Уважаемые коллеги! Осмелюсь предложить небольшой экскурс в теорию литературы. Думаю, что данная информация будет полезна многим, тем более, что все непонятные определения, встречающиеся здесь, можно поискать в инете (хотя бы в Википедии) и тем самым повысить свой образовательный уровень.Статья является перепечаткой из "Поэтического словаря" А.Квятковского (изд."Сов.энциклопедия"1966г.)
Особенно прошу обратить внимание на заключительную часть статьи, где говорится о "рифмоделании" В.Маяковского, а также прочесть его ранние стихи (1-й том собр.сочинений), например - "Лиличке","Флейта - позвоночник" и пр. Ведь он был не только т.н. пролетарским поэтом, но и глубоким лириком, стихи которого о любви восхищают и поражают. На них можно учиться силе выражения чувств и умении находить особую ритмику и рифму в стихе.
Желаю всем удачи в стихосложении.
РИФМА (из греч. - соразмерность) — композиционно-
звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких
стихов, чаще — начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. В русских пиитиках (16—18 вв.) этот повтор назывался
«краесогласием». Определение Р. как концевого созвучия не сов-
сем точно, так как известны случаи начальных и внутренних Р.
На протяжении истории поэтического искусства структура Р. ме-
нялась и меняется. Не влияя непосредственно на ритмостроение
стиха, Р. тем не менее играет исключительную эвфоническую и
организующую роль в стихе, особенно при строфической компози
ции стихотворения. В античной поэзии рифмовка стиха как си-
стема не применялась; рифмы в античных стихах — явление слу-
чайное, чаще в середине и в конце одного и того же стиха. В евро-
пейской поэзии Р., как обязательный эвфонический и мнемониче-
ский прием, появилась поздно; подобное явление наблюдается в
литературах всех народов. В русской народной поэзии система
рифмовки — также сравнительно позднее явление, хотя отдельные
случаи Р. наблюдаются уже в древнерусских литературных про-
изведениях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о
Горе-Злочастии»). Русские т. н. досиллабические вирши были
свободной, не стопной формацией со смежными Р.; по своей струк-
туре они имеют много общего с раёшным стихом и, очевидно, вы-
шли из народной поэзии. Теория Р. русского классического стиха
хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Р.
можно разделить в основном на следующие группы.
По слоговому объему Р. делятся на мужские (ударение на по-
следнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге),
дактилические (ударение на третьем от конца слоге), гипердакти-
лические (ударение на четвертом от конца слоге). Если Р. оканчи-
вается гласным звуком, она называется открытой, если оканчива-
ется согласным звуком,— закрытой.
По характеру звучания различаются Р.: точные и приблизи-
тельные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тав-
тологические, неравносложные, разноударные.
По положению в стихе рифмы бывают: конечные, начальные,
внутренние; по положению в строфе — смежные, перекрестные и
охватные (или опоясанные).
В отношении кратности повторов различаются Р. парные, трой-
ные, четверные и многократные.
Стихи без Р. называются белыми, неточные Р.— «рифмои-
дами».
Особое место в технике русского стиха занимает рифма Мая-
ковского, тщательно исследованная М. Штокмаром. Маяковский
открыл новые методы рифмовки, соответствующей строю его ора-
торского стиха. В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал:
«Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспоми-
нать ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держать-
ся вместе... Я всегда ставлю самое характерное слово в конец
строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате
моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до
меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает
строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем матери-
ал, пошедший на остальные строки».
http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/200.htm
ID:
346143
Рубрика: Інше
дата надходження: 25.06.2012 12:10:47
© дата внесення змiн: 27.06.2012 17:15:13
автор: Konst
Вкажіть причину вашої скарги
|