Крестики-нолики

Помните,  в  блокбастере  "Смешарики"  Ежик  на  очередное  изобретение  Кролика  (крестики-нолики,  а  до  того  были  велосипед  и  танго),  вздохнул:

-  Не  знаю,  Крош,  чему  больше  удивляться:  твоей  изобретательности  или  твоей  неосведомленности?

И  в  самом  деле,  иные  изобретения  и  открытия  случаются  от  неосведомленности,  а  новое  оказывается  хорошо  "забытым"  старым.  Досада  и  разочарование  -  вот  награда  "изобретателя"  в  этом  случае.

Однако  есть  еще  и  такая  тонкая  вещь  как  нюанс.  Буквально  "едва  заметный",  он,  тем  не  менее,  может  ситуацию  исправить,  и  открытие  -  при  всей  неосведомленности  его  автора  -  останется  открытием.

А  теперь  -  к  сути.  Речь  идет  о  тайне  воспитания  Поттера  -  помните,  а  если  не  помните,  то  я  напомню:  Гарри  -  сирота;  по  сути,  его  первые  11  лет  прошли  впроголодь,  в  обносках,  в  каморке  под  лестницей,  сдобренные  постоянными  придирками,  упреками,  оскорблениями,  унижением  от  тетки  с  дядей  и  старым  добрым  буллингом  от  братца.  И  Гарри  в  таких  травмирующих  условиях  вырос  ничего  себе  человеком  и  огого  себе  волшебником.  А  его  братец  Дадли,  получая  все  то,  чего  лишен  Гарри,  теми  же  теткой  с  дядей  залюблен  и  разбалован  до  полного  развращения.

И  я  задался  вопросом:  как  это  Роулинг  допустила,  чтобы  ее  главный  герой  получился  таким,  каким  ни  по  идее,  ни  по  Фрейду,  ни  по  всем  прочим  раскладам  получится  не  мог?  И  я  объяснил  это  чудом  max-fedorchenko.livejournal.com/136569.html

Но  есть  и  еще  одно  объяснение,  и  связано  оно  с  тем,  с  его  я  начал,  -  с  неосведомленностью.  Дело  в  том,  что  у  Поттерианы  были  предшественники.  О  воспроизведении  в  ней  евангельского  сюжета  уже  сказано  достаточно;  но  был  предшественник  гораздо  более  близкий.  Диккенс,  Чарльз  Диккенс  -  вот  кто  оставил  целую  библиотеку  романов,  именуемых  "роман  воспитания".

Если  бы  еще  я  не  назвал  имя  "Диккенс",  вы  могли  бы  подумать,  что  речь  идет  о  Поттере:  "...ребенок,  брошенный  на  произвол  судьбы  нерадивыми  или  попавшими  в  тяжелые  обстоятельства  родителями,  преследуемый  родственниками,  которые  незаконно  хотят  воспользоваться  его  наследством,  благодаря  странному,  романтическому  по  своей  природе  стечению  обстоятельств,  выкарабкивается  из  «бездны  нищеты  и  тьмы»:  неожиданно  получает  состояние,  а  вместе  с  ним  и  соответствующее  положение  в  обществе.  Важным  композиционным  элементом  такой  структуры  является  мотив  «тайны».  Разрешение,  разгадка  ее  вносит  в  повествование  сенсационный,  детективно-драматический  элемент...""  (Е.Ю.  Гениева.  Диккенс.  История  всемирной  литературы.  -  Т.  1.  -  М,  1989.  -  С.  120-130).

Эта  схема  была  доведена  Диккенсом  до  совершенства  и  с  успехом  реализована  и  в  "Оливере  Твисте",  и  в  "Николасе  Никльби",  и  даже  в  неконченной  детективной  "Тайне  Эдвина  Друда".  И  Роулинг,  плоть  от  плоти  и  кровь  от  крови  британской  литературы,  не  стала  предавать  ее  традиций  и  вообще  -  изобретать  крестики-нолики,  велосипед  и  танго.  Роман  воспитания  -  еще  одна  классификация  Поттерианы,  наряду  с  "евангелием".

А  в  этой  схеме,  разумеется,  вопрос  воспитания  -  ключевой  и  неизбежно  решается  Диккенсом  одинаково:  "Вопреки  доводам  логики  и  художественному  правдоподобию,  Оливер  (несмотря  на  пагубное  влияние  воровской  шайки  Фейджина)  и  Николас  Никльби  (выросший  в  нужде,  выдержавший  тяжкие  условия  в  школе  Сквирза)  остаются  столь  же  чистыми  и  возвышенными,  как  сама  идея  добра"  (Гениева,  там  же).  Да,  Диккенс  верит  в  идею  добра,  верит  настолько,  что  противоречит  логике,  правдободобию  и  неизменно  приводит  к  светлому  и  всегда  избыточному  торжеству  и  идею,  и  ее  носителей.

Вот  этим  -  "вопреки  доводам  логики  и  художественному  правдободобию"  -  грешит  и  Роулинг.  Однако  читатель  осведомленный  и  прагматичный  сразу  же  ткнет  пальцем  в  традицию  и  законы  жанра  "роман  воспитания"  и  пожмет  плечами:  матрица!  -  а  там  и  для  Диккенса  найдет  такое  же  простое  объяснение.  Никакого  чуда  с  Поттером  не  случилось,  просто  ...  Диккенс  так  придумал.  А  имярек  -  до  него.  И  так  далее.

Полагаю,  что  это  объяснение  -  вполне  логичное  и  обоснованное  -  все-таки  имеет  один  изъян.  Оно  как  бы  выбрасывает  их  схемы  самого  автора,  а  вместе  с  ним  -  и  все  yевидимое,  неосязаемое,  необъяснимое,  всю  метафизику,  всё,  во  что  автор  верит  и  во  что  хочет  заставить  верить  читателя.  Для  Роулинг  я  определил  это  как  "чудо";  а  как  оно  прекрасно  укладывается  в  формулу  "вопреки  логике  и  художественному  правдободобию"!

В  случае  Диккенса  "чудо"  -  тоже  вполне  приемлемый  ответ.  Отличие  -  нюанс!  -  между  чудесами  Диккенса  и  Роулинг,  вероятно,  состоит  лишь  в  контексте,  который  определил  формы  их  чудес.  Диккенс  -  исполненный  радости  сказочник-христианин,  исповедующий  традиционные  формы  и  метафоры;  Роулинг  -  такой  же  сказочник-христианин,  но  в  чуточку  более  разочарованном  мире,  которому  нужны  новые  метафоры  для  старых  чудес  (например,  воскресение  после  авада-кедавры).  А  источник  чудес  Диккенса  и  Роулинг,  пожалуй,  один  и  тот  же,  лежит  вне  чувственного  восприятия,  не  может  быть  рационально  объяснен  и  определяется  одним  коротким  словом...

-  Так  в  чем  же  нюанс?  -  спросил  Ёжик.  -  К  чему  ты  клонишь?

-  Понимаешь,  Ёжик,  чудо  -  как  радуга:  сколь  бы  ни  видел,  а  восхитишься.  Будешь  восторженно  мычать  и  тыкать  пальцем  в  небо,  фотографировать,  выкладывать  фоточки  в  Инстаграмм  и  на  Фейсбук,  как  если  бы  радуги  ни  ты,  ни  кто  другой  никогда  не  видел  или  не  увидит  (ага,  последняя  радуга  в  жизни!).  А  радуга  -  штука  буквально  ветхозаветная.  Вот  так  и  чудо:  сколько  би  ни  случалось,  а  всегда,  как  впервые.  Ведь  вопреки  же  логике  и  правдоподобию,  ведь  -  чудо  же!

А  тут  их  даже  два,  второе  -  литературное  (или  шире  -  чудо  искусства).  У  всякого  художника,  поработавшего  со  старыми  "крестиками-ноликами"  (с  архетипическим  сюжетом),  и  у  Роулинг  тоже,  получаются  свои  крестики-нолики,  воспринимаемые  нами  как  новые,  другие  и  даже  вовсе  -  не  крестики-нолики.  Чудо!

-  Даже  не  знаю,  чему  больше  удивляться,  -  сокрушенно  пожимает  плечами  Ёжик,  -  твоей  изобретательности  или  твоей  неосведомленности!

2019

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=822535
Рубрика: Лирика
дата надходження 24.01.2019
автор: Максим Тарасівський