Предназначение, или Жизнь на подпорках

Когда  бабушка  решилась  на  исход  из  нашего  родового  села,  продала  дедову  хату  и  вместо  нее  купила  какой-то  скворечник  на  Днепре,  я  был  просто  раздавлен.  Ни  о  каком  подобии  не  могло  быть  и  речи,  и  даже  сравнить  было  нельзя  эти  две  жизни:  сельскую,  в  которую  уходили  мои  корни,  и  садово-товарищескую,  в  которой  было  4  сотки,  а  больше  ничего.  А  в  довершение  судьба  приготовила  мне  еще  один  удар.  На  берегу  неподалеку  от  нашей  дачи  стоял  катер  на  подводных  крыльях.

По  большому  счету,  тогда,  в  самом  начале  80-х,  суда  на  подводных  крыльях  были,  пожалуй,  самыми  скоростными  машинами  из  всех,  которые  я  видел.  Они  же  не  ходили,  а  бегали,  даже  летали  по  Днепру  на  своих  подводных  крыльях.  Шутка  ли,  70  км  в  час!  Автомобили  по  Херсону  с  такой  скоростью  не  ездили,  они  вообще  тогда,  насколько  я  помню,  не  ездили,  а  как  бы  катились  по  городу,  словно  сами  собой,  не  особо  усердствуя.  Поезда,  на  которых  мне  уже  приходилось  ездить,  тоже  никуда  не  спешили.  Особенно  они  не  спешили  в  разгар  лета,  приближаясь  к  пункту  назначения,  когда  уже  все  давно  съедено  и  выпито,  рассказано  и  прочитано,  а  в  вагоне  не  осталось  ни  одного  неисследованного  угла,  а  на  моих  шортах  –  ни  одного  светлого  пятна.  Самолеты,  которыми  я  тогда  еще  ни  разу  не  летал,  и  вовсе  были  самым  медленным  видом  транспорта.  Они  передвигались  высоко  в  небе  с  такой  же  скоростью,  с  какой  над  городом  проползал  густой  звук  их  моторов.  А  СПК  тогда  с  утра  до  ночи  с  неимоверной  скоростью  носились  по  Днепру,  белые,  легкие,  изящные  и  стремительные.  Ни  на  суше,  ни  на  небе,  ни  на  воде  им  не  было  равных  в  скорости  –  просто  фантастика!

А  тут  вдруг  не  пароходство,  а  самый  обыкновенный  дачник  владеет  одним  из  этих  невероятных  кораблей.  Катер  был,  конечно,  много  меньше  любого  СПК,  пролетавшего  мимо,  но  он  был  одной  с  ними  крови,  вне  всяких  сомнений.  Он  был  длинный  и  узкий,  безупречно  белый,  с  невысоким  стеклянным  забралом  перед  креслом  пилота,  оснащенным  невероятной  красоты  штурвалом,  кнопками,  рычагами  и  циферблатами.  От  непогоды  кабину  укрывал  твердый  прозрачный  тент,  сквозь  который  я  и  любовался  всей  этой  роскошью.  Катер  стоял  на  особых  подпорках,  чтобы  его  кинжально-острые  крылья  и  особой  формы  маленькие  бронзовые  винты  на  тонких  косых  валах  не  касались  земли.  Поэтому  казалось,  что  катер  постоянно  находится  в  том  стремительном  движении,  для  которого  его  придумали  и  построили.

Смотреть  на  катер  было  невыносимо  –  мною  владела  жгучая  зависть.  Это  не  было  завистничество  необладания;  это  была  зависть  ошеломительного  непонимания.  Мне  казалось  невероятным,  что  вот  так  запросто  и  единолично  можно  владеть  судном  на  подводных  крыльях,  как  ведром  или  совком.  При  этом  все  остальные  СПК,  все  эти  «Метеоры»,  «Ракеты»  и  «Кометы»  стояли  в  порту;  каждый  мог  приобрести  билет  и  отправится  куда-нибудь  на  любом  из  них.  Но  только  согласно  утвержденному  расписанию,  по  заранее  проложенному  курсу  и  сообща  с  еще  сотней  пассажиров  –  никаких  неожиданностей,  никакой  свободы!  И  потому  личный  СПК  был  чем-то  столь  же  загадочным,  как  и  видавшие  виды  «иномарки»,  которых  на  весь  город  было  несколько  штук.  Это  даже  не  нынешнее  «а  что,  так  можно  было?»  -  это  извечное  «так  не  бывает».  Но  тогда  еще  я  плохо  разбирался  в  таких  нюансах  и  полагал,  что  я  просто  завидую  владельцу.  Проходя  мимо  катера,  я  багровел,  а  день  меркнул  в  моих  глазах.  Это  была  настоящая  пытка,  изощренная  и  неотступная.

Прошел  год,  а  может,  и  два  или  даже  три.  Катер  все  еще  казался  мне  верхом  судостроительного  и  мореходного  совершенства  и  пределом  человеческих  мечтаний.  Зависть  моя  не  утихала,  пока  однажды  я  не  осознал,  что  за  все  эти  годы  катер  так  ни  разу  и  не  покинул  берега.  Он  всегда  стоял  на  своих  особых  подпорках,  не  касаясь  земли,  весь  такой  летящий  со  своими  острыми  крыльями  и  маленькими  винтами,  но  так  и  не  долетел  даже  до  мелкой  прибрежной  воды.  Наверное,  он  так  стоял  даже  еще  дольше,  чем  год  или  два,  потому  что  его  окружала  высокая  поросль  травы  и  даже  каких-то  кустов.  Присмотревшись,  я  заметил  ржавчину  на  шнуре,  стянувшем  прозрачный  тент  над  кабиной;  ржавчина  образовалась  на  металлических  кольцах,  сквозь  которые  был  пропущен  шнур,  и  от  каждого  кольца  расползалась  по  нему  в  обе  стороны  сантиметра  на  два.  Прозрачный  тент  кое-где  лопнул,  в  кабину  проникали  вода  и  песок.  По  циферблатам,  кнопкам,  штурвалу  и  креслу  пилота  ползали  насекомые.  Может  быть,  этот  катер  вообще  никогда  не  спускали  на  воду?

Оказывается,  бывают  вещи  мучительнее  зависти.  Теперь,  проходя  мимо  катера,  я  поспешно  отводил  глаза.  Мне  было  почему-то  неловко;  а  когда  по  Днепру  пролетали  «Кометы»  и  «Колхиды»,  в  памяти  у  меня  всплывали  слова:  «Плывут  пароходы  –  привет  Мальчишу!  Пролетают  самолеты  –  привет  Мальчишу!  Пробегают  паровозы  –  привет  Мальчишу!»  Произнося  эту  формулу  над  маленьким  судном,  я  чуть  не  плакал,  так  мне  бывало  горько.  Мне  казалось,  что  катер  погиб,  и  погиб  зря,  напрасно,  совершенно  бесславно,  а  все  эти  пароходы-самолеты-паровозы,  которых  он  с  легкостью  мог  бы  обогнать,  злорадствуют;  их  я  за  это  люто  ненавидел.  А  при  взгляде  на  катер,  летящий  над  песком  за  порослью  травы,  меня  охватило  какое-то  новое  мощное  чувство.  Я  не  мог  его  объяснить  и  сводил  к  одному  только  слову  –  «жалко».  Но  это  было  какое-то  слишком  большое  «жалко»,  как  о  человеке,  и  даже  еще  больше,  словно  о  себе  самом.  Но  тогда  мне  было  не  под  силу  разобраться  в  нюансах  сожаления  –  жалко  мне  катер,  и  все.

А  когда  прошло  еще  десять,  двадцать  или  даже  тридцать  лет,  я  вдруг  вспомнил  тот  катер.  Меня  вновь  охватили  былые  чувства,  и  зависть,  и  «жалко»,  и  даже  «ненавижу»,  а  потом  в  голову  пришла  уже  готовая  мысль.  Тогда,  на  дачном  берегу,  я  горевал  не  над  катером,  а  над  несбывшимся  предназначением.  Не  найдешь  его  или  не  исполнишь  –  и  проведешь  всю  жизнь,  замерев  на  подпорках,  как  будто  в  полете,  но  абсолютно  неподвижно…

15.06.2020

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=879760
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 15.06.2020
автор: Максим Тарасівський