Александра Сергеевича Пушкина называют «солнцем русской поэзии». Но, как известно, на солнце есть пятна. Да еще и какие! Мы сейчас не говорим о его разгульной личной жизни. Ну, все мы люди-человеки! С кем не бывает!
Проблема в том, что хваленый Пушкин мелковат именно как поэт. И вовсе не потому, что стихи у него плохие (хотя его цветистые, лубочные строки никогда меня за душу и не брали, но, тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет). Речь о другом. А именно о том, что в своих произведениях он не останавливался перед самой низкой и подлой клеветой в адрес замечательных исторических личностей. Для примера возьмем Сальери, которого Пушкин в своей пьесе лживо обвиняет в отравлении Моцарта, и на безвинном музыканте до сих пор висит клеймо убийцы.
Но оставим в стороне прославленных маэстро, а пока побеседуем об Иване Мазепе, великом гетмане Украины, которого «наше все» обмазало отборной грязью в своей поэме «Полтава» - прекрасной по форме и безобразной по содержанию.
Кроме бессмысленной Северной войны со шведами, развязанной царем Петром и его союзниками, в произведении ярко описывается история любви 65-летнего гетмана Мазепы и его крестницы – 16- летней Матроны Кочубей (которую Пушкин назвал именем Мария), дочери Генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея. Они очень любили друг друга, и властитель Малороссии даже просил руки девушки у ее родителей, но получил отказ; после чего похитил Мотрю, и некоторое -весьма короткое- время жила с ним, о чем скоро узнала вся общественность. И чтобы отомстить гетману за свою обесчещенную дочь, Кочубей доносит на Мазепу царю Петру, предупреждая монарха о том, что гетман задумал отделить Украину от России. Но Петр не поверил доносу, осудил Кочубея за клевету на «украинского владыку» и приговорил его к казни, при этом выдав доносчика самому Мазепе. Гетман не помиловал своего бывшего друга и соратника, и Кочубей вместе с полковником Искрой был казнен на плахе. Несколько месяцев спустя Иван Степанович, в самом деле, перешел на сторону шведского короля Карла 12, но в Полтавской битве шведская страна потерпела поражение, после которого гетман и король бежали в Османскую империю от победившего Петра. Мазепа умер в изгнании, и могила его была утеряна. В поэме описывается, что, перед тем, как покинуть Родину, Мазепа встретил свою возлюбленную, которая, увидев казнь отца, лишилась рассудка и прокляла гетмана.
Это сравнительно маленькое произведение буквально напичкано фейками, которые мы сейчас и попробуем разобрать.
Для начала перечислим фейки и скажем, как было на самом деле.
1. Главную героиню – возлюбленную Мазепы – звали не Мария, а Матрона.
2. Кочубей с семьей жил не в Полтаве, а в Батурине, кроме того, имел много имений, которыми, кстати, был обязан Мазепе.
3. Донос Кочубея на Мазепу привез к царю Петру не отвергнутый Матроной казак. Заметим, доносов от Кочубеев было несколько – один из них был послан с монахом Никанором, другой – со священником Иваном Святайло, которые были втянуты в заговор четы Кочубеев.
4. Не факт, что гетман похитил Мотрю из дома; по другим данным, бойкая девушка сама сбежала к любимому.
5. И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Какой позор! Отец и мать
Молву не смеют понимать.
- это неправда! На самом деле, «несчастные» родители сами распустили эту молву, растрезвонив всем о побеге дочери и опозорив ее.
6. На самом деле, Матрона жила у Мазепы всего лишь несколько дней, после чего была возвращена им в ее родной дом, в надежде, что родители дадут согласие на брак. По другим сведениям, Матрона у гетмана вообще не жила, и он отпустил ее домой в ту же ночь неприкосновенной, но лично у меня эта версия вызывает сомнения.
7. Что Мазепа поднимал антипетровские восстания в Украине, это ложь. Подобные акции вспыхивали сами, потому что малоросы были недовольны тиранией русского царя. Более того, на переход на сторону Карла 12 Мазепу активно подталкивала малороссийская знать.
8. В действительности, Матрона не сошла с ума. Насчет ее судьбы существуют 2 версии: по одной, она вышла замуж за Семена Чуйкевича; по другой – ушла в монастырь, навсегда оставшись верной своей любви к гетману, несмотря ни на что. Исходя из реалий того времени, из самой этой истории, и из характера Матроны, 2-я версия кажется нам более убедительной.
9. Казнь отца она также не видела.
10. Эффектная финальная встреча сумасшедшей Матроны с Мазепой, где она проклинает его за смерть отца, является полным вымыслом Пушкина.
11. Кочубей донес Петру на Мазепу не во время их связи с Матроной, а 2 года спустя. Мотивы самого доноса тоже более сложные (об этом мы скажем позже).
12. Слова Мазепы «Ошибся в этом Карле я» и как будто раскаяние – ложь. На самом деле, гетман и в поражении оказался несломленным и гордым: «Бог мне свидетель, что, отдаваясь в руки шведского короля, я сделал это не по легкомыслию и не движимый мотивом своих личных интересов для себя, а из-за безграничной любви к Родине. Будучи очень старым, не имея ни жены, ни детей, я мог бы отправиться в Польшу или куда угодно и спокойно провести там остаток дней своих. Но, управляя столько времени Украиной с заботой и верностью, насколько было у меня способностей, я по долгу чести и сердечной любви не могу, сложа руки, отдать этот край во власть неправедного угнетателя».
13. Сама смерть гетмана на чужбине вызывает сомнения и полна белых пятен, как и его жизнь. Ватники, конечно, сразу вспомнят про пресловутый педикулез, это их любимая история, которую они активно смакуют. Но существует множество иных версий о его смерти. Самоубийство (но это вряд ли – потому что Иван Степанович верил в Бога и знал, что это великий грех); другие думают, что гетмана отравили тайно подосланные к нему люди Петра. Возможно, имел место инсульт, возможно, Мазепа заболел от горя. Есть версия, что он инсценировал свою смерть, тайно вернулся в Киев, где принял монашество, а потом – схиму.
Но вернемся к «Полтаве» Один сплошной фейк – это характеры центральных персонажей.
Начнем, пожалуй, с гетмана, на которого Пушкин не пожалел черной краски. «Какой отвратительный предмет, — отзывался поэт о Мазепе, — ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!»
И характеристика в поэме:
Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
Тут уж Александра Сергеевича совсем занесло! Не знаю уж, о какой святыне здесь идет речь, но если о вере, то Иван Степанович был верующим и православным (хотя, конечно, и не безгрешным) человеком – он строил и восстанавливал храмы и монастыри, а его мать и сестра были монахинями. «Не помнит благостыни» - это какой, интересно знать? Пресловутых «милостей» Петра? Так ведь гетман и сам служил царю верой и правдой! Вспомним Азовский поход или то, как тысячи украинцев положили свои жизни на строительстве Петербурга! Чем ответил Петр? Он просто отказал малоросам в помощи в трудную минуту! Известен факт, когда Мазепа обратился к Петру с просьбой выделить малоросам 10.000 солдат, царь ответил: «Не дам и 10 солдат. Защищайтесь, как знаете». Кто здесь предатель? Большой вопрос…
«Что он не любит ничего» - полнейшая ложь! Известно, КАК великий гетман был предан своим родным, близким; своему народу и своей Отчизне. А опровержением 2 последних строк:
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
могут послужить строки из стихотворения самого Мазепы, обращенного к согражданам:
А за веру хоть умрите
И свободу защитите!
За неимением обличающих фактов Александр Сергеевич добирает эмоциями, называя своего героя «гетман-злодей», «болтливый старик», «Иуда», «змей» и так далее. Подобные оскорбления, как правило, свидетельствуют о слабости оскорбляющего, что для поэта такого уровня, конечно же, недопустимо.
Хотя что это я на светило-то наше наговариваю?! Нижайше каюсь! Ведь привел же Пушкин железобетонный факт в своем возражении критикам: «изобразил я Мазепу злым, в том я каюсь: добрым я его не нахожу, особливо в ту минуту, когда он хлопочет о казни отца девушки, им обольщенной.»
Что правда, то правда! Не пощадил тиран своего без 5 минут родственника! Но помилуйте, дражайший Александр Сергеевич! А ничего, что Ваш кумир Петр Первый сестру старшую в монастырь упрятал и сына родного казнил? Не говоря уже о том, что поцеловал в губы отрубленную голову (!) своей бывшей любовницы Марии Гамильтон! Ну это все так, сущие пустяки! Гетман-злодей, царь-герой! Как говорит один популярный блогер, «смотрите, не перепутайте!»
Но ведь даже самые ярые поклонники Петра Первого признают, что он был буйного нрава и ломал страну через колено. А вот что говорит о нем не абы кто, не какой-нибудь сумасшедший «бандеровец», коими в последнее время нас регулярно запугивают СМИ, а Лев Толстой:
«Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь 1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует б… свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына, и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему… И все ужасы — казни, мучения и убийство законного наследника, закрепощение половины России, войны, развращение и разорение народа, все забывается и до сих пор восхваляется какое то величие мудрость, чуть не нравственная высота этой мерзкой б… Мало того, что восхваляют ее, восхваляют ее зверей-любовников.» Конечно, к высказываниям такого рода нужно относиться с осторожностью, и отрицать масштабность фигуры Петра Первого было бы неправильно, как неправильно отрицать и то, что он тиран, который справедливо настроил против себя множество людей!
Теперь посмотрите, как хвалит этого деспота Пушкин, вылизывая его, что называется, до костей:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
А вот как Пушкин хвалит Петра в «Стансах», обращенных к Николаю Первому:
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Не знаю, как вам, но мне больше всего понравилось «незлобен». Ага! Особенно когда Петр, узнав о так называемой «измене» Мазепы (к ней мы еще вернемся!) разрушил вместе с князем Меншиковым город Батурин, столицу Гетманщины, перебив там множество невинных людей, включая женщин, стариков и детей. И это ведь не какие-то «укродиверсанты» выдумали – иностранные газеты писали! «Страшный царь жадный до крови в Украине ... Все жители Батурина невзирая на возраст и пол вырезаны, как приказывают нечеловеческие обычаи московитов».
«Вся Украина купается в крови. Меншиков показывает ужасы московского варварства». Даа… Незлобие прям ангельское! И мы уж промолчим о том, что «царь-просветитель» писал на родном языке с грубейшими ошибками, к примеру, слово «все» через «ф», хотя и был художником от Бога, и руки у него были золотые, не боящиеся никакой работы. Что правда, то правда.
Следующий идеализированный персонаж поэмы – Василий Кочубей, друг Мазепы, ставший его врагом. По Пушкину, Василий Леонтьевич – богатый и знатный человек, но прежде всего – любящий отец:
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.
Но в действительности, что это за любовь такая, когда ты ломаешь своей дочери жизнь, не позволяя ей выйти замуж за любимого человека, который, к тому же, был твоим начальником, благодетелем и давним другом!
Так! было время: с Кочубеем
Был друг Мазепа; в оны дни
Как солью, хлебом и елеем,
Делились чувствами они.
И, на свою беду, поделился с ним Иван Степанович заветной мечтой, чтобы Украина стала свободной, вернее, намекнул об этом:
Пред Кочубеем гетман скрытный
Души мятежной ненасытной
Отчасти бездну открывал
И о грядущих измененьях,
Переговорах, возмущеньях
В речах неясных намекал.
Разозлившись на гетмана якобы за дочь, «хороший» и «честный» Кочубей, пользуясь полученной информацией, решает «заложить» его Петру не останавливается даже перед тем, чтобы руками петровских головорезов устранить гетмана физически:
«Нет, дерзкий хищник, нет, губитель! —
Скрежеща мыслит Кочубей, —
Я пощажу твою обитель,
Темницу дочери моей;
Ты не истлеешь средь пожара,
Ты не издохнешь от удара
Казачей сабли. Нет, злодей,
В руках московских палачей,
В крови, при тщетных отрицаньях,
На дыбе, корчась в истязаньях,
Ты проклянешь и день и час,
Когда ты дочь крестил у нас,
И пир, на коем чести чашу
Тебе я полну наливал,
И ночь, когда голубку нашу
Ты, старый коршун, заклевал!…»
Стоп, а что значит «заклевал» и что еще за «темница»? Я, конечно, в отличие от таких историков, как Татьяна Таирова-Яковлева и Ольга Ковалевская, решительно не верю, что отношения Ивана Степановича и Матроны были платонические, (хотя, что касается интимной жизни великих людей, ничего нельзя утверждать наверняка). Мне кажется, эти 2 ученые жены, вслед за многими современными украинскими биографами, склонны немного идеализировать его. Ведь цитаты из любовных писем самого гетмана красноречиво убеждают нас в обратном, или, по крайней мере, наводят на такие мысли: «Вспомни только слова свои, под клятвою мне данные, когда выходила от меня из покоя каменного», «Вспомни наконец любезную нашу беседу, когда бывала у меня в покое…» и особенно вот это: «Через это письмецо кланяюсь и всю тебя целую любезно», «С этим целую уста коралловые, ручки беленькие и все тельце твое беленькое, моя нежно любимая!». Но, заметим, если что-то и было, то это был не просто секс, а настоящая любовь! Одно непонятно, почему супруги Кочубеи так противились этим отношениям, даже учитывая всю строгость тогдашней морали? Потому что он был ее крестным? Но ведь можно было легко попросить благословение Церкви на брак! Или потому что он был старше ее на 49 лет? Но, можно подумать, на Руси никогда не было неравных браков, если не с такой разницей, то только чуть-чуть меньшей! Посмотрите на картину Пукирева «Неравный брак» или на «После венчания» Фирса Журавлева! Да родители сами отдавали своих юных дочерей, примерно в возрасте Матроны, очень пожилым мужчинам, причем эти «молодые» немолодые мужья зачастую относились к своим юным женам лишь как к дорогим игрушкам. А несчастные девочки сохли по парням-ровесникам. Причем это было распространенное явление.
У наших же героев все вышло ровно наоборот. За что она его полюбила? Тут достаточно просто, Иван Степанович был умным, обаятельным и талантливым человеком с веселым и живым характером, да и по замечанию Таировой-Яковлевой, «дряхлым стариком в свои 65 лет, Мазепа отнюдь не был» и оставался молод душой. «Это была любовь, которая не знает старости, для которой нет границ. Для него эти чувства были вызовом его возрасту, а для нее стали возможностью признать его мудрость», - справедливо замечает историк Ольга Ковалевская.
На этом фоне особенно забавно читать вот такие выпады историка Костомарова в адрес Мазепы и Матроны: «Дошедшие до нас черты достаточно показывают, с одной стороны, старого развратника, прибегавшего к самым пошлым мерам соблазна, с другой стороны – очень ограниченное женское существо.» Похоже, эти двое провинились только в том, что осмелились по-настоящему полюбить друг друга! А «младая преступница» Матрона виновата только в том, что попыталась порвать вековые цепи бесправия и унижения, сковывающие женщин, и бороться за свою любовь! При этом историки, льстящие Петру, в упор не видят шокирующую личную жизнь своего кумира! Если даже не верить в версию о его гомосексуализме.
Но вернемся к личности Кочубея. Оказывается, он имел идеальное «топливо» для ненависти:
И гнева женского полна
Нетерпеливая жена
Супруга злобного торопит.
В тиши ночей, на ложе сна,
Как некой дух, ему она
О мщеньи шепчет, укоряет,
И слезы льет, и ободряет,
И клятвы требует — и ей
Клянется мрачный Кочубей.
Вот мы и дошли до самого отвратительного участника, вернее, участницы, этой истории – Любови Федоровны Кочубей, матери Матроны. Она полностью управляла своим мужем. «Роковую роль здесь играла Любовь Кочубей, женщина с сильным, но склочным характером, имя которой не раз упоминается в источниках в связи с конфликтами», - указывает Таирова-Яковлева. Сам Мазепа упрекал Кочубея в том, что тот находится в полном подчинении у своей супруги, что причиною его неприятностей – велеречивая жена его, на которую надобно бы наложить мундштук, как на лошадь. Он сравнивает свою любимую Матрону с великомученицей Варварой, убежавшей от злого отца, советует Кочубею воздержаться от мятежнического духа, угрожает, что чрез его и жены его высокомерия он доживет до какой-нибудь беды». И беда случилась на самом деле…
Примечательно, что и после возвращения Матроны домой девушка продолжала встречаться с гетманом, но родители были непреклонны и не давали согласия на брак. Писатель Богдан Лепкий повествует, что Любовь Федоровна всячески интриговала против своего несостоявшегося зятя, распуская слухи, что он не чтит православную веру, раз задумал жениться на собственной крестнице, а, следовательно, является тайным католиком. Таким образом, перед гетманом встал выбор – или отречение от власти и брак с крестницей, либо сохранение власти и отказ от личного счастья. Иван Степанович выбрал второе. По Лепкому, сделать этот выбор ему помогла сама Матрона. Но, возможно, они еще не теряли надежды быть вместе в дальнейшем. Кто знает?
Характер Любови Федоровны, тщательно вылизанный Пушкиным в поэме «Полтава», на деле был просто ужасным. Когда Матрона со слезами возвратилась от Мазепы домой, злая мать ругала и била ее, и между ближайшими родственницами вспыхивали ужасные скандалы и драки. Возникает резонный вопрос, почему Любовь Федоровна так издевалась над собственной дочерью, если даже та и была грешна? Ведь любая мать готова на все, чтобы оградить дочь от позора, а Любовь Федоровна все делала наоборот. Ряд биографов Мазепы считает, что она сама неровно дышала к красивому и обаятельному гетману, возможно даже, когда-то очень давно у них был роман. Как пишет исследователь Денис Журавлев, «дальнейшая политико-романтическая история вообще приобретает невероятное напряжение, а Любовь Кочубей выступает в роли злого гения своего мужа, которого толкает к гибели, и соперницы собственной дочери, судьбу которой безжалостно ломает...». Несколько другого мнения на этот счет придерживается Таирова-Яковлева: «Много лет Кочубей вел интриги, стараясь свалить своего давнего соперника и занять его место. Любовь уже не раз представляла себя в роли гетманши и теперь не могла смириться с мыслью, что это место займет вместо нее ее дочь. Кочубей, распаленный женой, считал себя оскорбленным прежде всего тем, что гетман дал ему почувствовать свою власть.». Мы склонны думать, что, по всей видимости, имели место оба этих фактора. С одной стороны, Любовь Федоровну мучила банальная, но сильная женская ревность, с другой – возможность захватить верховную власть в Гетманщине, чтобы руками своего мужа управлять всей гетманской Украиной! Ради этих заманчивых перспектив чета Кочубеев была готова на все. И они пошли на неслыханную подлость.
Во-первых, они попытались выдать дочь за Чуйкевича, о чем в лицо сказали гетману, но тот, конечно, не дал своего согласия на этот брак. Согласно некоторым источникам, Чуйкевич вскоре женился на родной сестре Матроны – Екатерине. Но Кочубеи не довольствовались тем, что причинили гетману сердечную боль, они строчили Петру донос за доносом, обвиняя Мазепу в казнокрадстве, государственной измене, в том, что он хочет отдать Малороссию под власть поляков, якобы он даже хотел убить Петра, а Матрону «изнасиловал блудом»(!), и Причем Кочубей настолько волновался за честь дочери, что выкрал их с Мазепой интимную переписку и отослал ее в Москву, чтобы опорочить гетмана в глазах царя. Однако государь, который и сам не чурался любовных утех, понял, что Кочубей донес на Мазепу лишь из мести, и сам выдал жалобщика гетману, перед этим приговорив к казни за клевету на Мазепу. Иван Степанович, изменив самому себе (ибо всегда щадил своих врагов), не стал миловать своего бывшего друга. Почему? Возможно, это была месть за свое разбитое сердце. А возможно, он боялся, что Кочубей своими свидетельствами помешает высокой цели по достижению Украиной независимости. А, возможно, все вместе. Но, так или иначе, Кочубей был казнен, и имперцы сделали из него икону и «мученика за русскую идею»! Зная подлость Кочубеев, их мстительность, зависть, злобу и корыстолюбие, читать такое особенно смешно. Наиболее адекватно характеризует героя один из критиков поэмы «Полтава», Ф. В. Булгарин: «Кочубей не из любви к отечеству пишет донос на Мазепу, а из мщения, за похищение своей дочери… Кочубей представлен ниже самого Мазепы, ибо гетман открыл тайну свою Кочубею, как другу, и честно требовал руки его дочери, прежде нежели решился похитить ее из родительского дома, не насильно, но по доброму согласию. Даже бунт произвел Мазепа, следуя общему мнению войска, как сказано в поэме. Напротив того, Кочубей представлен в самом черном виде, злобным, мстительным, вовсе чуждым дел отечественных, претерпевающим пытку, чтоб не открыть сокровищ, а между тем сознающимся в небывалых винах, из одного страха!.. Жена Кочубея представлена злобною мстительною фуриею, а не нежною матерью.»
Несомненно, казнь Василия Леонтьевича вызывает жалость и сострадание, но его судьбу можно идеально охарактеризовать пословицей: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь».
Кстати, даже в этой пасквильной поэме Пушкин описал сложное отношение Мазепы к Кочубею:
Мазепа тихой и угрюмый.
В его душе проходят думы,
Одна другой мрачней, мрачней.
«Умрет безумный Кочубей;
Спасти нельзя его. Чем ближе
Цель гетмана, тем тверже он
Быть должен властью облечен,
Тем перед ним склоняться ниже
Должна вражда. Спасенья нет:
Доносчик и его клеврет
Умрут».
Как мы видим, гетман жалеет своего врага, который хладнокровно устраивал ему погибель. Вероятно, Мазепа и простил бы Кочубея, если бы не его план по отделению Украины, которому тот мог очень помешать. Украинский писатель Богдан Лепкий, писал в своей книге «Мазепа», что в последнюю ночь перед казнью Мазепа пришел к Кочубею в темницу, Кочубей раскаялся перед ним, они оба попросили друг у друга прощения и примирились, и Василий Леонтьевич сказал, что заслужил смерть: «Лучше гроб, чем такой позор». И, по мнению украинских историков, на казни своих бывших друзей – Кочубея и Искры - гетман не присутствовал, потому что не мог смотреть на это. Как было на самом деле, сказать трудно, но отношения Кочубея и Мазепы очень сложны и неоднозначны даже до самой казни.
Также Пушкин мастерски описывает сострадание Мазепы к своей возлюбленной Матроне (ее подлинное местоположение на тот момент неизвестно; возможно, она действительно была рядом с гетманом; но, что более вероятно, к тому времени девушка уже находилась в монастыре; а по другим данным, была выдана за Чуйкевича):
Мазепа думает: «О Боже!
Что будет с ней, когда она
Услышит слово роковое?
Досель она еще в покое —
Но тайна быть сохранена
Не может долее. Секира,
Упав поутру, загремит
По всей Украйне. Голос мира
Вокруг нее заговорит!…
Ах, вижу я: кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены.
В одну телегу впрячь неможно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумства дань…
Всё, что цены себе не знает,
Всё, всё, чем жизнь мила бывает,
Бедняжка принесла мне в дар,
Мне, старцу мрачному, — и что же?
Какой готовлю ей удар!»
Ну и где мстительный тиран? Вместо него мы видим страдающую жертву обстоятельств; человека, делающего мучительный выбор между местью и прощением; любовью и властью; чувством и долгом перед страной.
«А теперь – самое сладкое», как выражается в таких случаях выражается несравненный Григорий Герман, - разговор о так называемом «предательстве» Мазепы, которого, по сути, и не было.
Ни словом не раскрывая глубинных мотивов поступка Мазепы, Пушкин клеймит гетмана самыми нелестными словами и даже желает ему смерти: «Зачем изменник не на плахе?». Но в чем вина Ивана Степановича? В том, что Петр издевался над Украиной? Или, в том, что Петр первым предал его, отказавшись защищать Малороссию? Но ведь, как пишет сам Пушкин, украинцы люто ненавидели «москалей» за тиранию Петра и за бессмысленную Северную войну:
Украйна глухо волновалась,
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны,
Роптали, требуя кичливо,
Чтоб гетман узы их расторг,
И Карла ждал нетерпеливо
Их легкомысленный восторг.
Вокруг Мазепы раздавался
Мятежный крик: пора, пора!
Но старый гетман оставался
Послушным подданным Петра.
Ненависть украинцев к Петру вполне понятна – тысячи малоросов положили жизни в бессмысленной Северной войне и на строительстве Петербурга, но этим дело не ограничивалось. Многочисленные гарнизоны Петра были расквартированы в Малороссии, и солдаты не только активно потребляли продовольствие, но и вели себя отвратительно, унижали казаков и даже совершали насилие над малороссиянками. Война вызвала ропот среди украинских крестьян, горожан: жаловались, что в их городах, селах разместились московитские войска, которые преследовали местное население. «Отовсюду, — писал царю Мазепа, — я получаю жалобы на произвол московитских войск».
На этом фоне казаки не хотели прощать Ивану Степановичу его лояльность Петру:
«Что ж гетман? — юноши твердили,
Он изнемог; он слишком стар;
Труды и годы угасили
В нем прежний, деятельный жар.
Зачем дрожащею рукою
Еще он носит булаву?
Теперь бы грянуть нам войною
На ненавистную Москву!
Когда бы старый Дорошенко,
Иль Самойлович молодой,
Иль наш Палей, иль Гордеенко
Владели силой войсковой;
Тогда б в снегах чужбины дальной
Не погибали казаки,
И Малороссии печальной
Освобождались уж полки».
Но прошло короткое время, и гетман и сам стал активно готовиться к разрыву отношений с Россией. Поводом этому был совет в Жолкве с царем Петром и Меншиковым, на котором монарх поставил гетмана перед фактом, что намерен реформировать малороссийские полки, сделав их частью российской армии, а пьяный Меншиков проговорился, что они и вовсе упразднят Гетманщину. Гетман от расстройства не мог есть, понимая, что его держава обречена на полное поглощение Россией. Тогда Мазепа начинает переговоры со шведским королем Карлом, чтобы тот помог ему сделать Украину свободной, о чем Мазепа рассказывает Матроне. Та полностью поддержала его, свято веря в особое предназначение своего возлюбленного: «О милый мой, ты будешь царь земли родной!». Нет смысла отрицать, что они оба хотели быть королем и королевой независимой Украины и даже основать новую династию. Были ли они честолюбивы? Несомненно, да. Но оба, они, без сомнения, заслуживали того, чтобы царствовать. И Мазепа стал бы подлинно просвещенным монархом, в отличие от Петра с его диким нравом, и путь Украины был бы другой. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.
Но Мазепа жаждал не только личной власти – он мечтал изменить судьбу своего угнетенного народа:
Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра.
Однако, как человек мудрый, Иван Степанович не торопился со своим решением. Но удушающие объятья Москвы сжимали горло Украины все сильнее. Плюс князь Александр Меншиков (с которым, как считают некоторые историки, царя Петра связывала отнюдь не братская любовь) сам метил на должность гетмана. Характерен эпизод, описанный в фильме «Назначаю тебя предателем». Однажды польская княгиня Анна Дольская (в иных текстах – Дульская) с похвалой отозвалась об Иване Мазепе. Слушавший это генерал Карл Ренне сказал:
- Пусть Бог помилует этого доброго, интеллигентного господина! Бедняга не знает, что князь Александр Данилович копает ему яму, чтобы самому стать гетманом в Украине.
Один из приближенных Петра, Шереметев подтвердил его слова, и когда Дольская спросила, почему никто из друзей Мазепы не хочет предупредить его, Шереметев ответил:
- Это невозможно! Мы сами страдаем от этого, но вынуждены молчать!
Тогда княгиня Дольская, с которой, по мнению ряда биографов, гетмана также связывали не только дружеские, но и романтические отношения, сочла своим долгом предупредить его. Но Иван Степанович и после этого не покинул своего сюзерена. Историк Таирова-Яковлева искренне удивляется тому, как долго гетман терпел Петра, и, действительно, такое долготерпение поражает!
Но вот Карл 12 решил повернуть на Украину, а Петр приказал Мазепе использовать тактику выжженной земли, чтобы ничего не досталось врагу, - дома сжечь, а жителей согнать в леса. Тогда малороссийские старшины вознегодовали и обратились к гетману:
- Как мы за душу Хмельницкого всегда Бога молим и имя его славим, за то, что Украину от ига польского освободил, так противным способом и мы, и дети наши во вечные роды, душу и кости твои будем проклинать, если нас во время гетманства своего по смерти своей в такой неволе оставишь. Забегая вперед, скажем, что после поражения под Полтавой, эти же самые старшины низко предали Мазепу и сдались на милость немилосердного Петра.
Только тогда Иван Степанович решился перейти на сторону Карла 12, и повод был очень весомым. Как пишет Таирова-Яковлева, «объясняя причины своего перехода к шведам, гетман писал, что Москва без всякого согласия с их стороны начала отбирать украинские города под свою власть, изгоняя людей и насаждая свои гарнизоны, что российские власти намереваются уничтожить само имя Войска Запорожского, казаков превратить в драгун и солдаты, а народ малороссийский поработить». Солидарен с ней и другой биограф гетмана – Сергей Павленко: «Иван Мазепа планировал с помощью союзнического войска обрести независимость Украины, вернуть те вольности, с которыми в 1654 г. Богдан Хмельницкий со своей командой, идя под протекцию православной Москвы, думал улучшить жизнь украинского народа».
Что же мы читаем у Пушкина? Он вкладывает в уста Мазепы ужасно глупый монолог:
Нет, поздно. Русскому царю
Со мной мириться невозможно.
Давно решилась непреложно
Моя судьба. Давно горю
Стесненной злобой. Под Азовым
Однажды я с царем суровым
Во ставке ночью пировал:
Полны вином кипели чаши,
Кипели с ними речи наши.
Я слово смелое сказал.
Смутились гости молодые…
Царь, вспыхнув, чашу уронил
И за усы мои седые
Меня с угрозой ухватил.
Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Отмстить себе я клятву дал;
Носил ее — как мать во чреве
Младенца носит. Срок настал.
Так, обо мне воспоминанье
Хранить он будет до конца.
Петру я послан в наказанье;
Я терн в листах его венца:
Он дал бы грады родовые
И жизни лучшие часы,
Чтоб снова, как во дни былые,
Держать Мазепу за усы.
Да уж! Мотивация – железобетонная! Не притеснение украинцев, не изнурительная война, не тирания Петра, не благородные мечты о независимости родной державы. Усы! – вот истинная причина «зрады» гетмана! В бредовости такой версии Пушкина упрекали даже его современники, за что он вынужден был даже оправдываться: «Заметили мне, что Мазепа слишком у меня злопамятен, что малороссийский гетман не студент, и за пощечину или за дерганье усов мстить не захочет…Мазепа, воспитанный в Европе в то время, как понятия о дворянской чести были на высшей степени силы, — Мазепа мог помнить долго обиду московского царя и отомстить ему при случае. В этой черте весь его характер, скрытый, жестокий, постоянный. Дернуть ляха или казака за усы все равно было, что схватить россиянина за бороду». Да, аргумент так себе, прямо скажем!
Что касается истории с упомянутой ссорой Петра и Мазепы, вероятнее всего, она, действительно, имела место. И было, о чем!
«Когда царь сказал Мазепе, что украинский народ умен и грамотен, но это ему не нравится, когда Петр пожелал перевести казацкие полки в ранг регулярных частей российской армии, а Мазепа этого не захотел, то пьяный Петр бьет его по щекам.
И перед войском своим Мазепа, переходя на сторону шведов, говорит: «Если меня, вами избранного гетмана бьют по щекам, как бесчестную блудницу, то за что вас имеют? Вас имеют за навоз последний», - пишет историк Владимир Сергейчук. Как мы видим, если мотив «измены» и был как-то связан с этой ссорой, то Мазепа не столько мстил за свою поруганную честь, сколько тревожился за свой униженный и угнетенный народ.
Если далее продолжать тему фейков в поэме Пушкина, то бросается в глаза холодность Мазепы и его возлюбленной в обращении друг с другом. Конечно, там присутствуют слова «мой друг» и «мой милый», но в целом, от их фраз в поэме веет холодом. Мазепа в поэме обращается к любимой полным именем «Мария», а не «Маруся» или «Марусечка», что характерно для малороссийского народа. Один момент покоробил меня, когда я была еще школьницей.
Это момент (кстати, полностью фейковый), когда мать Матроны (литературной Марии), будит ее прикосновением…
Еще Мария сладко дышит,
Дремой объятая, и слышит
Сквозь легкой сон, что кто-то к ней
Вошел и ног ее коснулся.
Она проснулась — но скорей
С улыбкой взор ее сомкнулся
От блеска утренних лучей.
Мария руки протянула
И с негой томною шепнула:
«Мазепа, ты?…»
Как вы это себе представляете? Счастливая девушка, просыпаясь в неге… называет любимого по фамилии! Не «Ваня», «Ванечка» или «Иван», не каким-нибудь из множества ласковых слов, а по фамилии, как рассерженная жена, которая пилит своего мужа:
- Петров, хватит на диване валяться! Сгоняй лучше в магазин!
Конечно, тогда, в начале 18 века, фамилия не носила такого официально-негативного оттенка, как сейчас, но все равно в данном контексте она неуместна. К великому сожалению, любовные письма Матроны были утеряны, и мы не знаем точно, как она обращалась к любимому, но сохранились письма Мазепы, в которых он называл ее «сердце мое любимое», «мое сердечко», «моя нежно любимая», «мой розовый цветок», «Ваша Милость», «Мотренька», «Матронушка». Исходя из этого, мы можем думать, что и она обращалась к нему очень нежно, с большим разнообразием ласковых прозвищ (хотя, как мы видим из переписки, порой ему приходилось терпеть ее переменчивый и крутой характер). Отметим, что украинскому языку свойственна необычайная сердечность, живость теплота, которой нет в языке русском, более холодном и суровом. Даже слово «враги» имеет в украинском языке имеет ласкательно-уменьшительный вариант – «вороженьки»! И сами украинцы, более южный народ, как правило, более эмоциональные, с более горячим и веселым характером, чем русские. Пушкину следовало бы все это учесть, особенно, если он, по его словам, действительно, стремился к исторической правде! Но все это так, мелкие придирки.
Еще одной оклеветанной Пушкиным личностью является приближенный Мазепы – Филипп Орлик. «Филиппа Орлика классики обидели напрасно! По своей натуре этот высокообразованный, тактичный человек никак не подходил на роль садиста и мучителя», - замечает исследователь Валерий Нечипоренко.
В конце произведения поэт переходит к откровенной предвзятости:
Забыт Мазепа с давних пор!
Лишь в торжествующей святыне
Раз в год анафемой доныне,
Грозя, гремит о нем собор.
Как же Вы ошибались, Александр Сергеевич! Гетман никогда не был забыт, а современная Украина по справедливости чтит его как выдающегося политика, положившего конец братоубийственной гражданской войне, именуемой «Руина»; щедрого мецената, устроителя храмов, великого поэта и музыканта; эстета и создателя «мазепинского барокко». Его портрет украшает 10-гривенную купюру, ему ставят памятники и его именем называют улицы! А анафема была чисто политической, потому что Ваш кумир Петр, который, несмотря на все свои богохульства, полностью подмял под себя Церковь! Но, как бы долго ни скрывали правду, она, в конце концов, неизбежно торжествует!
Мы подходим к финальному вопросу: «Что заставило Пушкина выдавить из себя это пасквильное, клеветническое, псевдоисторическое произведение, в котором он, создавая образ героя, постоянно противоречит сам себе?» Быть может, Александр Сергеевич был ярым монархистом? Так ведь нет! Известно, что он открыто сочувствовал революционерам-декабристам (которые, отнюдь, тоже не были такими уж белыми овечками и боролись с царем за власть!). Известны антимонархические стихи юного Пушкина. Александру Первому он адресовал дерзкую эпиграмму:
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Не имея ввек забот,
Ты живешь в огромном доме;
Я ж средь горя и хлопот
Провожу дни на соломе.
Ешь ты сладко всякий день,
Тянешь вины на свободе,
И тебе нередко лень
Нужный долг отдать природе;
Я же с черствого куска,
От воды сырой и пресной,
Сажен за сто с чердака
За нуждой бегу известной.
Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой,
Хоть и морщуся, да тру.
Также Пушкин мечтал о свержении монархии:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Прошу прощения за обильное цитирование, но я осознанно привожу эти стихи полностью, чтобы показать, как Пушкин ненавидел Империю. Существует еще один, полный ненависти к царю и Богу, стих (хотя подлинное его авторство вызывает сомнения):
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
Возникает сложный вопрос, от которого взрывается мозг: «А как мог такой вольнодумец, как Пушкин, хвалить царя Петра, воплощавшего в себе весь негатив деспотизма?» Ответ простой, он и не хвалил его! – он, буквально, размазывал его по стенке! «История показывает вокруг него всеобщее рабство. ...Все сословия ... были равны перед его дубинкой. Все дрожало, все безропотно подчинялось… Царь Петр презирал человечество, может, даже больше, чем Наполеон», - писал Пушкин о Петре.
Но тут случился небольшой… упс! Декабристы вчистую проиграли Николаю Первому в борьбе за власть, некоторые были казнены, некоторые – сосланы, и, в конечном счете, Пушкин решает переметнуться на сторону венценосного победителя и меняется до неузнаваемости! Почему? А все очень просто! Потому что Николай Первый в 1826 году вернул его из ссылки и пригласил на аудиенцию. Тогда и возник «новый» Пушкин – монархист и государственный поэт. «Пушкин апеллировал к великодушию царя, надеясь, что тот изменит гнев на милость... Лесть, адресованная Николаю I, сравнения его с Петром должны были растопить императорское сердце», - пишет исследователь Владимир Панченко в своей статье «Пушкин как мифортворец». Возникает вопрос, когда Пушкин врал – когда был вольнодумцем или когда стал монархистом? Ответа нет, и не надо – пусть Бог его рассудит! Но в свете этого факта становится понятным, что создание клеветнической «Полтавы» - лишь попытка поэта лизнуть Николая Первого, (которого льстецы сравнивали с Петром Первым) по самые гланды. Этим Александр Сергеевич до боли напоминает современного и до тошноты гнусного журналиста-пропагандиста Владимира Соловьева, который сначала был таким убежденным либералом-западником, а сейчас заделался ярым консерватором-путинистом! Несомненно, Пушкин был Соловьевым своего времени, и принципы у таких людей ровно такие же, так у девушек с пониженной социальной ответственностью. Вот вам и великий поэт, «невольник чести»! Да простят меня его поклонники…
«Зачем ты вообще подняла эту тему?!» - спросите вы. А потому что русские люди судят о гетмане Мазепе исключительно по этому произведению, а я всего лишь сочла долгом отделить пшеницу от плевел и предприняла скромную попытку раскрыть правду об этой великой личности. И о подлинной истории Украины, которая сейчас, во время новой Руины, становится как нельзя более актуальной…
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=906985
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.03.2021
автор: Ганна-Корнелія Квін