|
Торжественно, под Рождество, сказка врывается в сегодняшний город, на санях, рассекая откуда ни возьмись появившийся снег... Полнолуние. Скользят автомобили, дивясь видению. Николай Васильевич, кутаясь в теплую шинель, смотрит на месяц. Вакула верхом на черте летит меж звезд и облаков...
Я пишу эти строки, находясь в Диканьке, и пока не знаю, что это: дневниковые записи, публицистическая статья для журнала либо письмо, адресованное почитателям творчества Гоголя.
Наше путешествие с подругой Людмилой на родину писателя, колоритную Полтавщину, планировалось более года. Препятствовали то тотальный карантин, то закрытая усадьба Гоголя снова-таки по причине карантина, то тур подходящий было не сыскать, а самостоятельно я боялась не встретить стольких гидов (это самые полезные люди в моей профессии и жизни). KrainaUa всегда делала поездки информационно насыщенными, потому я воспользовалась ее услугами.
Знакомство с Николаем Васильевичем у меня произошло очень давно, но все помню, как сейчас. Летний дождь хлестал по оконным стеклам. Сверкали молнии, а затем, в разгар дня, темнело как поздним вечером. Десятилетняя я сидела на дядиной кровати и рисовала. У кровати стоял старый письменный стол, накрытый бабушкиной скатертью с узорами. В соседней комнате трещал приемник - популярное развлечение в деревенские дождливые деньки. Приезжая на летние каникулы к бабушке, я успевала запомнить все детские песенки и передачи, которые там звучали.
Шла радиопостановка "Нос". Слова «сатира» и «оригинальность» меня тогда мало беспокоили, но сама история о бедолаге майоре Ковалеве, от которого сбежал нос, чтобы разгуливать по Петербургу в облике статского советника, увлекла так, что я сначала прислушивалась, затем рисовала, слушая, и, в конце концов, отложила карандаш, боясь громко вздохнуть, вся превратилась во внимание. Как-то утром в свежеиспеченном супругой хлебе цирюльник нашел нос Ковалева, которого он брил два раза в неделю. «Неужто отрезал бритвой?» - подумал грязнуля-брадобрей. А дальше закрутилось и завертелось, что, пожалуй, такой клубок невероятных событий мог распутать разве что сам Гоголь. И не было для меня в тот день ничего более интересного в мире, чем радиопьеса.
Поездка выпала в аккурат под Рождество. Вот они – мои вечера на хуторе близ Диканьки. Писатель, создавая «Вечера», имел в виду свое родное село Васильевка, где стоит усадьба Гоголей-Яновских. Но сколько этих Васильевок в одной Украине? А Диканька, благодаря знаменитому роду Кочубеев, уже «звучала», да и много кто из знати ее посещал.
Детство в украинском селе было настоящей сказкой – таинственной, полной местного фольклора, традиций, вкусной еды и цветистой мовы. Даже проживая свой петербургский период, Гоголь постоянно обращался в письмах к матери, Марии Ивановне Гоголь-Яновской, чтоб присылала она ему все подряд: этнографические данные, истории о людях из их имения Васильевка, подмеченные детали из украинского быта.
Потому-то «Вечера на хуторе близ Диканьки» и полнятся яркими персонажами, где почти каждый, разве что кроме черта, имеет своего прототипа: Вакула, художник и кузнец, и красавица Оксана, раздающая «гарбузы» направо и налево, и Пацюк – сборный образ запорожца и ведуна.
Да чего уж там, «Майская ночь или утопленница», «Диканька», «Заколдованное место» - впечатляющие, уникальные произведения о настоящей Украине, а если еще и открывшиеся читателю в детстве, то точно сделавшие его более чутким, чем иные, человеком, понимающим юмор, и обязательно фантазером. В том возрасте, что я слушала радиопостановку, мне уже грезились деревенские коты, превращающиеся в соседских бабулек, а также низкорослые бородатые домовые. Детские россказни у полыхающего костра приобретали оттенки некоторых гоголевских историй.
Туристический микроавтобус ворвался в утренний диканьский туман. Не сохранившая своего облика, в каком являлась Гоголю, Диканька мирно спала. Оттаявшая, дождливая Полтава, с которой мы попрощались накануне Рождества, чтобы встретить его где-то под Васильевкой (на хуторе близ Диканьки), не шла ни в какое сравнение с этой деревней. Уж напустила природа белого туману! Здесь зима закристаллизовала каждую веточку березы, каждую елочную иголку, демонстрируя их миру, как свои шедевры. На южной окраине Диканьки – Свято-Николаевская церковь. Несколько веков назад на одном из пней нашли икону святого Николая Чудотворца. Вокруг нее и возвели церковные стены еще в ХVІІ веке. Сначала церковь была деревянной, затем отстроили каменную с серебряным куполом и золоченым крестом. Белоснежная, она все больше выступает из белесой мглы, когда мы к ней приближаемся. С деревьев срываются снежинки или дождинки. По этой же дороге больше двухсот лет назад сюда ходила семнадцатилетняя Мария Гоголь-Яновская. Она уже потеряла двух первенцев и молила святого Николая о рождении здорового ребенка. Ее малыш появился на свет слабеньким, но окреп, окруженный родительской любовью. Назвали будущего великого писателя в честь святого.
И вот я синхронно с Марией, только в сегодняшнем дне, вхожу в церковь, послушать рождественскую службу, а там поют, верно, ангелы… Все горит яркими огоньками: свечи, гирлянды на ели, сердца. Сбились в кучку на самом входе крохотные диканьские девчонки – большеглазые, все в теплых платочках и шубках. Прости Господи, и меркнут мои впечатления о посещении Ватикана. Нигде я не испытывала такого сильного чувства, очищающего, и приходящего ему на смену спокойствия. Сквозь мои тихие слезы множатся огоньки. Как Гоголь-Яновская просила о ребенке, я попросила здоровья для своего племянника и, будучи влюбленной, возможно, в последний раз, пожелала взаимности.
Служба окончилась, наш путь лежал в Гоголево, а душа продолжала петь. Это было рождественское чудо, сошедшее со страниц, исписанных красивым почерком Николая Васильевича. Он, провидец, принарядил Диканьку к приезду гостей, заколдовал и затуманил, посеребрил, подговорил старика Января, нашептал погоде пару своих шуток. А на себя у него времени не осталось, потому усадьбу нещадно заливало дождями. Да еще и карантин! В музей (Национальный музей-заповедник Н.В. Гоголя) войти не разрешили, потому туристы побежали за гидом мокрыми парковыми дорожками смотреть сад, грот и пруд.
Я работала, конечно, под прикрытием, рядясь в туристку. KrainaUA, сопровождающая нашу группу прекрасная полтавчанка Анна Шендрик и работники музея устроили для меня индивидуальную экскурсию. Так я вошла в усадьбу, ступая по следам Николая Васильевича. Открывающаяся в каждой комнате экспозиция полностью соответствует обстановке, что царила в доме писателя. В просторной гостиной собиралась творческая интеллигенция, здесь Гоголь проводил время со своими сестрами, которых горячо любил. Спальня его матери, кажется, до сих пор хранит ее мысли. Когда ты одна в музее, трудно не начать фантазировать о том, как кто-то незримый бродит здесь рядом с тобой, в гостиной вдруг раздается смех, а страницы книги на столике перелистываются сами собой без ветра… Реконструировать события так интересно, и в связи с этим даже вспоминается двухсерийный документальный фильм Леонида Парфенова «Птица-Гоголь». Рядом с домом расположились памятник писателю и флигель, где он жил сам, принимал гостей и писал. У кровати стоит конторка с бумагами и чернильницей. Гоголь писал стоя. Видеть все это до дрожи волнующе. Чувствовать это будешь всю последующую жизнь.
Несколько лет назад я была в Москве на Новодевичьем кладбище, разыскивая могилу Гоголя. В прошлом году гуляла по Риму, где так уютно сиделось Николаю Васильевичу в ресторанчиках, ела, как и он, пасту, писала стихи, тогда как он создавал свое бессмертное произведение «Мертвые души», отмечая стаканчиком вина завершенную гениальную главу о Плюшкине. Я на цыпочках шла по его жизни, начиная от ее завершения к самому началу - рождению чудесного ребенка. Вот вам и Рудый Панько, рассказывающий свои байки, очаровавшие весь мир!
А не рвануть-ка мне с открытием границ в Питер – на Невский проспект?! «Нос», «Ревизор», да и «Диканька» были написаны в Петербурге. Мне тоже туда нужно. Не сейчас, но достаточно скоро.
А цветущей весной я мечтаю вернуться в Гоголево, чтобы сидеть у пруда, грызть яблоки и продолжать писать эту историю.
Низкий поклон Николаю Васильевичу.
ID:
901762
ТИП: Проза СТИЛЬОВІ ЖАНРИ: Оповідний ВИД ТВОРУ: Мініатюра ТЕМАТИКА: Історична лірика дата надходження: 19.01.2021 07:52:18
© дата внесення змiн: 19.01.2021 07:52:18
автор: Олена Мальва
Вкажіть причину вашої скарги
|