- Вы же умный человек, учёный, практик, кандидат наук… Как при этом всём вы можете утверждать существование Бога, если научно доказать Его существование невозможно?
- Скажите, а Вы можете молчать на русском языке?
- Ну, нет.
- Вот и привести научные доказательства существования Бога - это как молчать на языке.
- Я Вас не понимаю.
- Одно нарушает другое: когда есть молчание, нет речи, нет языка. Когда есть речь, нет молчания.
- А при чём здесь Бог?
- Истинное познание Бога начинается за пределами научного метода, научное знание выносит Бога за скобки.
- То есть Вы хотите сказать, что научно доказать существование Бога невозможно?
- Да, если только не считать, что существование молчания определяет существование речи, а существование речи невозможно без молчания. Иначе они становятся непроявленными.
- А что в Вашей метафоре тогда Бог - молчание или речь?
- Скорее молчание. Помните, «мир как текст», или «природа – это раскрытая книга». Бог проговаривается из своего молчания. В этом и есть акт творения – проговаривание.
- Зачем?
- Бремя всемогущества. Всемогущество только тогда стает таковым, когда оно проявляет себя в действии, когда встречает вызов. Богу необходим собеседник, спорящий собеседник.
- Но если он всемогущ, то Ему должно быть пофиг всё!
- Но это же значит, что Ему может быть и не пофиг.
- То есть это его каприз?
- Нет, скорее это его природа, или сущность.
- А кто создал природу, или сущность Бога?
- Он сам и создал всю природу и всю сущность.
- С Вами очень тяжело разговаривать, Вы нарушаете логику, противоречите сами себе!
- Вот видите! Вам со мной тяжело, а каково Ему со всеми нами? А каково Ему с самим собой?! Мы друг друга понять не можем, а хотим понять замысел божий.
- По-вашему получается, что сидит там где-то кто-то или что-то, и вдруг этому «кто-то-что-то» стало скучно и он мир сотворил, чтобы доказать себе, что он существует и не умер ещё, то есть не исчез (он же бессмертный), да?
- Скорее, проговорился. Помните: «в начале было Слово, и Слово это было Бог, и слово было от Бога».
- То есть, Бог сказал «Бог», да?
- Тут очень важна интонация. Он сказал так: «Бог?» И не услышал ответа. И засомневался. Ну а потом Вы знаете что произошло - твердь небесная и т.д. Пошло-поехало. Завертелось.
- Психонул?
- Я же говорю, про-го-во-рил-ся! Нарушил своё молчание, породил Слово, а Слово уже стало причиной возникновения и мира, и нас с Вами, и науки.
- Но тогда это значит, что если наука есть следствием существования Бога, то тогда в науке есть следы божественного, и мы можем совершить обратный путь от науки к Богу, и тем самым научно доказать его существование!
- Нет, не можем. Вот смотрите, пример. Представьте, что слово вдруг стало обладать свободной волей и сознанием, и что мир языка, или языков, вдруг стал самодостаточным и слова стали жить своей жизнью – рождаться, умирать, воспроизводить новые слова. И тут какое-то слово заявляет: «А вы, слова, знаете, что нас всех сотворил человек?» И я думаете Вы догадываетесь, какова будет реакция многих из сословников, она будет что-то наподобие «Да ну нах! Мы состоим из букв, корней, приставок, суфиксов, склоняемся по родам и падежам, спрягаемся – вот основные законы нашего существования! Какой нафиг человек! Мы не нуждаемся в этой гипотезе!»
- Что-то я Вас не совсем понял.
- Я хочу сказать, что с точки зрения языка, доказать с помощью законов реальности языка, которая представляет собой набор синтаксиса, грамматики и фонетики существование человека невозможно. Но вы же не будете спорить с тем, что язык есть порождение человека?
- А на каком языке Бог сказал слово «Бог»?
- На языке морали. Почему нам не важно на каком языке говорил Христос? Потому что Христос говорил на языке притчи, а притча – это посредник между языком и Богом, так как суть притчи – мораль.
- Хорошо, ну допустим сказал Бог «Бог», ладно. Но почему он на этом не успокоился?
- Потому что важно было не только ЧТО Он сказал, но и КАК Он сказал. Он не просто сказал «Бог», Он сказал «Бог?», с вопросительно-восклицательной интонацией удивления, вызова и вопрошания. В этом, как мне кажется, и была заложена неизбежность появления культуры. Культуры, которая сообщает творению характер не пассивного, а активного, вопрошающего, вызывающего, сомневающегося, равного своему создателю начала. Культура начинается с вопрошания и тревоги.
- Ууууу, сейчас мы вообще в такие дебри зайдём...
- Вот и я так думаю, коллега. Может Вы всё-таки передадите мне шприц с адреналином, а то я уже у пациента пульс не прощупываю!
|
|