Кино и немцы

С  выдающимся  произведением  искусства  -  будь  то  книга,  картина  или  игра  на  сцене  -  всегда  бывает  связано  одно  мощное  переживание,  которое,  полагаю,  разделяют  люди  по  обе  стороны  рампы.  Это  особый  страх:  а  удастся  ли  повторить  достижение?  Ведь  только  что  установлена  новая  планка,  а  там,  в  темном  зале,  невидимые  со  сцены,  но  зоркие  и  проницательные,  чудовищно  чувствительные  ко  всякой  фальши  и  слабине.  И  вот  они  там,  в  зале,  не  забудут  и  не  простят;  они  исповедуют  странную  веру  в  одностороннее  -  восходящее!  -  движение  таланта,  а  еще  твердят,  что  лучший  не  тот,  кто  создал  много  хорошего,  а  тот,  кто  создал  мало  плохого.  Например,  Юрий  Олеша:  по  большому  счету,  написал  всего  две  книги,  и  обе  хорошие,  да  еще  и  успешные,  вознесшие  на  все  доступные  Олимпы  и  т.д.  А  ведь  он  не  из  прагматизма  замолчал:  просто  он  сумел  сказать  сразу  все  о  [i]zeitgeist[/i],  и  ему  хватило  ума  и  -  главное!  -  силы  воли  замолчать  о  прочем,  на  фоне  духа  времени  -  незначительном.

Так  вот  я  после  "Молодого  папы"  испытывал  сильное  беспокойство  и  тот  самый  страх:  сумеет  ли  Джуд  Ло  вновь  преодолеть  им  самим  вознесенную  планку?  Правда,  этот  мой  страх  был  довольно  малодушен:  я  видел  несколько  интервью  с  актером  и  убедился,  что  перед  камерой  -  натура  цельная,  богатая  и  неподдельная;  такой  натуре  по  силам  преодолевать  и  страх,  и  вершины.  И  -  да!  "Гений"  не  разочаровал,  и  оправдал,  и  доставил.  Томас  Вулф...  впрочем,  вы  наверняка  видели,  а  если  нет,  то  увидите.  Помните  те  огромные  ящики  исписанной  бумаги,  книги  Вулфа,  из  которых  редактор  Перкинс  выбрасывал  сотни  страниц  ("Я  просил  тебя  написать  одну  строку,  чтобы  связать  абзацы,  а  ты  принес  50  страниц  про  доктора!")?  Очарованный  образом  Вулфа,  пронзенный  жалостью  и  -  чего  скрывать  -  хлюпающий  носом  над  его  судьбой,  вновь  покоренный  игрой  Джуда,  я  побрел  в  свою  библиотеку:  нет  ли  Вулфа  во  Всемирке?  Представьте  себе,  нет  (упущение,  я  считаю,  даже  -  ганьба!);  зато  есть  в  Библиотеке  литературы  США  (выходила  и  такая  серия  на  закате  СССР).

700-страничный  фолиантище  1940  года  "Домой  возврата  нет"  -  вот  что  я  обнаружил;  напомню,  что  Вулф  умер  в  1938,  стало  быть,  текст  собрали  без  него  (то  есть  страниц  там  было  много,  много  больше).  Движимый  многими  чувствами,  я  засел  за  чтение  и...  Ну  что  можно  сказать,  сталкиваясь  с  гением?  Да,  его  заслуженно  называли  американским  Гомером:  рассказывая  о  себе,  своем  окружении  и  ближайших  окрестностях,  Вулф  создает  поистине  эпическое  полотно.  Не  автор  со  своими  переживаниями  и  скелетами  в  шкафу  вздымается  с  этих  700  страниц  -  нет!  Обе  стороны  Атлантики  предстали  передо  мной:  обезумевшая  Америка,  сваливающаяся  в  бездну  Великой  депрессии,  и  обезумевшая  Германия,  проваливающаяся  в  нацизм,  -  еще  не  прорвавшие,  но  уже  вскрытые  Вулфом  нарывы.  И  -  о  да!  -  сам  автор,  Джордж  Веббер,  "Обезьян",  безумно  симпатичный,  конечно  же,  с  голосом  и  лицом  Джуда  Ло...  (украдкой  вытирает  скупую  мужскую  слезу).  Полотно  вышло  широким  и  многослойным;  и  в  то  же  время  в  этой  книге  все  еще  намного  больше  потенциальной  энергии,  чем  кинетической:  поживи  Вулф  хотя  бы  чуть  больше,  чем  38  лет...  Уверен,  списки  лауреатов  самых  престижных  литературных  премий  были  бы  другими.  Да  что  списки!  -  мы,  читатели,  были  бы  -  могли  бы  быть  -  другими.

Кстати,  Вулфа  я  читал  сразу  же  после  Мелвиллового  "Моби  Дика";  можно  по-разному  относиться  и  к  китобойному  промыслу,  и  к  роману  о  ките,  но  одного  отнять  у  них  нельзя:  масштаб.  Так  вот  после  Мелвилла  с  чтением  "Домой  возврата  нет"  никаких  проблем  не  возникло,  потому  что  масштаб  у  них  -  один:  эпический.  Я  это,  правда,  осознал  чуть  позже,  когда  одновременно  перечитывал  "Уленшпигеля"  и  читал  "Случайную  вакансию"  Роулинг;  первая  книга  -  великая,  а  вторая  -  просто  (очень)  хорошая.  Такие  нельзя  читать  параллельно  -  хотя  бы  из  уважения  к  достойному  автору,  который  заслуживает  полного  внимания,  не  искаженного  масштабом  другого  произведения.

...в  общем,  мой  страх  не  оправдался:  Джуд  Ло  справился,  снова  преодолел  свою  планку  и  опять  установил  ее  повыше.  Я  спокоен  за  него...  до  следующего  раза,  до  нового  фильма.

У  меня  пока  все.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=822019
Рубрика: Лирика
дата надходження 20.01.2019
автор: Максим Тарасівський