Леонид Костюков
ПРОВИНЦИАЛИЗМ КАК ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ЯВЛЕНИЕ
ч.3.
Еще несколько наблюдений.
Все же, как правило, в культурно бессмысленном стихотворении сильно превышен разумный объем. Этому есть метафизическое объяснение. Поэт, претендующий на культурную осмысленность высказывания, понимает, как мало реально нового может добавить к уже совокупно написанному. Он выжигает не только гиблые варианты, но и лишние звенья внутри стихотворения. Идеология “парижской ноты” чуть не 80 лет назад довела эти внутренние требования до максимума. Имеет реальный смысл только самая суть стихотворения, его сердцевина; вовсе не нужно “приручать” его, организовывать архитектуру, вход, выход, договаривать. Впрочем, “парижская нота”, конечно, тоже не универсальна.
Если ты говоришь перед Пушкиным, Заболоцким, Арсением Тарковским, сама ситуация дисциплинирует и выпрямляет речь. Если же ты просто говоришь стихами, сама ситуация рыхлая и невнятная; такие и стихи.
Осмысленное стихотворение датируется примерно тем временем, в котором оно написано; иногда (Иннокентий Анненский) предвосхищает будущее, и культурная датировка позже буквальной. Речь идет о ритме, темпе, скорости и дальности метафоры, о впитанной стихотворением культуре.
Неосмысленное стихотворение невнятно по дате. Оно могло быть написано и 50, и 30 лет назад.
Здесь важный переход к генеалогии поэта. Ведь культурное время складывается из культурных событий. ХХ век, например, русской поэзии состоял из Анненского, Блока, Гумилева — и так далее, не буду утомлять читателя длинным списком. На вопрос Т.Адорно: “Как писать стихи после Освенцима?” — я бы попробовал ответить: заведомо иначе, чем до. Но не менее драматичный вопрос — а как писать стихи после Мандельштама? Я бы ответил так же.
У поэта из города N как правило все в порядке с политической историей. Телевизор-то у него есть, поэтому он в курсе и перестройки, и войны в Персидском заливе, и 11 сентября. Это отражено в его стихах. Но он пишет после Пушкина и Есенина, как если бы не было Мандельштама и Заболоцкого, не говоря уж о последующей истории. И образует диалог с собратьями и читателями, как если бы не было последних 50 лет литературы. Выстраивая какие-то диковинные малые иерархии.
Здесь я рад, что могу привести примеры, не задевающие настоящую провинцию. Малый зал ЦДЛ внутри Садового кольца Москвы — натуральный город N с остановившимся временем, со своими, никому не ведомыми местными авторитетами. Внутри Бульварного кольца — “Литературная Газета”...
Не то чтобы мне было больше нечего сказать. Но цель данной статьи — скорее открыть тему, чем исчерпать ее.
* Из этических соображений здесь и далее цитаты анонимны.
КОМЕНТАРІ
13.02.2011 - 14:14
Res: У нас прямо свадьба какая-то получается: гости с твоей стороны, с моей)))
13.02.2011 - 16:31
13.02.2011 - 14:11
Res: Договорились! Кстати, прочти мои последние коменты к Бриковскому Зачатию. Там тоже есть мысли по этой же теме, как мне кажется...
13.02.2011 - 16:37
Прочёл. Отлично сказано Бродским относительно "раскручивания" - факт.
Господа, учите физику и не умиляйтесь глупостям под видом красоты!)
У сопротивления материала нет поверхности! Сопромат оперирует двумя понятиями близкими к написанной Лилей бессмыслице по своему словарному набору: предел прочности материала и поверхность его соприкосновения.
И если говорит в терминах этой чудесной науки, то искусство, собственно, это и есть выход за пределы прочности материала в целях поиска нового, более прочного, обладающего большей поверхностью соприкосновения.
13.02.2011 - 09:52
Вот он, подвох-то ) ) ) Спасибо за аргумент
13.02.2011 - 04:00
Res: Суперовская статья!!! Обожаю, когда автор подает материал в виде потока вопросов, которые оставляют читетеля в растерянности!
И статью эту НАДО обсуждать!!! Из неё выстраивается очень четкая и красивая в своей гармонии этическая направляющая любого автора! Масса вопросов удивительно прекрасных в своем множественности решений...
Спасибо Крайзу за богатую добычу!
13.02.2011 - 09:50
Чож, могём и пообсуждать. Давай так - к след. встрече, я всех "с нашей стороны" озабочу этим текстом, а ты - тех, кто "с твоей стороны".
Додати коментар можна тільки після реєстрації Зареєструватися може будь-який відвідувач сайта.