Однажды вечером, когда мне было лет 7-8, посмотрел по я ТВ фильм, кажется, по Чехову. Один из персонажей - дядька лет 60-ти - выдал такую реплику:
- Сто лет не влюблялся, и вдруг на тебе - втюрился!
Фильм был очень смешной, и на следующий день в школе я пересказывал его мальчишкам "в лицах". Они фильм тоже вчера посмотрели, но слушали - все-таки действительно смешно, Чехов же!
Где-то неподалеку восседала наша классная дама Алла Петровна - женщина могучего телосложения и к веселью совершенно не склонная. И вот когда я дошел до реплики про "втюрился" и, давясь от смеха, произнес ее, мощная длань Аллы Петровны выдернула меня за ухо из толпы моментально притихших одноклассников.
Я был подвергнут жесткому посрамлению: так, мол, говорить вообще и никогда нельзя, мать в школу завтра же с утра и так далее. "Я тебе покажу "втюрился", - приговаривала Алла Петровна.
Я, правда, не очень испугался, потому что учился тогда отлично, и особых неприятностей не ожидал. Подумаешь! - да и было у меня железное оправдание: это ж Чехов! Классика!
Но был в этом деле один нюанс.
Алла Петровна имела маленькую особенность речи. Она произносила слова с буквосочетанием "хв" через звук "ф", и выходила у нее "фоя" вместо "хвоя" и "фала" вместо "хвала". В конце года Алла Петровна вручала мне "пофальный" лист - целых четыре штуки вручила за отличную учебу и примерное поведение (последнее было преувеличением).
Некоторые дети так и писали за ней диктанты - через "ф" вместо "хв": "фоя устилала землю колючим ковром". Правда, эти же дети писали "смеяцца" и "крилушко".
Такие ошибки Алла Петровна исправляла, как и все прочие, безжалостно, с соответствующим математическим действием над итоговой оценкой.
Но никто и никогда Алле Петровне не смел указывать и не указывал на ее "фифект фикции". Ни школьники, ни родители, ни администрация - никто и никогда.
Никто и никогда не жаловался на такие вот "ошибки" и помноженные на них оценки.
Тогда противоречие между "можно говорить "фоя" и "нельзя говорить "втюрился" не казалось мне противоречием. Потом, чуть позже, оно меня здорово потешало. Прошло 30 лет и оно мне как-то стало понятно.
Тогда, 30 лет назад, базовым принципом было вот что: школа всегда права. Даже если в диктантах звучало "фоя", а школьников корили за такие словечки как "втюрился" - школа была права. Друг-американец однажды поделился аналогичным наблюдением: в США 30 лет назад школа тоже была всегда права. Она задавала тон, устанавливала уровень, определяла стандарты. За это, может быть, школе прощались "фоя" и "фала" и несовпадение критериев допустимости и дозволенности школы и телевизора (это же нашего, советского телевизора, где "секса нет" и так далее).
Школа и учитель были прежде всего воспитателем - а воспитать человека сложнее, чем научить того же зайца курить - даже человеку с интеллектом. Как там у Довлатова в "Компромиссах":
"- Генрих Францевич, что касается снимков... Учтите, новорожденные бывают так себе...
- Выберите лучшего. Подождите, время есть.
- Месяца четыре ждать придется. Раньше он вряд ли на человека будет похож. А кому и пятидесяти лет мало..."
Черт его знает! - может, нам нужна вовсе не национальная идея, а другая? Человеческая? Какая-то широкая, связанная с культурой и цивилизацией, а не узкая, связанная с нацией? Пусть не вместо, пусть в "дополнение к", но чтобы была. И чтобы была она не где-то там в отчетах Министерства образования, а в жизни? В быту, в школе, на производстве, в науке, в транспорте, в музыке, в литературе? Даже - страшно сказать! - в политике?
Можно и по Чехову: "в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли" - тут нового и не придумаешь, пожалуй.
Такой человеческой идеей можно и национальную идею заменить (пока ту безуспешно формулируют).
А вот наоборот - вряд ли.
П.С. Да, кстати, в качестве национальной идеи уже довольно давно существует чудный вариант: "Не потоком шумних і галасливих фраз, а тихою, невтомною працею любіть Україну".
|
|