Освещенные окна

Тем  августом  я  приехал  на  учебу  в  Маастрихт,  где  мне  предстояло  прожить  без  малого  год.  Я  никого  не  знал  в  городе,  занятия  начинались  недели  через  две,  а  все  дела  по  обустройству  на  новом  месте  я  уже  закончил.  Ни  книг,  ни  компьютера  у  меня  еще  не  было;  кот  оказался  неважным  собеседником;  местные  крепости  и  соборы  были  осмотрены  в  первые  же  дни;  и  я,  прослонявшись  весь  день  по  двум  своим  комнатам  и  небольшому  внутреннему  дворику,  дожидался  первых  сумерек  и  отправлялся  бродить  по  городу.

На  площадях  Маастрихта  кипела  жизнь,  но  меня  тянуло  в  тихие  улочки  жилых  кварталов,  подальше  от  центра.  Там  узкие  тротуары  пролегают  вплотную  к  стенам  домов,  а  окна  первых  этажей  расположены  так  невысоко  над  землей,  что  встань  два  человека  по  разные  стороны  окна  –  один  в  комнате,  другой  на  улице  –  и  они  окажутся  лицом  к  лицу.  Шторы  и  жалюзи  закрывают  редко,  поэтому  вся  жизнь  –  как  на  ладони.  Достигнув  какого-нибудь  освещенного  окна,  я  останавливался  у  столба  и  закуривал  или  погружался  в  чтение  СМС;  сообщений  было  два  –  одно  от  украинского  провайдера  с  приветствием  и  тарифами  на  немецкой  земле,  и  второе  –  от  него  же,  только  тарифы  в  нем  были  указаны  для  Голландии;  сим-карту  местного  провайдера  я  еще  не  купил  и  СМС  от  него  пока  не  получал.  Тарифы  те  я  скоро  затвердил  так,  что  помню  их  до  сих  пор,  через  двадцать  лет;  курил  я  тоже  невнимательно,  поэтому  мог  рассмотреть  все,  что  происходило  за  стеклом.

А  там  целая  семья  степенно  и  беззвучно  усаживалась  ужинать  за  массивный  стол,  покрытый  тяжкой  скатертью  цвета  столовой  кости;  обширные  тарелки  с  вензелями,  основательные,  с  достоинством  блестящие  приборы;  аккуратные  проборы  склоненных  голов;  молитвенно  сложенные  ладони;  выглаженные  сорочки  и  чистые  манжеты;  свечи  оплывают  в  старинных  канделябрах;  тускло  светятся  ореховые  шкафы,  в  глубине  которых  видны  корешки  с  золотыми  буквами,  какие-то  бело-голубые  круги  и  серебряные  овалы,  тонкие  пальчики  и  кисти  мейсенских  мальчиков  и  девочек  и  крылья  дельфтских  мельниц  –  помнишь,  помнишь,  как  мы  покупали  эти  фолианты  на  блошином  рынке,  а  вон  то  блюдо  нам  досталось  в  наследство  от  твоей  тетки,  а  эти  маленькие  фарфоровые  кисти!  –  помнишь,  помнишь,  мы  заметили  их  воздетыми  к  небу  из  какой-то  канавы,  и  спасли  их  из  нее,  и  кисти,  и  руки,  и  плечи,  и  голову,  и  крылья  этого  маленького  ангела…

[img]https://78.media.tumblr.com/997a4f0212fd0ad1c1daa40f21844d17/tumblr_oiz83pz1jO1s0u653o1_400.jpg[/img]

Или  пустая  комната,  ярко  освещенная;  круглый  стол  и  три  стула  с  полосатой  обивкой;  под  стеной  –  темного  дерева  и  вишневого  плюша  диван;  под  педантичным  торшером  –  массивное,  обширное  и  глубокое  кожаное  кресло,  вытертое  до  почти  полной  потери  цвета,  но  даже  отсюда,  с  узкого  тротуара,  от  моего  столба,  тарифов  украинской  мобильной  связи  и  погасшей  сигареты  –  теплое  и  гладкое  на  ощупь,  так  умно  сконструированное,  что  человек,  присевший  в  него,  мигом  оказывается  в  мягких,  но  настойчивых  объятиях,  которые  не  отпускают  –  долго.  В  любой  миг  в  комнате  мог  кто-нибудь  появиться  –  ведь  если  бы  я  был  внутри,  меня  о  приближении  другого  человека  предупредили  его  шаги  по  скрипучему  деревянному  полу,  и  неожиданности  никакой  бы  не  вышло,  ни  для  меня,  ни  для  него;  но  я  был  снаружи,  и  шагов  слышать  не  мог  –  а  это  создавало  такое  острое  напряжение,  какое  не  всякому  триллеру  под  силу  –  ведь  комната  выглядела  такой  жилой,  такой  обитаемой,  такой  только  что  и  ненадолго  оставленной.  Когда  напряжение  достигало  пика,  я  поспешно  уходил  к  другому  освещенному  окну;  так  мне  казалось,  что  это  я  обжил  и  заселил  ту  комнату,  и  просто  вышел  из  нее  на  минутку,  пока  нескромный  уличный  наблюдатель  жадно  проникал  взглядом  в  мою  голландскую  жизнь,  –  устроенную,  размеренную,  распланированную  на  годы  и  десятилетия  вперед.  И  я  поспешно  уносил  это  драгоценное  ощущение  к  следующему  окну.

…И  так  я  переходил  от  одного  освещенного  окна  к  другому  освещенному  окну,  проникая  в  чужую  жизнь,  которая  становилась  вполне  моей  собственной,  и  потому  не  было  в  этом  подглядывании  ничего  бесстыдного,  наглого  или  циничного.  Напротив  –  было  в  нем  много  той  острой  любви  и  очарования,  которые  неизменно  вызывает  что  угодно,  что  было-было,  да  прошло.  Кануло  в  прошлое  –  и  теперь  только  любовь,  только  печаль,  только  теплый  и  нежный  отблеск  былого  счастья…

2018

*Рисунок:  Edward  Hopper.  Night  Windows,  1928

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=792567
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 21.05.2018
автор: Максим Тарасівський