Говорят, - а Моисей - то рогатый.
Молва
О, Моисей,
тебя не радовало
с твоею болью,
что столько поколений
вздрагивало
перед тобою.
Реваз Амашукели
Туристы ходят по музеям,
Шедевры посмотреть хотят.
Они не просто ротозеи -
Желают выразить свой взгляд.
Вот Микельанджело скульптура,
Пример шедевра - "Моисей",
Ваял, конечно, не с натуры,
Но убедительность есть в ней.
Шедевр, - но что-то тут не чисто...
(да в чем угодно есть порок)
И вот увидели туристы, -
Что странно выглядит пророк.
Кто первым вдруг дошёл до мысли?
(то гром как будто ясным днем)
Туристы или не туристы
Увидели рогатость в нем.
Не мыслил мастер примитивно,
Быть мысль вульгарной не могла, -
Что над челом пророка видно
Не свет небесный, а рога.
Что мыслил легендарный скульптор -
Как в камне оживёт пророк?
Но дилетанта зренье скудное
Он ни за что учесть не мог.
Рогатый Моисей? - Кощунства
Не допустил бы Ватикан.
Толпа, возьми, хоть чуть прищурься -
Как мрамор светом осиян!
Как выразить невыразимое?
В материальность свет вместить?
Но у толпы взгляд примитивный -
На лбу две шишки, стало быть, -
Рога, но только не созрели,
Но все ж наметились вполне.
Волшебное искусства зелье
Напрасно подавать толпе.
Толпе, от истины далёкой,
Хотелось б видеть в сонме дней,
Рогатых ангелов, пророков,
На их челе - печать страстей.
Святых узреть в одеждах чёрных,
Их помыслов нечистых сеть,
В высоких чувствах - что угодно,
Но только лишь не горний свет.
Толпа всегда увидит ясно
Во всем хоть маленький изъян.
Не убедит толпу прекрасное, -
Ни Библия и не Коран.
Вот нашелся когда-то один невнимательный переводчик, перевел из книги "Исход" вместо "каrаn" - лучи, влепил "кеrеn" - рога, не думая о том, что толпа - страшная сила: вместо лучезарного Мойсея увидели рогатого пророка. А роги в наше время - не лучший вариант...