Вместо предисловия

–  Чем-то  порадуете?  –  не  поднимая  глаз,  холодным  вежливым  голосом  произнес  редактор.

–  В  некотором  роде,  –  ответил  я,  положил  на  стол  тоненькую  рукопись  и  опустился  в  потертое  кожаное  кресло.  Это  кресло  наверняка  помнило  совсем  другие  интонации  в  голосе  хозяина  этого  уютного  кабинета,  до  потолка  заставленного  книгами.  Среди  них  было  и  несколько  моих,  во  всех  отношениях  удачных  книг,  изданных,  распроданных  и  даже  нашумевших,  как  мне  казалось,  совсем  недавно.  Но,  видимо,  редактор,  а  может  быть,  и  кресло  на  этот  счет  придерживались  другого  мнения.

–  В  некотором  роде,  –  повторил  я  и  указательным  пальцем  пододвинул  рукопись  так,  чтобы  ее  название  оказалось  у  редактора  перед  глазами.  Ловушка  сработала:  редактор  удивленно  приподнял  брови,  оторвал  взгляд  от  рукописи  и  уставился  на  меня.

–  Как  это  понимать?  –  наконец,  спросил  он,  не  желая  угадывать,  а  может,  не  желая  терять  своего  неверия  в  чудеса.  Я  ничего  не  ответил,  мысленно  сосчитал  до  пяти,  и  ловушка  захлопнулась:  редактор  схватил  рукопись,  стремительно  откинулся  на  высокую  спинку,  немного  сполз  по  ней,  как  бы  утопая  в  кресле,  и  раскрыл  рукопись.  Откинулся  на  спинку  своего  кресла  и  я:  поза  редактора  означала  его  готовность  прочитать  текст  от  начала  и  до  самого  конца  прямо  сейчас;  он  тем  временем  уже  одолел  первую  страницу  и  скользил  взглядом  по  второй.

«…ничего.  Ровным  счетом  ничего.  Это  началось,  когда  я  вообразил  себя  профессионалом,  забросил  все  прежние  работы,  подработки  и  халтуры  и  засел  в  номере  на  втором  этаже  маленькой  гостиницы  в  центре,  чтобы  целиком  сосредоточится  на  замысле  нового  романа,  под  который  мне  уже  был  выдан  приличный  аванс.  Но  проклятый  замысел,  словно  развращенный  изобилием  времени,  которое  я  готов  был  ему  уделить,  немедленно  улетучился,  и  я  остался  один  на  один  с  пишущей  машинкой.  Даже  хуже:  я  остался  один  на  один  с  самим  собой,  ведь  машинка  мне  не  сопротивлялась  и  не  помогала,  а  просто  ждала,  чем  завершится  мое  со  мной  противостояние  –  а  я  себе  тоже  не  сопротивлялся  и  не  помогал.  А  может  быть,  машинка  всего  лишь  ожидала  стука  или  стуков  в  дверь,  мол,  верните  аванс,  освободите  номер,  оплатите  счета  и  прекратите,  наконец,  корчить  из  себя  писателя!

А  ведь  я  не  корчил!  –  всего  несколько  лет  назад  вышел  мой  первый  роман,  который  я  написал  легко  и  быстро,  как  будто  выпил  стакан  воды.  Второй,  об  опасностях  которого  я  столько  слышал,  потребовал  больше  времени,  но  лишь  потому,  что  я  дал  ему  это  время,  с  удовольствием,  словно  смакуя,  работая  над  текстом.  Третий  я  писал  намеренно  неспешно,  вложив  немало  усилий  в  отработку  стиля.  И  все  эти  романы,  которые  принесли  мне  некоторую  известность  и  кое-какие  деньги,  я  писал  урывками,  ранними  утренними  и  поздними  ночными  часами,  в  поездах,  самолетах,  такси,  провинциальных  гостиницах,  на  подоконниках  и  шатких  столиках  дешевых  кафе,  удивляясь,  но  как-то  отстраненно  и  не  слишком,  что  при  такой-то  жизни  у  меня  неплохо  получается.  А  теперь,  когда  все  мое  время  принадлежало  мне,  не  получалось  ничего.  Ровным  счетом  ничего.

Вот  и  в  тот  день  –  я  помню,  это  было  во  вторник,  около  одиннадцати  утра,  май,  вовсю  цвели  каштаны  –  вот  и  в  тот  день  я  потерпел  обычное  поражение  от  белого  листа  бумаги,  на  котором  мне  снова  не  удалось  напечатать  ни  единого  слова.  Я  пнул  стол,  поднялся  и  вышел  на  балкон  и  подумал,  что  неплохо  бы  броситься  головой  вниз  с  этого  балкона,  жаль,  что  здесь  так  невысоко.  Под  балконом  бодро  катили  автомобили,  шли  говорливые  прохожие,  топтались  голуби.  На  противоположной  стороне  улицы  на  самом  краю  тротуара  стояла  девушка  –  я  уже  видел  ее  прежде,  и  всякий  раз  мне  хотелось  выбежать  на  улицу  и  заговорить  с  ней,  однако  я  никогда  этого  не  делал,  только  провожал  ее  взглядом,  пока  она  не  скрывалась  из  виду.  Какая  может  быть  девушка,  когда  нужно  писать  роман!  –  Но  за  два  месяца  я  не  написал  ни  единой  строчки,  а  девушка  теперь  стояла  на  самом  краю  тротуара  и  смотрела  на  проносившиеся  мимо  машины  так,  словно  выбирала,  под  которую  из  них  броситься.  У  меня  не  возникло  никаких  сомнений:  она  готовилась  совершить  самоубийство.  Не  раздумывая,  я  выбежал  из  номера,  даже  не  прикрыв  дверь,  одним  духом  слетел  на  два  этажа  вниз  по  лестнице,  едва  не  сбив  с  ног  гостиничного  официанта  с  маленьким  подносиком  под  белой  салфеткой,  пронесся  мимо  изумленного  портье,  толкнул  вращающуюся  дверь,  растолкал  людей,  куривших  у  подъезда,  и  заскакал  через  дорогу,  уклоняясь  от  автомобилей  под  возмущенный  рев  клаксонов.

–  Не…  делай…  те…  это…  го!  –  сипло  прокукарекал  я,  совсем  потеряв  дыхание  на  такой  короткой  дистанции,  не  столько  от  усилий,  сколько  от  волнения.  Она  сделала  шаг  назад,  обратно  на  тротуар,  и  я  поднялся  следом.  Так  мы  с  Евой  и  познакомились.

Странное  у  нас  получилось  знакомство.  Ева  умела  внезапно  появляться  и  еще  внезапнее  исчезать,  словно  растворяясь  в  воздухе.  Я  никогда  не  знал,  когда,  где  и  при  каких  обстоятельствах  я  увижу  ее  снова  –  но  это  и  не  имело  значения.  Ведь  в  день  нашего  знакомства  я  вернулся  в  свой  номер,  сел  к  машинке  и  так  бойко  напечатал  первую  главу  романа,  как  будто  мне  ее  диктовали.  И  так  случалось  всякий  раз,  когда  мне  удавалось  найти  Еву  и  побыть  с  нею  хотя  бы  час  –  и  потому  каждое  утро,  едва  проснувшись,  я  отправлялся  на  поиски.  Иногда  мои  поиски  были  безуспешны,  и  тогда  работа  над  романом  замирала.  Я  перечитывал  написанное,  кое-что  исправлял,  но  все  равно  новый  текст  мне  очень  нравился  –  это  был  мой  лучший  текст,  признавался  себе  я,  а  еще  –  что  без  Евы  я  был  бесплодной  и  безнадежной  бездарью.  Если  бы  я  мог  так  писать  теперь!  –  достаточно  открыть  любую  страницу  этого  романа,  чтобы  понять,  о  чем  я  говорю.

Зато  когда  я  все-таки  ее  находил,  награда  ждала  меня  неизменно:  вернувшись  в  гостиницу,  иногда  с  разбитым  лицом  и  в  изорванной  одежде,  я  присаживался  к  машинке  и,  морщась  от  боли,  распухшими  пальцами  печатал  очередную  главу.  Да,  мое  лицо  бывало  разбито,  а  мои  пальцы  выбиты  из  суставов  в  драке!  –  поиски  Евы  иногда  требовали  и  этого,  и  я,  человек  не  столько  мирный,  сколько  трусоватый,  лез  в  драку,  получал  по  морде  и  давал  по  морде,  потому  что  это  того  стоило.  Появляясь  из  ниоткуда,  Ева  сообщала  престранные  вещи,  как  будто  давала  ответы  на  вопросы,  которых  я  ей  еще  не  задавал.  Мне  оставалось  лишь  подобрать  к  ним  правильные  вопросы,  и  это  сразу  же  продвигало  меня  еще  на  одну  главу  к  финалу,  хотя  на  первый  взгляд  ни  вопросы,  ни  ответы  не  имели  отношения  к  роману.  Ведь  Ева  даже  не  знала,  что  я  пишу:  она  не  спрашивала,  чем  я  занимаюсь,  а  сам  я  об  этом  тоже  почему-то  молчал.  А  потом,  когда  очередная  глава  была  дописана,  желание  продолжить  работу  и  написать  следующую  главу  разжигало  во  мне  нечто  вроде  жестокой,  неумолимой  жажды,  какую,  наверное,  испытывают  оборотни  и  вампиры.  И  наутро  я  вновь  отправлялся  на  поиски  Евы.

Помимо  всего  прочего,  она  была  фантастической  девушкой.  Нет  смысла  ее  описывать  –  как  ни  коротки  бывали  наши  встречи,  я  успел  заметить,  что  на  других  она  не  производит  особенного  впечатления.  Ева  была  фантастической  только  для  меня  одного  и  даже  как  будто  специально  для  меня  одного,  словно  пресловутая  половинка,  моя  идеальная  пара.  Но  мы  так  и  не  стали  любовниками:  она  поднялась  в  мой  номер  и  провела  со  мной  ночь  лишь  однажды,  это  случилось  в  тот  день,  когда  я  дописал  роман;  а  наутро  она  исчезла,  на  этот  раз,  кажется,    навсегда,  а  все  мои  поиски  оказались  тщетными.

Я  бы  сжег  роман,  если  бы  это  вернуло  мне  Еву.  Однако  я  не  уверен,  что  это  так  работает;  может  быть,  Ева  вернется,  если  я  начну  писать  новую  книгу.  Но  пока  у  меня  нет  даже  замысла,  и  этот  роман  –  единственное  доказательство,  что  Ева  существует,  а  я  на  что-то  способен.  Ведь  с  тех  пор,  как  она  исчезла,  этот  короткий  текст  –  все,  что  мне  удалось  написать,  как  будто  меня  покинула  не  Ева,  а...»

–  Моя  жизнь,  –  медленно,  как  бы  в  раздумье  прочитал  вслух  редактор  название  рукописи  и  поднял  на  меня  глаза.  Теперь  он  смотрел  на  меня,  как  когда-то  прежде,  –  с  ожиданием.

–  Вместо  предисловия,  –  ответил  я  на  непрозвучавший  вопрос  редактора,  выложил  на  стол  перед  ним  толстую  папку  с  романом,  поднялся  и  вышел  из  кабинета,  плотно  притворив  за  собой  дверь.

Мне  предстояли  поиски.

IX.2021

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=924432
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 08.09.2021
автор: Максим Тарасівський