Однажды Солон, славный законодатель Афин, который действовал там в VII-VI веках до н.э. ...
(РЕТАРДАЦИЯ) А вот, кстати сказать, любопытно, что в жизнеописаниях великих и выдающихся греков Античного времени преобладают именно реформаторы - когда в обществе накапливались противоречия, от которых всем было плохо, то есть низы больше не хотели, а верхи больше не могли, появлялся очередной Солон или Ликург, проводил реформы, получая в результате ненависть и верхов, и низов, и правых, и левых, однако введенные ими законы потом действовали веками и обеспечивали гражданам и государству успех и развитие (КОНЕЦ РЕТАРДАЦИИ)
Да, так вот, Солон, когда провел свои реформы в Афинах, понял, что теперь самое время бежать, ибо смертью ему грозили все афинские партии - и аристократы, и городские ремесленники, и малоземельные крестьяне Аттики. На счастье Солона, до занятий на политическом поприще он был купцом-мореходом (и довольно успешным): он объявил гражданам, что торговые дела требуют его отлучки, и отлучился, истребовав с афинян обещание не менять никаких введенных Солоном законов, пока он не вернется. Предприятие Солона затянулось на 10 лет; за это время сограждане распробовали новые законы и зауважали Солона. Он вернулся в Афины и занялся поэтическими упражнениями; может быть, именно поэтому он дожил до глубокой старости, чуть ли не до 100 лет (а может, и до 110).
Когда Солон странствовал, он посетил царя Лидии Крёза - того самого, который был чрезвычайно богат. Правда, тут с датами нестыковка, так как Солон приезжал в Сарды, столицу Лидии, лет за 25 до того, как Крёз вступил на престол, то есть Солон говорил либо с отцом Крёза, либо с самим Крёзом, когда тот был еще простым царевичем, а не царем; но не суть. Крёз весьма гордился своим богатством и почитал себя счастливейшим из смертных; покрасовавшись перед Солоном, Крёз спросил, не считает ли афинянин его, Крёза, счастливейшим из смертных. Далее цитируем эту (никогда не происходившую) беседу по Плутарху:
"Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил по себе детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крёзу чудаком и деревенщиной, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. Несмотря на это, он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, весьма любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры; все граждане называли её счастливой, и она радовалась; а они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?». Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё больше, сказал: «Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру; а вследствие такого чувства меры и ум нам свойствен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет нам гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения»."
(РЕТАРДАЦИЯ) Крёз рассердился на хитроумного эллина (а в те времена цари легко рубили головы направо и налево и за меньшие провинности), однако Солона пощадил. А (якобы) бродивший по дворцу баснописец Эзоп (да-да, тот самый) заметил Солону, что цари - люди такого свойства, что с ними лучше вовсе не говорить, а уж если приходится, то царям следует льстить. Упрямец Солон возразил: "Точнее, либо не говорить, либо говорить правду". Было это или нет, но когда через некоторое время персы вторглись в Лидию и взяли Сарды, они отобрали у Крёза все его богатства, всех его "верных кунаков, наибов, магараджей, верблюдов и слонов", а само его приговорили к смерти через сожжение. Стоя на поленнице смолистых дров, Крёз горестно воскликнул: "Солон!" - и персы бросили спички и потребовали объяснений. Крёз рассказал им (см.выше текст Плутарха), и пораженные персы отпустили Крёза (КОНЕЦ РЕТАРДАЦИИ).
Да, так вот, в первый день Нового 2016 года я просматривал на "Радио Свобода" список значимых событий прошлого года - по месяцам. И меня привлекла некоторая закономерность, которая очень живо напомнила утверждение Солона: "...называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения"
Ежемесячно упоминались такие события: умер. В 2016 году умерли Анита Экберг, Елена Образцова, Демис Руссос, Терри Пратчетт, Аркадий Арканов, Майя Плисецкая, Эльдар Рязанов, Георгий Юнгвальд-Хилькевич и еще много достойных (в терминологии Солона - "счастливых") людей. Почему их имена упомянуты в хроники - ясно всем или почти всем.
Однако в этом перечне событий ушедшего года не было ни одной строчки, которая бы началась словом "родился" (...будущий чемпион мира по... изобретатель... писатель... лауреат...). А они ведь со стопроцентной вероятностью родились в прошлом году, просто пока еще ничего не успели совершить. Но придет время - и живущие признают их достойными упоминания, и их имена украсят полосы, анналы, скрижали и прочие носители достойных имен "счастливых" людей. И, скорее всего, это произойдет даже раньше, чем они покинут подлунный мир, - как только совершат, так и начнут упоминаться, при нынешних-то технологиях.
Это все, конечно же, очевидно, - как и то, что человечество, вероятно, в своем интеллектуальном развитии достигло вершин достаточно давно. Древние - вовсе не темные; Айфонов, спейсшаттлов и коллайдеров у них не было, но об атомах и многих прочих вещах, которые мы теперь знаем наверняка, они догадались и без этого "железа". А уж в исследованиях человеческой природы и смысла жизни они совершенно не отстали от современности - как бы нам от них не отстать!
(РЕТАРДАЦИЯ) Ретардация - внефабульное отступление от повествования (лирическое, описательное, философское и т.д.), которое немного снижает его темп (КОНЕЦ РЕТАРДАЦИИ)
|
|