Изящное искусство

Если  ты  чудак  и  любишь  экстравагантные  вещи  или  же  последний  на  земле  романтик,  находящийся  в  поисках  необычных  источников  вдохновения,  а  то  и  пристанища  для  сочинительств,  то  тебе  пора  на  кладбище.  Даже  если  это  путешествие  трансформируется  в  один  единственный  рассказ  или  дневниковую  запись,  я  буду  счастлива.  Откровенно  говоря,  как  бы  фаталистически  это  не  звучало,  всем  любознательным  туда  дорога.  И  ведь  есть  на  что  посмотреть!
Нас  на  Байковом  было  более  дюжины.  Все  разношерстные,  со  своими  мотивами,  взглядами,  а  то  и  без  них.  Я-то  еще  до  экскурсии  воображала  себя  взволнованной  Мэри  Шелли,  возле  поросшего  мхом  могильного  камня  делающей  заметки,  становящиеся  основой  великого  романа.  Волосы  мои  пахнут  цикорием,  руки  в  чернилах,  если  закрыть  глаза  на  то,  что  печатаю  я  на  айфоне,  и  где-то  поблизости  бродит  Перси  Шелли…  или  одно  из  следующих  его  воплощений.
Именно  ХIХ  век,  сочетание  его  романтической  поэзии  и  прозы,  а  также  научного  прогресса  манили  меня  всю  жизнь,  и  мысли  об  этом  незабвенном  историческом  и  духовном  периоде  привели  на  знаменитейшее  кладбище  города,  где  просто  обязаны  были  произойти  чудеса.
Факты  и  легенды  о  таком  месте  –  все  могло  вместиться  в  маленьком,  выгнутом  лодочкой  листочке,  наполненном  прохладной  утренней  росой,  в  моей  ладошке,  и  в  то  же  время  вещи  и  явления,  которые  открылись  мне  здесь,  стремились  выйти  за  пределы  не  только  кладбища,  но  и  человеческого  восприятия  реальности.  
Солнце  грело,  ветер  порывистыми  страстными  сонетами  шепотом  кричал  о  возможной  майской  грозе,  но  ему  никто  не  верил,  даже  крапива  в  этот  день  не  жалила,  а  преклонялась  пред  идущими  меж  могил…  
Нас  встретил  юноша,  который  вполне  соответствовал  персонажам,  созданным  тогдашними  романистами,  и,  если  бы  не  современные  одежда  и  гаджеты,  его  вполне  можно  было  принять  за  трепетного  молодого  Виктора  Франкенштейна,  мечтающего  победить  смерть,  или  его  книжного  коллегу,  охваченного  идеей  двойственности  доктора  Джекила.  Потому  старый  фамильный  склеп  –  то  самое  место,  куда  хочется  пойти  с  таким  парнем.  А  склепов  мы  повидали  немало.  Выходит,  я  проспорила  себе  самой:  Украина  в  полной  мере  познала  красоту  и  изящество  в  писательстве,  изобразительном  искусстве  и  архитектуре.  Мы  вплотную  подошли  к  последней,  и  хоть  мрамор  потемнел  от  времени,  плющ,  вьюнок  и  другие  растения  скрывали  часть  былой  роскоши,  что-то  совсем  обветшало,  а  то  и  разрушилось,  впечатление  оставалось  столь  сильным,  что  события  прошедшего  дня  посещали  меня  даже  ночью  в  виде  сновидений  с  печальными  картинами  кладбищенской  тиши  и  загробного  мира.  Как  особа,  подверженная  рефлексии,  я  смотрела  не  на  мусор,  на  который  неоднократно  наступала,  идя  по  следам  предков,  а  замечала  вещи  более  сакральные:  кресты,  лампадки,  вглядывалась  в  сумрак  поросших  травой  усыпальниц,  хранящих  секреты  многих  поколений  людей.  Памятники  в  их  честь  разительно  отличаются  от  того,  на  что  был  горазд  ХХ  век,  да  и  ХХI  тоже.  Мраморная  одежда  ангела  собирается  в  складки,  когда  он  расправляет  крылья,  устав  от  своего  векового  оцепенения,  каменная  женщина  отводит  очи  от  небес,  закрытых  перекрещенными  ветвями  деревьев,  и  прислоняет  холодный  лоб  к  холодному  кресту.  Каменные  волосы  ее  шевелятся  без  ветра.  Если  вы  ставите  под  сомнение  их  настоящесть,  научитесь  не  видеть,  но  чувствовать.  В  первой  половине  дня  от  обелиска  исходит  загадочная  вибрация,  а  рисунки  на  казацких  крестах  подчас  меняются,  словно  предупреждая  о  каких-то  событиях.  ХIХ  век  оставил  не  только  память,  но  и  загадочные  письмена,  послания,  предназначенные  для  будущего,  пришедшие  ко  мне  с  дождем,  о  котором  предупреждал  утренний  ветер,  но  ему  никто  не  верил…
Когда  мы  прощались,  на  мне  не  было  ни  единого  сухого  места.  Это  как  остаться  нагой  и  не  испытывать  смущения.  
Наш  проводник  пошел  вдоль  тротуара,  а  после  того,  как  я  обернулась  ему  вслед,  моему  взору  представилось  совсем  не  поразительное,  а  скорее  логичное  его  исчезновение.  Растворение  в  воздухе,  если  хотите.  Он,  с  его  манерами  и  обходительностью,  виделся  мне  гостем  в  привычном  мире,  героем,  сошедшим  со  страниц  давних  произведений.  Ожившая  скульптура  прошлого.  Портрет  эпохи.  Изящное  искусство.  Я  представляю  его  где-то  в  обществе  Оскара  Уайльда,  улыбающегося,  с  зеленой  гвоздикой  в  бутоньерке  на  светлом  пиджаке.  С  одной  стороны,  как  журналисту,  мне  хочется  поскорее  сесть  за  письменный  стол  и  задокументировать  эту  историю  говорящего  "каменного  Мигела",  тогда  как  та  часть  моя,  что  похожа  на  Мэри  Шелли,  мысленно  засыпает  в  его  объятьях.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=792851
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 23.05.2018
автор: Олена Мальва