Проект "Ребенок" (*)
Дао, которое может быть выражено словами, не есть неизменное дао.
Из записной книжки Ли Эра
Сторонники «общественного научения» обожают приводить пример несчастного Маугли, воспитанного стаей. (Иногда кажется, что это их единственный аргумент.) Дескать, если он такой умный, что же он строем не ходит вместе со всеми? когда из джунглей выходит, то есть. Вопреки Киплингу, реальные маугли (примеров множество) мыслить так и не научились – даже после того, как попадали в человеческое общество… Почему «социал-детерминистам» не приходит на ум пример обыкновенных домашних кошек? Многие котята ведь выросли в культурной среде, но разума тоже не обрели. И даже воспитанники очень интеллигентных семей так и не освоили интегральное исчисление и правила поведения за столом. Есть что-то в человеке (и человеческом дитеныше), чего нет и не может быть у животных. И мы знаем, что: разумная деятельность требует владения абстрактными понятиями.
Не уверен, что читатель хорошо меня расслышал, поэтому на всякий случай повторю. Я сказал: «абстрактными», а не «общими», разница здесь существенная. Видимо, придется ее объяснить. Более или менее общими понятиями владеют и высшие животные. Ассоциативное мышление – штатный режим работы Первой сигнальной – это, как мы говорили, процесс обобщения понятий. Вопрос в том, как далеко это обобщение может зайти. Существует естественный предел развития ассоциативного мышления в результате количественного накопления ассоциаций. «Абстракция» – понятие качественное; это условный, недостижимый предел обобщения, к нему можно приближаться – но и только. Абстрактное мышление – это встречный процесс конкретизации общих понятий, начиная с самых общих. И в результате получаются такие понятия, до которых ассоциативно мыслящие существа не додумаются никогда… Так уж и не додумаются? Теоретически – да, но только теоретически. Не тешьте себя иллюзиями, все попытки воспитать обезьянку в человеческой семье дали всё тот же предсказуемый результат – несмотря на все научно обоснованные методики, несмотря на профессиональную подготовку исполнителей.
Вторая сигнальная система как раз и предназначена для того, чтобы оперировать абстрактами в мышлении и практической деятельности. Ее структура и функции – те же, что и у Первой, они описаны в предыдущих публикациях. Отличие в том, что Первая сигнальная оперирует информацией о форме событий, а Вторая – об их сути. Как вам объяснить… Понимаете, что такое «суть события»? Конечно, понимаете, хотя и не сможете объяснить. Да и зачем – если все понимают этот абстракт одинаково. Кстати, что такое «понимать»? («Система понятна?») Суть нельзя объяснить, ее можно только «передать». Если можно дать какое-то определение абстрактам, то только через чувства другого человека. «Благодать – это то, что мы чувствуем после первой с устатку.» Argumentum ad humanum.
«Добро и зло», «правда и ложь», «красота» и «гармония» – это ведь все общие понятия, а не абстрактные; просто потому, что выражены словами. Абстрактные понятия нельзя назвать, на то они и понятия: их или понимаешь, или нет. Хотя… что значит «нет»? Нет человека, который ими не владел бы, хочет он того или не хочет.
Логически это означает наличие психического аппарата, ответственного за чувственное восприятие (понимание) абстрактных идей. Печальное состояние дел в персонологии (индивидуальной психологии) красноречиво характеризуется тем обстоятельством, что для такого психического аппарата даже не придумано специального названия (Юнг не в счет). Впрочем, философы древнего Китая дали ему имя Дао; этому приоритету мы и будем следовать.
В заключение, я хотел бы, пока мы не погрязли в информационных схемах и не увлеклись педагогической тематикой… Я хотел бы простыми словами объяснить, как же, все-таки, проходит процесс воспитания ребенка. Как формируются базальные навыки и базальные установки личности в раннем детстве? Как видите, совсем уж без педагогической тематики мы не обойдемся – как и без информационных схем, впрочем.
«Схема совпадений» – стандартная процедура в ординарной информатике; и универсальный метод организации психической деятельности. По этой схеме работают «управляющие инстанции» рефлекторных дуг, по ней происходит матрификация сигнала, организуются и разделяются между собой психические структуры. Рефлекторное кольцо образуется по схеме совпадений сигналов в контуре условного рефлекса и «рефлекса среды». Она заслуживает, чтобы с ней познакомиться. Это такой режим регистрации сигналов, при котором фиксируются только импульсы, пришедшие одновременно; фиксируются совпадения. В случае информатики структура сигналов также должна совпадать… Это все. Но из этого непосредственно следует, что Дао самостоятельно – без подтверждающего сигнала от воспитателя – не способно сформировать ни одной человеческой установки, ни одного навыка. Вот вам и Маугли. Но и воспитатель (внешняя среда) тоже не может этого сделать без подтверждения от Дао. Вот вам и котята.
Д. Базальные установки и базальные навыки формируются в раннем детстве в результате взаимного подтверждения внутренних и внешних побуждений.
К этому можно прибавить, что
Е. в раннем детстве (0–6 лет) формирование установок неотделимо от формирования навыков.
Даже простейший физиологический рефлекс младенца возникает параллельно с (простейшей) эмоциональной установкой, которая ему соответствует. (Т.н. «релевантная связь» сигналов; термин восходит к опытам Павлова и Скиннера.) Поэтому они и называются «базальными», что образуют неразрушимое единство, «базис личности», которое не испытывает никаких внутренних противоречий на протяжении всей жизни; информационный обмен между матрицами «базовых установок» и «базовых навыков» не прекращается ни на мгновение без каких-либо волевых усилий – даже тогда, когда часть сознания (Эго или Супер-Эго) работает в «спящем» режиме. Базис личности – «биос» человеческого сознания, если вы понимаете, о чем речь. Именно это неразрушимое единство гарантирует снятие конфликта между Эго и Супер-Эго, известного как «кризис идентичности»… Но об этом позже.
(*) Вторая редакция
я так и не понял насчет Дао, оно формируется в ребенке или дается по умолчанию? судя по всему должно передаваться генетически, почему же оно не хочет работать у Маугли возвращенных в человеческую среду?
а насчет котят, пример плохой, деградация всегда идет много быстрее эволюции, и опустится с высот возможностей человеческого разума это совсем не то, что подняться с низов животного.
мне было очень интересны Ваши рассуждения о абстрактном мышлении, Сергей, жаль, что Вы уделили ему не так много внимания, как мне бы хотелось. я тоже задумывался над этим, но до литературы руки так и не дошли, всё собираюсь взяться серьезно за Фрейда с Юнгом, и все недосуг. может, подскажете с чего начать это знакомство, буду Вам признателен.
1. Дается по умолчанию как часть чувственной сферы разума, которая и есть разум при рождении. Сознание развивается в процессе обмена этого чувственного разума со средой. Ид (Оно) обрабатывает формальную, знаковую информацию от органов сенсорной перцепции (слуха, зрения, осязания, обоняния), а Дао - от органов "трансцендентной аперцепции" (по Канту) - совести, вкуса, интуиции. Но младенческий разум еще слишком прост для разделения на Ид и Дао, полноценные структуры формируются в процессе воспитания.
2. Возраст пропущен, Владимир. Соглачно "эпигенетическому принципу" Эриксона, каждой функции психики отведен для формирования определенный возраст, причем общий сценарий развития человека (с точностью до деталей) один для всех. Причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Если Маугли вытащить из джунглей до семи лет, что-то еще можно сформировать, но чем раньше, тем лучше.
3. Насчет котят - это вообще не пример, это насмешка.
4. Весь Проект "Ребенок" (а это тоько начало) построен на исследовании мышления в его развитии, а значит - 50% текста касается абстрактного мышления так или иначе.
5. У разных исследователей выдержало испытание временем немногое. И никто не скажет Вам - что именно, психология еще очень молодая наука. Фундаментальным вкладом Фрейда я считаю его "структурную модель" разума. Многие частные концепции (например, "защитные механизмы") вошли в золотой фонд науки. Могу назвать Эриксона, Маслоу, Олпорта, Фромма... Но из всего наследия придется выбирать наиболее содержательные и оформленные идеи. Собственн, этим я и занят в проекте "Ребенок". Так что, ничего не остается как только сказать "следите за нашими публикациями".
С уважением, Ник.