Дань

Дельфины!  –  вот  что  удерживало  меня;  и  замысел  вызрел  давно,  и  желание  сесть  и  всё  записать  у  меня  тоже  было,  и  времени  сколько  угодно,  но  вот  этого  одного,  последнего,  главного  слова  я  всё  не  находил.  Наверное,  искал  не  там  –  творчество  должно  быть  спонтанным  и  несознательным,  а  я  ломал  голову  вполне  осознанно,  пока  не  получил  привет  от  великого  химика:  мне  приснились  и  слово,  и  образ.

Дельфины!  –  вот  кого  они  мне  напоминали,  не  так  внешним  сходством,  голосом  или  повадкой,  хотя  и  тут  есть  общее,  а  кое-чем  другим,  что  важнее  видимых  признаков.  Дельфины  –  стремительные,  ловкие,  маневренные,  любопытные  и  сообразительные  –  так  не  похожи  почти  на  всех,  кто  делит  с  ними  одну  среду.  А  ведь  форма  –  функция  среды,  но  у  дельфинов  иные  соображения,  чуть  ли  не  эстетического  порядка;  нет,  все  твари  земные  и  морские  прекрасны  по-своему,  но  дельфин  –  а  по  большому  счету  кит  –  и  совсем  другой,  и  самый  прекрасный.  Он  носит  особого  кроя  костюм  из  кожи,  как  тюлень,  но  его  тело  напоминает  скорее  рыбу  и  может  достигать  немыслимых  скоростей.  Плавники  –  в  них  тоже  абсолютная  и  полная  преданность  скорости:  никаких  лучей,  зазубрин  и  прочей  рыбьей  чепухи.  Речь  –  или  то,  что  нам  преподносят  ученые  как  их  речь,  –  вполне  язык,  в  нем  есть  звук,  слог,  слово,  фраза,  абзац  и  контекст,  все  уровни  организации  полноценной  речи,  образец,  по  которому  и  наша  речь  изготовлена.  А  еще…  –  впрочем,  уже  ясно,  что  эти  обитатели  водного  мира  то  ли  не  от  «мира  сего»  в  нём,  то  ли  занимают  в  нём  близкое  к  божественному  положение;  пора  вернуться  к  тем,  о  ком  я  так  давно  хотел  и  все  никак  не  мог  рассказать…  Спасибо,  дельфины!

Признаюсь,  я  чуть  припоздал  с  этим  текстом;  будь  я  расторопнее,  я  бы  предложил  прямо  сейчас,  в  половине  шестого  часа  июньского  или  июльского  утра,  посмотреть  в  небо  и  прислушаться.  Но  сегодня  уже  15  августа,  слишком  поздно.  Стрижи  улетели;  да,  это  о  них  я  хотел  рассказать,  вызвав  образ  дельфина.  Он  весьма  пригодится:  во-первых,  стрижи  своего  рода  дельфины  воздушного  мира,  в  котором  они  то  ли  не  от  «мира  сего»,  то  ли  занимают  близкое  к  божественному  положение,  а  во-вторых,  рассмотреть  стрижа,  даже  если  очень  постараться,  практически  невозможно.  Птица  эта  невелика,  хотя  куда  крупнее  воробья,  форма  и  окрас  которого  известны  всем;  трудность  в  другом:  стриж  слишком  стремительно  и  слишком  высоко  живет.  Только  начинает  светать,  а  стрижи  внезапно  появляются  в  небе  под  самыми  облаками,  как  если  бы  они  не  поднялись  туда,  а,  напротив,  вылетели  оттуда.  Целый  день  они  носятся  в  небе,  оглашая  его  пронзительными,  совсем  дельфиньими  криками,  забирая  иногда  такую  скорость,  что  можно  скрутить  себе  шею,  пытаясь  проследить  за  каким-нибудь  одним.  И  так  до  самых  сумерек,  когда  стрижи  внезапно  исчезают,  то  ли  нырнув  обратно  в  облака,  то  ли  превратившись  в  летучих  мышей,  то  ли  просто  слившись  с  темнеющим  воздухом.  Нет,  невозможно:  стриж  слишком  стремительно  и  слишком  высоко  живет  и  даже,  кажется,  умирает  –  тоже  высоко  и  стремительно.  Впрочем,  начнем  теперь  с  самого  начала.

Впервые  я  понял,  что  над  моей  улицей  летают  вовсе  не  ласточки,  когда  один  из  стрижей  потерпел  катастрофу.  Всей  семьей  –  я,  любимая  и  кот  Арчибальд  –  мы  сидели  на  диване  и  смотрели  какой-то  фильм.  Вдруг  из  кухни  послышался  легкий  шум;  я  кивнул  коту,  мол,  пойди,  разберись  и  доложи.  Арчи  поспешно  спрыгнул  с  дивана  и  потрусил  на  кухню,  прижимаясь  к  полу,  как  если  бы  над  его  головой  свистели  пули.  Поспешность  в  данном  случае  не  имеет  ничего  общего  с  раболепием;  Арчибальду  было  на  самом  деле  любопытно.  Я  же,  зная  его  повадки,  умел  обратиться  к  нему  «с  упреждением»,  потому  выглядело  этот  так,  как  если  бы  он  реагировал  на  мои  слова,  хотя  на  самом  деле  он  следовал  своим  интересам,  а  моим  словам  –  лишь  от  случая  к  случаю.  Итак,  кот  убежал  на  кухню,  мы  вернулись  к  просмотру  и  вспомнили  об  Арчибальде,  когда  по  экрану  поползли  титры.  Теперь  уже  мы  поспешно  спрыгнули  с  дивана  и  побежали  на  кухню.  А  там  у  холодильника  на  полу,  как-то  странно  опираясь  на  раскосые  крылья,  сидела  птица,  а  чуть  поодаль,  на  безопасном  от  нее  расстоянии,  возлежал  кот,  уставившись  на  птицу  своими  огромными  желтыми  глазами  со  зрачками,  сейчас  распахнутыми  во  всю  радужку  от  возбуждения.  Птица  посмотрела  на  меня  –  у  нее,  довольно  некрупной,  оказались  большие  черные  пронзительные  глаза,  упрятанные  под  суровые  кавказские  брови;  ни  дать  ни  взять  орел,  только  очень  маленький.

Это  и  был  стриж;  он,  видимо,  ошибся  в  расчетах  и  влетел  сквозь  балкон  к  нам  в  кухню.  Тогда,  помнится,  я  был  такой  самовлюбленный  болван  (зачеркнуто)  сердобольный  любитель  природы,  что  не  стал  его  долго  рассматривать,  только  понял,  что  птица,  как  ласточка,  взлететь  с  земли  не  может,  но  это  не  ласточка,  а  наверное…  эээ…  кто-то  другой,  ведь  ласточка  намного  меньше  и  с  отливом  синеватым;  её  раздвоенный  хвост  напоминает  фрак  какого-нибудь  оркестранта,  –  и  на  том  я  со  стрижом  и  расстался.  Взял  его  –  а  он  даже  не  пытался  улететь,  только  крикнул  что-то  оглушительно,  словно  скомандовал,  распахнув  неожиданно  огромный  рот,  –  взял  его  и  отпустил  с  балкона  в  небо,  слегка  подтолкнув  вверх,  а  он  моментально  оказался  едва  видимой  точкой  в  облаках,  как  будто  я  запустил  его  туда  мощной  катапультой.  Порывшись  в  Малой  советской  энциклопедии  и  «Жизни  животных»,  мы  с  Арчибальдом  наугад  определили  потерпевшего  катастрофу  как  чёрного  стрижа,  а  потом  еще  долго  вспоминали  тот  случай  –  и  необычный  визит  птицы,  и  достойное  поведение  принимающей  стороны.

Прошло  двадцать  лет.  Чуть  более  осведомленный  о  киевских  обитателях  земли  и  неба,  я  научился  различать  деревья,  насекомых  и  птиц,  а  еще  –  интересоваться.  Теперь  я  уже  жду,  когда  в  небе  появятся  стрижи,  –  мне  примерно  известно  время  их  прилета,  а  если  стрижей  нет  или  прилетает  мало,  я  и  это  замечу.  Если  год  для  них  удачный,  пищи  много,  а  пути  из  Африки  безопасны,  –  я  тоже  буду  об  этом  знать,  оценив  на  глаз,  сколько  их  расчерчивает  небо  над  моей  улицей  самым  невероятным  образом.  Если  бы  я  так  не  припоздал  с  этим  текстом,  вы  бы  сейчас  и  в  любой  момент  светового  дня  тоже  могли  бы  оценить  летные  характеристики  и  тактико-технические  данные  стрижиных  эскадрилий.  Между  прочим,  черный  стриж,  Apus  apus,  -  самая  быстрая  птица  в  небе;  если  соколы  в  свободном  падении  разгоняются  чуть  ли  не  до  300  км/ч,  то  стриж  с  легкостью,  одной  только  силой  крыльев  и  воли  летит  по  прямой  под  120  километров  час!  И  так  он  может  летать  бесконечно  долго,  он  даже  пьёт  в  полете,  зачерпывая  клювом  воду  с  поверхности  водоёмов,  и  пищу  принимает  в  полете  –  это  называется  «воздушное  траление»:  распахнув  свой  действительно  большой  рот,  стриж  пролетает  сквозь  тучи  насекомых,  танцующих  в  воздухе.  Я  не  зря  упомянул  дельфинов,  сиречь  китов:  как  огромные  и  тяжелые  киты  тралят  в  океане  криль,  так  и  стрижи,  маленькие  и  ловкие,  охотятся  в  небе.  При  этом  клюв  стрижа  (а  вытянутые  челюсти  дельфинов  тоже  называют  клювом!)  –  клюв  стрижа  совсем  небольшой;  он  напоминает  оружие  и  выдает  птицу  хищную  и  насекомоядную,  эдакого  орла,  поедателя  жесткокрылых,  но  стриж  им  почти  не  пользуется  для  умерщвления  и  разделки  добычи,  как  например,  сорокопут,  еще  именуемый  «мясником»  (Lanius).  Хищный  по  строению,  как  дельфин,  он  охотится  на  добычу,  как  голубой  кит  и  промысловый  рыбак-человек,  и  для  этого  его  маленький  клюв  устроен  так,  чтобы  распахиваться  неожиданно  широко  –  как  челюсти  кита,  как  трал  человека.

А  как  громко  он  вопит  этим  ртом!  –  да,  прошло  двадцать  лет  с  нашего  знакомства,  и  на  моем  балконе  вновь  оказался  стриж.  Я  высвободил  его  из  тенет  занавески  и  принялся  рассматривать,  а  он  принялся  на  меня  повелительно  орать,  распахивая  рот  так,  как  если  бы  собирался  меня  проглотить.  При  этом  он  пребольно  впился  в  мою  ладонь  когтями  длинных  пальцев  с  такой  силой,  что  я  сразу  понял,  как  это  живущий  по  соседству  стриж  попадает  к  себе  домой.  Он  устроил  гнездо,  а  точнее,  нору,  в  плите,  которая  служит  полом  балкона.  При  этом  вход-выход  норы  смотрит  вниз;  я  несколько  раз  наблюдал,  как  мой  сосед,  бросившись  из-под  облаков  в  изящном  пике,  круто  менял  направление,  поднимался  под  эту  плиту,  тут  же  снижал  скорость  чуть  ли  не  до  нуля  и  переворачивался  вверх  тормашками,  чтобы  моментально  исчезнуть  в  своей  норе  непостижимым  для  меня  образом.  Теперь,  когда  когти  стрижа  прокололи  мне  кожу,  я  понял,  что  стриж,  на  малую  долю  секунды  зависнув  вниз  головой  под  входом  в  свой  дом,  хватался  за  что  придется  когтями  и  лапами  втягивал  себя  в  нору.

Крики  стрижей,  тоже  напоминающие  язык  дельфинов,  только  в  слышимом  для  нас  спектре,  тоже  довольно  непростое  явление.  Это  не  просто  покричать,  это  –  коммуникация,  разговор,  координация.  Я  уже  и  сам  замечал,  что  стрижи  не  только  «воздушно  тралят»,  но  и  устраивают  аэро-шоу,  целыми  группами  имитируя  воздушный  бой,  отчетливо  делясь  на  ведущего  и  ведомого  и  преследуя  другие  такие  же  пары  или  каких-то  пернатых  бедолаг,  оказавшихся  по  недоразумению  на  полигоне  стрижей.  Зрелище  фантастическое  и  довольно  шумное,  даже  заслужившее  научное  название:  «screaming  party»  (буквально  «визжащая  вечеринка»)  я  перевожу  для  себя  как  «вересклива  вечірка»  (дань  восхищения  Виктору  Морозову).  Стрижи  носятся  довольно  крупными  группами,  придерживаясь  исключительно  фигур  высшего  пилотажа,  и  вопят  при  этом,  как  тысяча  самых  скандальных  ведьм  Министерства  магии  (дань  восхищения  Джей  Кей  Роулинг).  Помимо  общения,  это  и  борьба  за  партнеров  для  спаривания  (хотя  до  настоящего  рестлинга  не  доходит),  и  боевая  подготовка:  орнитологи  утверждают,  что  парочка  стрижей  легко  доведет  какого-то  зарвавшегося  голубя  или  другого  крупного  пернатого  до  болезненного  и  даже  травмирующего  крушения  о  подходящую  стену.  Впрочем,  обо  всем  этом  немало  написано  –  Википедия  и  Гугл  в  помощь,  там  есть  и  потрясающие  факты  (стриж  спит  в  полете  со  скоростью  40-60  км/ч),  и  невероятные  теории  (стрижи  и  размножаются  в  полете).  Но  в  целом  птица  остается  малоизученной  и  во  многом  непонятной:  и  высоко,  и  быстро,  и  так  красиво,  что  засмотришься  и  перейдешь  к  любованию  ею  и  к  придумыванию  о  ней  легенд…

Да,  так  вот,  прошло  двадцать  лет.  Арчибальда  давно  уже  нет,  и  все  мои  ботанические  и  зоологические  изыскания  я  провожу  либо  сам,  либо  с  младшим.  И  вот  шли  мы  с  ним  недавно  по  Киеву  и  нашли  стрижа.  Он  был  мертв.  Это  печальное  обстоятельство  дало  мне  возможность  впервые  его  рассмотреть;  стриж  не  рвался  обратно  в  небо  и  не  поторапливал  меня  повелительными  окриками.  Да,  вне  всяких  сомнений,  это  был  потрясающий  летный  снаряд;  маленькая  заостренная  голова  с  небольшим  клювом  –  закрытый,  он  превращается  в  нос  боевого  самолета;  веретенообразное  тело  цельное  и  литое,  как  у  дельфина  (отсылаю  вас  к  Катаеву,  «Разбитая  жизнь,  или  Рог  Оберона»,  глава  «Дельфин»),  оно  все  покрыто  маленькими  аккуратными  перьями,  совсем  непохожими  на  те,  из  которых  состряпаны  облаченья  голубей  и  ворон;  это  скорее  чешуя,  приспособленная  ко  всем  законам  аэродинамики.  Хвост  лишь  слепой  или  равнодушный  может  спутать  с  ласточкиным:  у  той  за  спиной  развеваются  фалды  фрачной  пары,  а  у  стрижа  –  аккуратная  вилочка,  рули  высоты,  никаких  излишеств,  только  управление  полетом.  И  крылья!  –  тут  следует  вспомнить  плавники  дельфина,  а  еще  –  отдать  третью  дань  восхищения,  на  этот  раз  –  украинскому  языку  и  тому  украинскому  Адаму,  который  нарек  стрижа  «серпокрилець».  И  в  самом  деле,  его  крылья  напоминаю  два  серпа;  если  кто-нибудь  держал  в  руках  эти  кованые,  отливающие  синевой  опасные  предметы,  тот  легко  себе  представит  стрижиные  крылья.  А  если  кто  пользовался  серпом,  тот  поймет,  в  какое  оружие  превращается  серп,  закрепленный  на  шесте,  и  как  легко  и  безжалостно  полосуют  и  рассекают  воздух  стрижи,  предаваясь  боевым  занятиям  в  составе  «верескливих  вечірок»  или  «воздушному  тралению»…

Я  смотрел  на  застывшие  серпики  и  мутноватые  полуприкрытые  глаза  и  вспоминал,  как  гневно  и  властно  живые  стрижи  сверлили  меня  взглядом,  как  повелительно  меня  окрикивали.  Больно  было  мне  видеть  эти  глаза  навсегда  померкшими,  но  какое-то  иной  чувство  вытесняло  боль  и  сожаление.  Стриж  лежал  на  асфальте,  он  был  несомненно  мертв;  но  его  крылья,  голова  и  все  его  тельце  застыли  в  положении  полета.  Он  не  разбился  о  землю  при  падении  –  и  все  в  нем  убеждало,  что  стриж  и  рождается,  и  живет,  и  умирает  в  полете,  а  скорбеть  над  тем,  кто  так  живет  и  умирает,  недостойно  его  памяти.  Восхищение  –  вот  какую  дань  он  заслуживает,  живой  или  мертвый…

Восхищение!

15.08.2019

Кому  фотографий,  прошу  сюда:  https://www.facebook.com/MSFedorchenko/posts/1249809945197673  

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=845125
Рубрика: Лирика
дата надходження 15.08.2019
автор: Максим Тарасівський