так преклоняться перед человеческими? я говорю о поэзии, когда вот такие "знатоки" пытаются загнать её в жесткие рамки своего ограниченного понимания, это должно быть так, а вот это этак, а почему? а потому, что так уполномачивает их собственная категоричность и избыточная образованность. в поэзии есть только один закон и это - закон гармонии, одна мера и это мера эмоциональной наполненности, и это дается нам от бога, а всё остальное - образованщина, снобизм и чрезмерное эстетство, иногда доходящие до абсурда и не замечающие этого. вчера вот имел сомнительное удовольствие убедиться в этом в очередной раз. познакомился с молодой поэтессой, 21 год, Марина Кош, из разряда тех, кого я отношу к ряду поэтических феноменов нашего времени. наткнулся в литклубе стихиру, на коменты, которыми, посредственности и дураки, отказывают ей в принятии на конкурс удивительного, на мой взгляд, ст-я, к сожалению, не запомнил названия. они де лучше знают, какой должно быть поэзии, адепты, мля, херовы, Лёзер, Копп и Лайда. задело меня это. не должны вот такие определять, что есть Поэзия, не им судить таких, как Марина, нет у них права, да и не у кого нет. Поэзия не должна равняться на читающего, Поэзия равняется на пишушего, да и то, лишь потому, что вынуждена это делать, если конечно это Поэзия. а ты, если дурак и не понимаешь,то, расти, а если завистливый плут, то на... иди и чем дальше, тем скорее. это я и попытался объяснить в этой миниатюрке, только поэтическим словом, на сколько смог. спасибо за прочтение.