Зло должно быть беспримесным

Размышления  о  Шерлоке  Холмсе  -  моя  традиция  на  первый  день  нового  года.  Удивляться  тут  нечему:  именно  1  января  (1887  года)  была  опубликована  первая  из  Записок  о  Холмсе  -  "Этюд  в  багровых  тонах".  Вот  и  сегодня  утром  я  перелистал  свои  записи  о  Записках  и  заметил  кое-что  для  себя  новое,  один  нюанс,  на  который  прежде  не  обращал  внимания.  Уж  очень  преступление  и  связанная  с  ним  тайна  поражают  читательское  воображение  -  как  и  воображение  Уотсона,  Грегсона  и  Лестрада;  потому-то  они  и  не  замечали  улик,  на  которые  обращал  внимание  Холмс.

Итак,  "Этюд  в  багровых  тонах".  Суть  дела  такова:  ненастной  осенней  ночью    в    доме    №    3    в    Лористон-Гарденс    на    Брикстон-роуд  обнаруживают  труп  некоего  Еноха  Дж.  Дреббера,  Кливленд,  Огайо.  На  трупе  нет  следов  насилия,  но  на  полу  комнаты  -  пятна  крови,  а  на  стене  -  надпись  кровью,  RACHE,  месть  (нем.).  Дреббер  отравлен!  Вскоре  находят  еще  один  труп,  секретаря  Дреббера,  Стенджерсона  -  этого  убили  ударом  ножа  в  сердце.  Разумеется,  Холмс  разбирается  в  этом  деле  и  даже  хватает  злодея  и  передает  его  в  руки  полиции.  Это  некий  Хоуп,  тоже  американец;  он  во  всем  сознается,  его  ждет  суд,  приговор  и  эшафот  -  но  палач  в  Олд-Бейли  так  и  не  накинул  петлю  на  эту  преступную  шею:  в  ночь  перед  судом  Хоуп  умирает  в  своей  камере.

Эта  повесть  -  первая  в  ряду  историй  о  Холмсе  и  Уотсоне  и  своеобразный  шаблон:  в  ней  Дойл  наметил  основные  черты  как  дедуктивного  метода  Холмса,  так  и  своего  творческого  метода  (о  последнем  я  писал  в  "Страшный  секрет  сэра  Артура").  Однако  есть  в  "Этюде"  одно  коренное  отличие  от  почти  всех  последующих  Записок;  прежде  чем  говорить  об  этом  отличии,  следует  указать  на  общность.  Это  зловещий  до  иррациональности  характер  преступлений  и  отвратительная  до  омерзения  личность  преступника  -  вспомним  хотя  бы  Степлтона  с  его  адской  собакой,  Ройлотта  с  его  пестрой  лентой  или  преступного  гения,  доктора  Мориарти,  опутавшего  своей  паутиной  весь  Лондон.  Мало  того,  что  злодеи  идут  на  преступление,  они  еще  и  совершают  его  с  особой  жестокостью,  с  потрясающим  цинизмом,  с  болезненной  изобретательностью,  а  главное  -  совершенно  хладнокровно,  in  cold  blood.  Напомню,  что  эту  черту  несколько  позже  Трумэн  Капотэ  сделал  названием  своей  нон-фикшн  книги  о  массовом  убийстве  на  ферме,  такой  же  канонической,  как  и  Записки  о  Шерлоке  Холмсе.

И  вот  именно  в  этом  смысле  "Этюд"  отличается.  Да,  Хоуп  убивает  Дреббера  довольно  необычным  способом  -  но  способ  этот,  хотя  и  леденит  кровь  читателя,  дает  убийце  и  его  жертве  равные  шансы.  Две  таблетки,  одна  с  ядом,  другая  безвредная  -  и  шансы  выйти  из  дома  номер  3  в  Лорристон-Гарденс  у  обоих  50  на  50.  Второй  аспект  -  что  движет  Хоупом:  это  практически  "good  cause"  (благое  дело).  Дреббер  со  Стенджерсоном  повинны  в  смерти  отца  Люси  Ферье  и  самой  Люси,  невесты  Хоупа,  и  Хоуп  явился  за  ними,  как  ангел  мести;  он  преследовал  их  много  лет  по  всем  штатам,  последовал  за  ними  в  Европу,  там  настиг  и  убил.  Вскоре  после  этого  Хоуп  и  сам  умер,  а  свою  смерть  он  носил  у  самого  сердца  -  аневризма  аорты  могла  покончить  с  ним  в  любой  момент,  но  сделала  это  не  раньше,  чем  была  утолена  страсть  его  сердца.  Рассказчик  -  доктор  Уотсон  или  сам  сэр  Артур  -  находят  ее,  как  и  ту  самую  good  cause  столь  извинительной,  что  отваживаются  на  довольно  прямолинейное  заявление:  "наутро  его  [Хоупа]  нашли  на  полу  тюремной  камеры  с  блаженной  улыбкой  на  лице,  словно,  умирая,  он  думал  о  том,  что  прожил  жизнь  не  зря  и  хорошо  сделал  свое  дело".  О  том  же  поневоле  задумывается  и  читатель.

Но  это  было  явным  компромиссом:  преступление  и  преступник  (иррациональная,  атавистическая  сторона  человека)  должны  нагонять  на  читателя  ужас  и  вызывать  отвращение,  а  Холмс  -  сама  рациональность  -  создавать  комфортную  уверенность  в  неотвратимости  возмездия  и  вообще  торжестве  разума,  добра  и  прогресса.  А  в  этой  матрице  нет  места  для  любого  сочувствия  злодеям:  зло  должно  быть  беспримесным!  -  и  таким  оно  у  Дойла  обычно  и  предстает.

1  января  2022  года

[img]https://64.media.tumblr.com/07db2afdbc373703a3a66ab2b536599a/d47eef0d71b0972e-4b/s540x810/764728fbc7197cd2364076f288e15c0b4233ab4a.jpg[/img]

Иллюстрация:  George  Alexis  Weymouth,  The  Way  Back,  1963  -  не  имеет  отношения  к  "Этюду",  но  я  вижу  здесь  руки  Хоупа,  который  везет  Дреббера  в  дом  номер  3  по  Лорристон-Гарденс,  чтобы  предложить  ему  и  себе  последний  выбор  -  две  таблетки,  одна  с  ядом,  вторая  безвредная.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=935667
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 02.01.2022
автор: Максим Тарасівський