Специальный армейский автобус 38АС
Не помню, при каких обстоятельствах и по какому случаю, но появился на 21 м объекте свой автобус, имевший причудливое название 38АС, но чаще его называли СА 38, так звучало привычно, да и более логично. Это детище советской автомобильно-конструкторской мысли, было довольно комфортабельным, особенно для не требовательных пассажиров, которые удовлетворялись тем, чтобы только ехать, безразлично на чём, в какой позе и в каких условиях.
Кузов автобуса – ручной сборки, был тяжеловат для базового двигателя. Не ошибусь и в том, что при виде этого творения рук человеческих, незабвенный Остап Бендер, вполне обоснованно мог произнести ставшую крылатой фразу: “ Вот что можно сделать из обыкновенной сноповязалки”. Был этот кузов довольно высокий, поставленный на шасси автомобиля ГАЗ 66, а поэтому и неустойчив к опрокидыванию. Неустойчивость проявлялась особенно в зимнее время, когда даже на небольшой скорости, водитель из-за заносов слетал с дороги и тут же плавно и не спеша опрокидывался на бок. Для постановки “на ноги” требовалась техническая помощь, так как силами даже всех 20-ти пассажиров, поставить это сооружение на колёса было невозможно.
Кабина водителя была отделена от пассажирского салона капитальной перегородкой. Как правило, в кабине на пассажирском сидении размещался “старший машины”.
Ломался автобус довольно часто, но ремонтировать его было не сложно, да и с запчастями проблем не было, всё-таки базовая модель - ГАЗ 66, была автомобилем в армии довольно распространённым. Единственная проблема, состояла в дефиците ветрового стекла. Стекло было от автобуса ЛАЗ и немного “подгонялось” под посадочные места автобуса. Это стекло при переворачивании автобуса, как правило - разбивалось. Конечно, в летнюю пору, ехать обдуваемым ветром знойной Бетпак Далы, водителю было даже приятно, но зимой, при морозе 20-ть и ниже, вождение становилось сродни боевому подвигу. По такому случаю, “старший машины” перебирался в пассажирский салон, а водитель оставался сам на сам с суровой казахской действительностью. Водителя одевали в тулуп и валенки, на глаза одевали мотоциклетные очки. Конечно, в таком одеянии вести машину не очень удобно, но – советский солдат, был стойкий к тяготам и лишениям воинской службы и достаточно вынослив. В этой ситуации, задача “старшего машины” состояла в том, чтобы не допустить “ныряния” водителя в “нирвану сна”. А так как глаза солдата были закрыты очками, то “старший машины” периодически постукивал сапогом по перегородке, в ответ на что – водитель отвечал ему жестом или поворотом головы.
При этом, и что было главным – Мы ехали. Двигались вперёд по сложному пути испытаний противоракетных комплексов и даже, не в слух будет сказано, по каким-то показателям, каким точно - неизвестно до сей поры, обгоняли вероятного противника…
Но рассказ мой не об автобусе, а только об одной единственной поездке на этом автобусе, по маршруту 21 й объект – 35 я площадка - ж.д. Сары Шаган, давно забытой осенней “дембельской порой” 1982 года.
Это была “первая партия” “дембелей”, которых мне, как старшему машины было поручено отвезти автобусом в штаб в/ч 03145 (35 й площадки) и там, заправившись бензином, прямо в сам Сары Шаган. А если бензина не будет??? В таком случае, оставить “дембелей” для отправки транспортом “метрополии”.
СССР и в те времена был большой “нефтеносной скважиной”, но бензин, по крайней мере, в армии всегда был в дефиците. Вот и тогда, автобус был заправлен бензином из расчёта 50-т километров пробега, то бишь, до 35 й и назад – на 21 й объект, а дальше – как получится.
Пять “дембелей” в полном составе и здравии были успешно доставлены в “метрополию” и тут оказалось…
В части проводились стрельбы противоракетой. Событие незаурядное. На стрельбах присутствовал Главком и командование части ублажало и развлекало “высокую особу” или отвлекало его внимание от суровой армейской действительности и реально существующего положения вещей....
Возле штаба части “кучковались” местные “дембеля”, получившие документы на увольнение вместе с объектовыми и ожидавшие транспорта для отправки на ж.д станцию Сары Шаган, до которой было ровно 100 километров пути.
Для отправки лучших представителей уволенного в запас личного состава части, командование - не пожалело хороших слов напутствия и тёплых пожеланий. Был проведён инструктаж о правилах поведения в пути следования, выданы на руки документы и деньги, выделен транспорт – автобус ПАЗ и даже назначен старший автобуса и этой команды. Но вот незадача, беда состояла в том, что в части не было бензина для заправки автобуса.
Вот обгоняли мы “супостата” по ракетам и конечно, по количеству добытой нефти и газа, а по бензину, оказывается, уступали. Но о таком уязвимом месте Советских Вооружённых Сил, вероятный противник, скорее всего не знал, а если бы и не дай бог и узнал, то никогда бы и не поверил, а своего разведчика, принёсшего такую весть, расстрелял бы за дезинформацию, а может быть и пощадил бы. Кто его знает этого самого противника...
“Дембеля” затосковали, но ненадолго. Местные провели переговоры с нашими, а наши пришли ко мне с предложением: “А если местные заправят полный бак, то как бы на нашем автобусе всех в Сары ?”.
Лично я был не против… Мне было даже как то веселее прокатиться, а не сидеть на объекте. Возраст, ещё требовал ярких событий и каких никаких впечатлений. Тем более, что к работам по сегодняшней тематике мой расчёт не привлекался.
Несколько меня смутили условия заправки. Местный “дембель” настоятельно попросил меня при заправке не присутствовать, из автобуса выйти и посидеть вот здесь, на лавочке. А Они сами съездят. Быстро съездят, тут недалеко, прямо вот тут (где точно не называлось). “Ну, где же, где???” Для порядка поинтересовался я. “Ведь в части бензина нет”. “В части нет. Но мы договорились с военными строителями”. Уверенно парировал мои сомнения солидного вида “дембель”.
Автобус заправили, по-олный бак. Мой водитель был страшно доволен, и когда я спрашивал, где же эти неизвестные строители, он как-то таинственно улыбался и неопределённо кивал головой в таком же неопределенном направлении.
До Сары Шагана доехали весело и быстро. “Дембеля” были ну очень довольны и счастливы. Откуда-то принесли две бутылки водки, чем меня несколько смутили и очень даже удивили. Легально водка в Сары Шагане не продавалась. Ради приличия, я даже отказывался брать, но недолго так отказывался. В конце концов, если не возьму я, то они выпьют и без меня, а это очень плохо, даже хуже чем я выпью вместе со товарищами, на объекте, конечно.
Дорога же домой – всегда короче. Но какая-то тревожная мысль всю дорогу не давала мне покоя. И тревожило меня то, что по моим сведениям не было на 35 й площадке строителей, а значит и бензина, которым заправили автобус.
И допросил я своего водителя, возвав к его высокому сознанию, одновременно объясняя, что врать некрасиво и не по комсомольски.
После таких слов, ответил мне водитель честно: “Среди ихних дембелей был “пожарник”. Слили бензин с пожарной машины. Но для тушения одного пожара, бензина в пожарной машине осталось достаточно. Конечно, если пожар будет небольшой. Так что, если при стрельбах что-то и случится, то Главком да и его свита ничего не заметят. А бензин в часть завтра привезут и заправят оба бака пожарной машины”.
Я конечно немного переживал. Понимая, что в случае возникновения пожара, придётся мне “сидеть” как соучастнику этой несанкционированной заправки. Но всё обошлось. Пожара в этот день, да ночью и вплоть до приезда топливозаправщика, в части не случилось…
Из пережитого.
В.Небайдужий
© г. Киев. 2014 й год.
ID:
920985
ТИП: Проза СТИЛЬОВІ ЖАНРИ: Оповідний ВИД ТВОРУ: Дума (билини) ТЕМАТИКА: Історична лірика дата надходження: 31.07.2021 08:54:19
© дата внесення змiн: 31.07.2021 08:54:19
автор: Небайдужий
Вкажіть причину вашої скарги
|