Я вот тут хотел поделиться несколькими мыслями об упомянутой ниже вещи – в частности, о вышиванке.
Предмет, значение которого я осознал к слову сказать, далеко не сразу. Помню, еще несколько лет назад, отчасти в знак уважения к немалой доли украинской крови в себе, отчасти в знак симпатии к любому традиционализму, я настойчиво защищал право чтить эту деталь традиционной украинской одежды, и говорил, что нет ничего плохого в защите традиций в т.ч. в одежде.
Надо сказать, что теперь я немного переосмыслил ее значение в контексте нашей страны. Объективно – вышиванка не более чем часть традиционной культуры Украины, причем часть, несомненно, очень красивая эстетически и любопытная. Как и любая традиционная одежда впрочем. Но то значение, которая она начала приобретать в последние годы, и окончательно закрепила за собой после «революции огидності» - это что-то совершенно ненормальное.
Вот почему. Есть общие механизмы развития человеческой культуры. И механизм этот прост – от села – к городу, от областничества – к более крупным общностям. При этом происходил процесс во-первых, усвоения одного, наиболее распространенного диалекта (языка) и поднятие его как общекультурного, а во-вторых – определенная нивеляция одежды – выработка общегородского стиля, взамен традиционно-сельского. Вопли про «манкуртство» здесь смешны – это общий алгоритм развития человеческой истории и культуры. К сведению наших адептов этнографического национализма с «однієї мовою, однією нацією…», почти все западноевропейские государства «слеплены» из разных, а иногда очень разных, этнических частей. В их разных частях исторически говорили (а то и писали) на разных языках/наречиях, пели разные песни и да, носили разные традиционные костюмы. В еще большей степени то же относится к азиатским.
Понятно, что такой ход развития часто задевал чувства местечковых патриотов, но он был неизбежен. А у нас вот пробуют развернуть его назад. Вышиванка была был неплоха, как простой символ традиционной одежды, признак праздненств, напоминание городским жителям об их сельских корнях – кстати, в этом же значении используется сейчас традиционный костюм в еврпейских странах. Но у нас она стала символом агрессивной атаки «села» на город. Я взял «село» в кавыки, потому что тут не стоит понимать буквально. Настоящим работникам земли не до атак – они пытаются выжить, получив вместе с «незалэжнистю» в исключительно благоприятной для крестьянина Украине условия, близкие к пермаментному кризису. «Село» в кавычках – это особый тип местечкового сознания, который в карикатурно степени свойственен не селу даже как таковому, а небольшим городкам, и местному типу «образованщины», тому самому, который в начале XX века называли полу-интеллигенцией. Именно они исторически являются и являлись носителями самого агрессивного и мракобесного украинского национализма. Их внутренняя логика проста – украинская городская культура еще с XVIII века была в большей или меньшей степени включена в общерусский контекст. Причем до всяких валуевских циркуляров – еще со времен Филипповича, Сковороды, харьковского коллегиума и Киево-могилянской академии (настоящей, а нынешней), откуда выходили деятели разного этнического происхождения, создававшие именно синтетическую городскую культуру – переросшие уровень как вышиваночного «хохлачества» так и лапотно-косовороточного «кацапства». Приняв эту культуру, придется принять и два крайне неприятных для них факта –
а)с излюбленными фобиями придется распроститься, ибо родство городской украинской культуры с русской очевидно и несомненно, причем оно проистекает не от «примусової русифікації», а еще от давней традиции, восходящей ко временам Епифания Славинецкого, Феофана Прокоповича, первого учебника русского языка, который, изданный в Киеве, с вариациями подошел и в Москве и
б)придется признать, что только то обстоятельство что ты в вышиванке и вызубрил на память «Кобзарь», еще не дает тебе абсолютного превосходства в интеллектуальных и культурных баталиях – в них ценится не «близость к земле», а кругозор, а с ним у местечковой полу-интеллигенции традиционно туго.
Они избрали единственно подходившую для них модель поведения – яростную атаку на город и городскую культуру. Собственно за их карикатурной «кацапофобией» стоит полное неприятие городской культуры последних трехсот лет – то есть городской культуры Украины в принципе. Я в данном случае не беру Галицию, там все немного иначе. Но Волынь центр и частично Восток – именно так. Человек в вышиванке всегда будет более прав, чем человек без вышиванки – примитивно, но работает. К чему это ведет – мы можем наблюдать собственными глазами. Эта тошнотворная дикость с распеванием матерных частушек на улицах, махровым хамством и потасовками в парламенте, забавами в духе «хто не скаче той москаль», невыносимо убогого уровня псевдо-литературой, огородами и сеновалами в центре Киева, бредом с «Сичью» в центре того же несчастного и окончательно уже, видимо, оселюченного Киева – не что иное, как взрыв ненависти аграрной местечковости к городской культуре. Причем как по мне, он покоится на банальном комплексе неполноценности.
Ну, а культ вышиванки – собственно следствие. Быт определяет сознание – это возможно, неправильно с точки зрения идеалиста, но в большинство случаев срабатывает. Превращенная в фетиш вышиванка – не что иное, как средство разрушить город и опустить его до уровня предместья. Пусть меня не упрекают в презрении к селу – у меня, если копнуть на пару поколений назад, самого сельские корни. Как и у всех городских жителей, ибо город всегда подпитывался селом. Я не против сохранения традиционной культуры (более того- я «за»), но я категорически против разрушения городского уклада жизни и превращения города в большое село. Ибо аграрная страна никогда развитой не будет. Во всех школах политэкономии понятия «аграрная страна» и «отсталая страна» - синонимичны. Да мы и сами наблюдаем зримую деградацию, идущую рука-об-руку с «оселючиванием».
Ну, а сейчас в завершение – одна короткая ремарка. В Баварии, гораздо лучше, чем в других частях Германии, сохраняется местный традиционный костюм. И сейчас на различных праздичных мероприятиях можно видеть множество людей в традиционных коротких кожаных брюках, шляпах с перьями и прочем. Это нормально, это придает Баварии ее неповторимый колорит, вкупе с звучащим еще иногда баериш – наречием, которое, в чистом виде, носитель стандартного немецкого едва понимает. Сейчас Бавария – особая немецкая земля, со своим лицом, но при этом – часть самой развитой европейской страны. Но если на минуту представить, что в Баварии провозгласят – мы должны отказаться от всего, что связано с литературным «хохдойч», от всего созданного за пределами Баварии, мы должны культивировать свои отличия от северных немцев и презирать их, должны обратиться к баварскому селу, за подлинной баварской идентичностью, мы баварцы и наша главная гордость трахты и дриндли, которые каждый должен иметь дома и носить как можно чаще и дужэ пышатыся тым що вин баварець – что будет? Самобытная немецкая земля за пару десятилетий деградирует до уровня аграрной дыры. Как это и происходит с Украиной.
|
|