Как нам обустроить современную музыку?(http://www.chaskor.ru/p.php?id=11015)
Заочный круглый стол композиторов. Курляндский. Невский. Раннев. Светличный. Филановский
Зачем и для чего нужно слушать серьезную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной? Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?
Со стороны кажется, что современные композиторы, сочиняющие серьёзную и сложную музыку, самодостаточны. Они настолько погрязли в неудобоваримом авангарде, что забыли о слушателе.
Музыку Владимира Мартынова мало кто слышал. Для того чтобы услышать эту музыку, нужно приложить серьёзные усилия. Большее распространение получили идеи и публицистические выступления композитора, провозгласившего конец эпохи композиторов…
Читать дальшеНо это нет. Важная музыкальная (а так же философская и даже антропологическая) работа не позволяет сочинителям, достаточно условно называемым авангардистами, идти на компромиссы. Отсюда — трагический разрыв между слушателями, с одной стороны, и с композиторами и исполнителями — с другой.
Когда даже самые продвинутые завсегдатаи концертных залов плохо ориентируются в том, что происходит на нынешней композиторской сцене.
Отсюда, кстати, и возникают достаточно спекулятивные теории о конце времени композиторов. О смерти писателей или художников никто и не помыслит, а о смерти привычной музыки — пожалуйста.
«Часкор» продолжает серию заочных круглых столов по самым разным вопросам культуры. Мы предложили высказаться современным и достаточно востребованным композиторам на темы самодостаточности и несамодостаточности нынешнего музыкального процесса.
И о том, что нужно сделать для того, чтобы приблизить эту музыку к потенциальным слушателям. Читатели «Часкора» приглашаются к выступлению в прениях после текста или же в нашем часкоровском комьюнити в «Живом журнале».
Дмитрий Курляндский, композитор
1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?
— Мне крайне сложно ответить на этот вопрос — я не испытываю ни малейшего дискомфорта, слушая «серьёзную авангардную музыку». Мало того, я воспринимаю эту музыку как непосредственное продолжение традиции профессиональной музыки — Бетховен и Лахенманн, Вагнер и Штокхаузен, Шуберт и Гризе, Моцарт и Кейдж кажутся мне взаимодополняющими, и это позволяет воспринимать музыкальный исторический процесс как единую живую материю. Возможно, для этого и нужно слушать много разной музыки.
2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?
— Это очень разные люди. Музыкантов среди них не больше половины. В основном это люди, которые согласятся с моим ответом на первый вопрос.
3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?
— Ровно настолько, насколько любое другое искусство.
4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?
— Очень просто. Создать центры современной музыки с собственными концертными залами и библиотекой в семи-восьми крупных городах, поддержать три существующих (Московский ансамбль современной музыки и Студия новой музыки в Москве, eNsemble в Петербурге) и создать новые специализированные музыкальные коллективы при каждом таком центре, возобновить практику госзаказа (например, как во Франции, где ежегодно на заказы композиторам выделяется порядка 750 тыс. евро), учредить систему грантов и стипендий композиторам на концертные и учебные поездки. Это позволит стать России одним из активнейших участников мирового культурного процесса, а не оставаться местом жительства талантливых одиночек. Ну и безусловно, реформировать образование. Российская новая музыка сегодня достаточно активно востребована мировой сценой, но все молодые композиторы полностью проигнорированы российской культурной системой и в лучшем случае являются нахлебниками зарубежных ансамблей, фондов и фестивалей.
5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?
— Очевидно, в случае решения вопросов, поставленных в предыдущем пункте.
Сергей Невский, композитор
1. Зачем и для чего нужно слушать серьёзную авангардную музыку, написанную нашими современниками и не являющуюся особенно комфортной?
— Человеку свойственно менять свои представления о прекрасном. Это касается и музыки. С XIV века в Европе появлялись трактаты, где композиторы и теоретики утверждали: раньше красивым считалось одно, а теперь это будет другое.
Эта линия непрерывна от Филиппа де Витри, написавшего в 1325 году трактат «Арс Нова», до сегодняшнего дня. Сегодня современная музыка — одно из возможных описаний того, как меняется мир, меняются наши представления о красоте.
2. Кто является слушателем (потребителем) музыки наших современников, которую принято называть серьёзной или академической?
— Любой человек, склонный к независимости восприятия и суждения. Хотя современная музыка происходит из академической традиции, академический бэкграунд для её восприятия совершенно не важен. В Берлине среди моих друзей, увлекающихся современной музыкой, есть люди, воспитанные на рок-фестивалях, панке и т.д. Да и у современных композиторов случаются очень неакадемические биографии.
3. Правомерно ли говорить о том, что сегодняшняя серьёзная музыка заключена в профессиональном гетто?
Да, но эта ситуация сегодня меняется к лучшему, причём очень быстро.
4. Что нужно сделать, чтобы расширить круг слушателей и потребителей нынешних серьёзных композиторов?
— Слушатели и музыканты уже есть. Необходима мощная поддержка со стороны государства, как в Европе. Нужны региональные центры современной музыки, регулярная зарплата для двух-трёх уже существующих ансамблей по её исполнению, система заказов для композиторов, библиотеки для музыкантов, специальные просветительские концерты для неподготовленной публики, как в Европе.
Сегодня огромное количество проектов в российской провинции делается на энтузиазме. Ситуацию можно изменить, просто поддержав на федеральном уровне уже существующие инициативы.
5. Давайте пофантазируем. Как могла бы выглядеть идеальная ситуация бытования серьёзной музыки в современной России?
— См. пункт 4.
|
|