Замки, сказочные и картонные

[i]Я  мечтал  создавать  вещи,  корабли,  машины,  дома.  Я  перепортил  все  ножницы  в  доме,  извел  картон  —  и  в  слезах  признал  свое  поражение.  Оставалось  одно  —  сочинять  истории.  Я  и  не  подозревал,  в  какой  волшебный  мир  я  вхожу;  ведь  со  сказочным  замком  можно  сделать  много  такого,  чего  никогда  не  добьешься  от  картонного  замка[/i]  (К.С.  Льюис.  Настигнут  Радостью).

До  чего  же  верно  сказано!  –  Прочитал  это  вчера  и  вдруг  припомнил:  каждую  зиму  на  каникулах  мы  с  братом  принимались  мастерить  тот  самый  картонный  замок.  Мы  были  еще  слишком  малы,  чтобы  делать  это  аккуратно,  но  уже  не  портили  ножниц,  а  лишь  изводили  картон,  много,  целые  пачки  картона,  за  которым  то  и  дело  приходилось  бегать  в  расположенный  за  углом  «Детский  мир».  За  картоном  и  еще  за  клеем  ПВА  –  его  мы  изводили  тоже  изрядно,  ведь  пахучая  белая  густая  субстанция  обладала  непредсказуемой  и  неуправляемой  текучестью.  Наше  нетерпение  заставляло  нас  то  и  дело  встряхивать  бутылку,  из  которой  долго  не  удавалось  вытрясти  ни  капли,  зато  потом  клей  вдруг  оказывался  везде  и  заливал  всю  нашу  работу,  и  мы  снова  приходили  в  отчаяние  и  бежали  в  «Детский  мир»,  за  клеем  и  –  «пожалуйста,  еще,  еще,  еще!»  –  за  картоном.  Много  пришлось  потерпеть  таких  неудач,  чтобы  мы  научились  загодя  наливать  клей  на  какой-нибудь  обрезок  бумаги  и  брать  его  оттуда  по  мере  необходимости,  спичкой  или  полоской  картона,  прежде  чем  он  окончательно  загустеет;  кисточками  для  клея  мы  так  и  не  обзавелись.

Но  как  ни  сопротивлялись  нам  наши  руки,  картон  и  клей,  на  письменном  столе  мало-помалу  воздвигалась  шаткая  кривобокая  конструкция,  прообраз  будущего  замка,  а  точнее,  сцены,  а  вернее,  целого  мира.  Горизонтальный  лист  картона  символизировал  «землю»  и  покрывался  необходимой  по  сюжету  топографией,  нарисованной  или  даже  вырезанной  из  цветной  бумаги:  трава,  цветы,  деревья,  река  или  озеро,  по  которым  почему-то  всегда  пускался  лебедь,  довольно  схематичный,  с  угловатой  шеей  и  маленькой  головой,  увенчанной  короной  из  клочка  фольги  (эта  крохотная  корона  вызывала  замечания  взрослых  о  продуманности  деталей  и  тонкости  работы).  Зиму  мы  не  изображали  никогда,  потому  что  для  этого  пришлось  бы  оставить  нашу  «землю»  попросту  белой,  а  это  слишком  просто.  Второй  лист  картона  нашими  неимоверными  ухищрениями  приобретал  более–менее  устойчивое  вертикальное  положение  и  скреплялся  с  первым,  символизируя  тот  самый  картонный  замок,  его  фасад,  и  вообще  все  остальное  в  нашей  истории.  Он  раскрашивался  фломастерами;  сначала  мы  только  рисовали  свой  замок,  а  потом  научились  прорезывать  в  нем  двери  и  окошки,  а  в  окошки  помещать  персонажей,  установленных  на  маленькие  помосты,  приклеенные  под  окошками  на  оборотной  стороне  листа.  И  вот  на  этом  –  все  заканчивалось.  Всё!  Конец!

Наш  замок,  а  точнее  сцена,  а  вернее,  целый  мир  оказывался  всего  лишь  декорацией,  статичной,  неподвижной,  раз  и  навсегда  замершей  в  каком-то  одном  моменте  своего  бытия.  Никакого  действия,  никакого  развития,  никакого  воплощения  наших  фантазий,  один  лишь  намек  на  историю,  которая  вся  происходила  в  наших  перепачканных  клеем  и  фломастерами  головах  и  за  созданными  нами  кулисами.  О,  как  я  помню  то  разочарование,  которое  охватывало  меня  всякий  раз,  когда  непокорный  картон  и  строптивый  клей  принимали  требуемую  от  них  форму!  –  ведь  на  этом  все  заканчивалось,  и  замок  превращался  в  символ  наших  разбитых  надежд  и  «поделку»,  которой  нетактично  восторгались  взрослые,  домашние  и  пришлые.  Душа  настойчиво  требовала  продолжения  –  а  его  не  было;  это  было  даже  хуже,  чем  ПВА,  вырвавшийся  из  бутылки,  словно  джин,  и  затопивший  почти  готовую  работу.  Такое  простое  решение,  как  фигурки  с  магнитиками  в  изножье,  которыми  можно  двигать  с  помощью  указки  с  таким  же  магнитиком  на  конце,  не  приходило  нам  в  головы,  ведь  мы  еще  были  слишком  малы,  не  подсказывали  нам  его  и  взрослые,  ведь  они  были  слишком  заняты.

И  как  я  помню  упоительную  радость,  которой  сопровождалась  вся  наша  титаническая  работа  вплоть  до  самого  конца!  –  рождение  замысла  и  сюжета,  обсуждение  деталей  и  персонажей,  поиск  технических  решений,  беготня  в  «Детский  мир»  и  обратно,  муки  с  ножницами  и  бумагой,  борьба  с  клеем  –  все  это  наполняло  душу  такой  радостью,  которой  нам  не  давали  даже  новогодние  подарки.  Вот  обширный  письменный  стол  с  массивной  столешницей,  нерушимо  возложенной  на  две  мощные  тумбы;  на  столе  –  лампа  под  абажуром  зеленого  стекла,  картон,  цветная  бумага,  ножницы,  карандаши,  фломастеры,  клей,  линейки,  треугольники,  планки  и  нечто,  что  как  будто  понемногу  вырастает  из  этой  груды;  над  нею  склонились  два  мальчугана,  корпят  над  вырезыванием,  склеиванием  и  раскрашиванием;  вот,  пожалуй,  и  все,  что  увидели  бы  взрослые.  Но  какие  миры  распускались  сейчас  в  этих  маленьких  растрепанных  головах,  как  щедро  и  ярко  играло  воображение!  А  сколько  в  этой  игре  воображения  было  радости!  –  и  с  каждым  разом  радости  все  более  острой,  потому  что  мы  уже  очень  хорошо  знали,  что  еще  немного,  и  сказка  закончится,  потому  что  картонный  замок  никак  не  может  превратиться  в  сказочный.

Простое  решение  изложить  нашу  историю  не  приходило  нам  в  головы,  ведь  мы  еще  были  слишком  малы,  и  у  нас  еще  не  было  опыта  школьных  сочинений,  а  взрослые  тоже  нам  этого  не  подсказывали.  А  может,  и  подсказывали:  не  помню,  как  это  вышло,  но  однажды,  пережив  радость  и  разочарование  с  нашим  очередным  новогодним  замком,  мы  вдруг  взялись  рисовать  стенгазету  –  и  здесь  уж  нас  ожидала  одна  только  радость,  безо  всякого  разочарования.  Все  наши  истории  теперь  могли  быть  и  рассказаны,  и  проиллюстрированы  –  и  они  нашли  свой  прозаический,  поэтический  и  живописный  путь  на  обширный  лист  ватмана,  который  еще  долго  висел  на  стене  в  коридоре,  против  входной  двери,  так  что  газета  была  первым,  что  видел  всякий  входящий  в  дом.  Наверное,  именно  тогда  я  впервые  ощутил  то,  о  чем  много  лет  спустя  прочитал  у  Льюиса:  «со  сказочным  замком  можно  сделать  много  такого,  чего  никогда  не  добьешься  от  картонного  замка».

…Впрочем,  кто  знает?  –  может,  и  не  дошло  бы  дело  до  сказочных  замков,  если  бы  не  было  тех,  картонных?  Так  или  иначе,  но  со  временем  появились  и  сказочные  замки,  и  картонные  никуда  не  делись,  подарив  мне  всю  радость,  какую  только  могли,  и  тогда,  давным-давно,  когда  мы  их  строили  каждую  зиму,  и  теперь,  когда  я  вдруг  о  них  вспомнил.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=860468
Рубрика: Лирика
дата надходження 06.01.2020
автор: Максим Тарасівський