Возвращаясь к аналогии нравственного и солнечного излучения.
Если источник один, то аналогии физики и этики становятся ещё более чёткими.
Что, впрочем, впервые было сформулировано Кантом, этим Ньютоном этики, в его «Основах метафизики нравственности»: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
Поставленные в ряд звёздное небо и моральный закон для завершения логического контура требуют знака равенства между собой.
И возможно, ответы на многие нравственные вопросы следует искать в физических законах. Так, например, с точки зрения физики, абсолютно чёрное тело, или, другими словами, абсолютная тьма, есть невозвратное поглощение света, излучаемого Солнцем.
Наивысшим, данным нам в ощущениях, воплощением света есть фотосинтез – процесс трансформации света в источник жизни. Все остальные пищевые цепочки, так или иначе, питаются плодами фотосинтеза. Таким образом, фотосинтез – это воплощение света.
Проецируя физические процессы на нравственные, можно предположить, что зло есть безвозвратное поглощение любви, излучаемой в мир Богом. А нравственным императивом в данном подходе является творческая реализация полученной энергии любви, её полезная работа (Григорий Померанц), её воплощение.
И в этом смысле, половая любовь есть не просто соблазном, а соблазном лёгкого, наиболее доступного воплощения энергии любви. Как свет может дать рассеянное тепло, поглотившись поверхностно, так и любовь, поглотившись полом, только и обретает что энергию отскока при ударе о поверхность.
|
|