С радостью и благоговением ступает нога всякого христианина на ликийскую землю, подарившую миру того, кто стал правилом христианской веры, образом кротости и воздержания - Святителя Николая.
По словам церковных песнопений, здесь он прославился во время своей жизни, и по смерти - многочисленными чудесами и благотворениями.
Ещё при жизни о добрых мирских делах Святого Николая ходило множество легенд. Одна из них породила традицию дарить подарки на Рождество Христово. Однажды, узнав, что очень благородный господин разорился и не смог собрать приданое для своих трех дочерей, он через дымоход подбросил три мешка золотых монет в дом обнищавшего купца, что позволило его дочерям достойно выйти замуж. Отсюда и пошла традиция привязывать мешочки с подарками к печи или камину.
Воистину исторической личностью Святитель Николай стал будучи епископом церкви древнего города Мира (греч. Μύρα), одного из 6 главных городов в центре провинции Ликии в Малой Азии, существующего с V в. до н. э.
От древнего города ныне сохранились развалины великолепного хорошо сохранившегося античного амфитеатра на 13-15 тысяч мест. По этим камням ступала нога Святителя, этих скалах, амфитеатра касались его взоры.
В античные времена Ликия была самостоятельным государством. Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени императора Феодосия II, была её столицей. В III—II веках до н. э. она получила право чеканить монеты (в этот период Мира входила в Ликийский союз).
Жизнь Миры на протяжении многих веков была мирной, протекая под римским протекторатом. Римляне устроили здесь свои зернохранилища и выстроили порт Андрияке. Именно тут по знаковому стечению останавливался на некоторое время и корабль, на котором был отправлен в Рим святой апостол Павел вместе с другими узниками и здесь все бывшие на корабле были переведены на другой корабль, отправлявшийся прямо в Италию.
Приезжих и туристов до сих пор восхищают знаменитые Ликийские гробницы, высеченных прямо в скалах. Местные жители в атичные времена считали, что чем выше будет погребен человек, тем лучшее место он займет в потустороннем мире. Естественно, это могли позволить себе лишь богатые люди. Во время последующих завоеваний гробницы для многих служили убежищем. Большинство Ликийских гробниц имеют необычайно красивые фасады и рельефные изображения. Снаружи гробницы выглядят очень богато и необычно. Благодаря барельефам, которые присутствуют на усыпальницах, можно узнать о том, чем при жизни занимался захороненный человек. Многие гробницы украшены сложными навесами, а входы нередко выполнены в виде храма или дома.
Недалеко от города находится остров Кекова, который притягивает необыкновенной природой, чистейшей бирюзовой водой, островами и островками с причудливыми берегами, бухтами и пещерам.
Во II веке н.э. в районе острова в результате землетрясения под воду ушли несколько античных городов Аперлай, Тхеймусс и Симена. Древний город Симен можно увидеть сквозь толщу воды, проплывая на яхте. Прекрасно видны каменные лестницы, остатки мощеных улиц, полуразрушенные арки и стены, и даже набережная, наверняка открывавшая свои красоты жившему в тех землях Святителю Николаю.
Интересна история того, как Господь привёл будущего святителя к этому служению. Желая удалиться от суеты мирской, Святитель Николай обосновался в Сионской обители, основанную его дядей епископом, где был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской кельи он думал остаться на всю жизнь. Но однажды во время молитвы глас Божий позвал его уйти в мир, к людям, чтобы славить Господа. Угодник Божий, повинуясь, направился в столицу Ликии большой город Миры, где был никому не ведом и мог легко избежать мирской славы. Живя в нищете и без крова над головой, он неизбежно посещал все церковные службы. Как раз в это время скончался архиепископ Иоанн и архиереи искали того, кто был бы достойным новым избранником. Одному из епископов было виденье: угодный Господу первым придёт в храм на утреннее богослужение. Этим человеком оказался Святитель Николай.
При вступлении в управление Мирликийской епархией, Святитель Николай сказал сам себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» Паства его процветала.
По словам святого Андрея Критского, Святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью Святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был у Нее миром благоуханным!»
Радуются Святому Николаю дети, руку помощи подаёт Угодник Божий всем бедным и страждущим. Своим покровителем его считают мореплаватели. И – не случайно.
Однажды моряки, попавшие в сильный шторм возле ликийских берегов, начали призывать Николая в помощь, которого они никогда не видели. Явившийся образ перед моряками молвил «Смотрите, я здесь, я пришел помочь вам». Моряки не перестававшие молиться Богу, так с помощью святителя, доплыли до Миры. Сразу же направив свой путь к церкви, они встретили там Святителя Николая. Благодаря епископа, они желали поцеловать ему руку, но он возразил: «Не я помог вам, но ваша вера в Бога. Бог, услышавший ваши молитвы, спас Вас».
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, Святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо. Один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне Святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей Святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование императора Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, — и войска стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, Святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить первого из несчастных, но Святитель Николай властной рукой вырвал у него меч и повелел освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через Святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
- Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?
- Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь Святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
- Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне? — спросил царь и рассказал им о явлении Святителя Николая.
- Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!
Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и Святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных, и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора Константина собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе Святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.
До глубокой старости сподобил Господь дожить своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 (19 н.ст.) декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. Когда на гробнице стали происходить чудеса и паломники исцелялись после долгих молитв, Святитель Николай стал почитаться как чудотворец.
Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти Святителя Николая в 343 году на месте древнего святилища Артемиды. Церковь неоднократно разрушалась. Вначале - землетрясением. Тогда на ее месте возвели базилику. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, снесших базилику. Останки её подверглись затоплению грязями реки Мирос.
Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
Современное здание храма построено приблизительно в VIII веке. Внешне он представляет собой базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой в геометрическом узоре, а на стенах можно еще разглядеть фрески ХІ-ХІІ вв. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации он был заменён сводом.
В южном нефе церкви полупустого храма привлекает внимание саркофаг из белого мрамора с резными узорами. Это именно тот саркофаг, в котором покоились мощи Святителя Николая.
В 1034 году во время арабских набегов храм был разгромлен, но мощи Святителя Николая были спасены. В мае 1087 года итальянским купцам удалось завладеть мощами святителя (согласно легенде, когда итальянские монахи открыли саркофаг, от мощей Святого распространился пряный запах мирры) и перевезти их в Италию, город Бари, где его объявили святым покровителем города и где они хранятся в настоящее время. Однако часть мощей была оставлена в саркофаге из-за поспешности и сейчас эта часть мощей находится в г.Венеция. В 1850 году развалины храма в Демре (Мирах Ликийских) посетил русский путешественник А. Н. Муравьёв и увидев состояние храма, возбудил почин по сбору средств на его восстановление (предполагалось создание впоследствии нового центра паломничества). В результате, в 1853 г. были куплены руины церкви и прилегающий участок земли от имени княгини Анны Голицыной, наняли французского архитектора, чтобы восстановить церковь, но полностью была восстановлена только часовня, так как проект архитектора не сохранял исторического облика церкви, и сама церковь не реконструировалась.
На месте разрушенного купола был построен новый - в готическом стиле. Однако начавшиеся в 1858г. восстановительные работы оказались непродолжительными по времени и не дали желаемого результата. Ситуация значительно осложнилась русско-турецкой войной 1877-78г.г. В итоге оставшийся от собранных средств капитал был передан на строительство церкви Свт. Николая в г. Бари (Италия).
В начале ХХ века Демре представлял собой маленький греческий поселок. В церкви служил один священник, и она постепенно заносилась илом от протекающей рядом реки. В 1920 г., после изгнания греков из Турции, церковь была окончательно оставлена.
Вновь обнаружили этот неувядаемый храм во время раскопок в Демре в 1956 году - до этого она была погружена в землю. В 1962–1963 гг. по инициативе турецкого правительства была проведена расчистка церкви. На территории монастыря были проведены значительные раскопки, во время которых обнаружены цветные мозаики из цветного мрамора, остатки настенной живописи.
Новый этап раскопок и реставрации начался в 1989г. Были найдены комнаты в северо-восточной части церкви. В настоящее время пол церкви находится на 7 м. ниже уровня земли. Тогда же над церковью был сооружен временный навес.
Менялись эпохи, целые народы, неоднократно церковь разрушали, но она всегда возрождалась к жизни. Церковь и ее окрестности посещаются большим количеством паломников, которые и сегодня, спустя 17 столетий времени жизни великого угодника Божиего почитают и любят его, зная из своего личного опыта, силу молитвы Святителя Николая.
При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения – даром даровать помощь - по молитвам нашего заступника, и в скорбях скорого помощника!
О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.
Демре. 2010 год
Фото автора
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=818213
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 19.12.2018
автор: Luka