Главная тема у Достоевского—это тема покаяния и искупления как единственного выхода из нравственного тупика. Поражает, однако, то, что прежде чем герои его встанут на путь покаяния и искупления, они почему-то должны дойти до крайней точки в своих преступлениях или заблуждениях. Будучи, казалось бы, разумными людьми, они не могут остановиться на пол-дороги, чувствуя, что идут не туда. Им обязательно нужно испить всю чашу до дна, причинить максимальный вред, прежде чем они осознают, что нарушение законов Божьих и человеческих ведёт в пропасть. Писатель ставит смелый эксперимент на самом себе, доводя своих героев до края преступного помешательства, и как психологический эксперимент это имеет право на существование, но как «описание жизни» пугает и кажется неестественным. Пугает, правда, не всех. Многие «заражаются» пафосом «грешить напропалую, до конца», а там, если надо, покаяться... Вот только в жизни оно так не работает. Покаянием своим не исправишь причинённый вред, не оживишь жертвы, не исправишь вконец испорченные огтношения, не вернёшь к себе доверия...
Психологи иногда преподают курс "жизненных навыков" ("life skills"). Возможно, это тоже искусство--просто жить, не разрушая себя и других? Без необходимости "грешить и каяться"?
КОМЕНТАРІ
01.02.2016 - 01:11
Вікторія Т.: Это для того, кто страдает. Для того, кто причиняет страдания другому, Бог, наверное, в том, чтобы вовремя остановиться. Сложнее, конечно, когда сам себе причиняешь страдания. Тут ты -- и насильник, и жертва. Здесь, наверное, всё зависит от того, дано ли тебе было осознать то, что ты творишь, или нет. Если момент осознания был, но ты его проигнорировал,то...Бога ты дальше не встретишь Будет только (само)разрушение, не больше.