Рукописи не возвращаются и не рецензируются, или Вбей в стену гвоздь!

Стивен  Кинг  в  своем  лучшем  творении  –  автобиографической  «Как  писать  книги»  -  упоминает  гвоздь,  который  в  его  судьбе  сыграл  роль  не  меньшую,  чем  тот,  которого  не  оказалось  в  кузнице.  Не  окажись  его  в  жизни  Кинга,  а  точнее,  в  его  творчестве,  все  могло  бы  сложиться  иначе.  Уж  вы  мне  поверьте!  –  потому  что  точно  такой  же  гвоздь  был  и  у  меня.  Ну,  или  почти  такой  же.  Ну  ладно,  мог  бы  быть;  и  вот  именно  поэтому  я  понимаю,  как  много  для  писателя  значит  такой  гвоздь.

Кинг  вбил  свой  гвоздь  в  стену,  когда  получил  от  издателя  первый  отказ,  и  потом  несколько  лет  вешал  на  тот  гвоздь  такие  отказы.  Со  временем  гвоздь  пришлось  заменить  плотницким  костылем  –  пачка  писем  стала  слишком  толстой.  Издатели  упорствовали,  Кинг  не  сдавался,  и  в  конце  концов…  впрочем,  все  и  так  знают,  чем  это  кончилось,  точнее,  к  чему  это  привело.

Разумеется,  талант,  труд,  пот  и  слезы,  вся  эта  проза  писательской  жизни,  разумеется.  Но  гвоздь  тоже  сыграл  свою  роль,  и  я  уверен,  что  роль  немалую.  Ответы  редакций  на  письма  –  вещь  стандартная;  найденная  однажды  формула  эксплуатируется  годами,  а  ее  тиражи  могут  превышать  тиражи  самого  издания.  Уж  кто-кто,  а  Кинг  знал  это  прекрасно;  и  тем  ценнее  казались  ему  две  –  всего  лишь  две  за  долгие  годы!  –  личные  приписки  от  руки.  Первая  гласила:  «Не  сшивайте  рукописи  степлером.  Пользуйтесь  скрепками».  Вторая,  полученная  много  лет  спустя,  касалась  собственно  текста:  «Хорошо.  Нам  не  подойдет,  но  хорошо.  У  вас  есть  талант.  Присылайте  еще».

Много  позже  Кинг  признается  в  Главе  16  «Как  писать  книги»,  что  «эти  четыре  короткие  фразы,  написанные  авторучкой,  оставлявшей  неровные  кляксы,  озарили  зиму  отчаяния  моих  шестнадцати  лет».  Но  главное  не  это;  главное  –  что  это  действительно  было  так.  Я  это  знаю  наверное.

Когда  мне  было  лет  семь,  я  был  воображалой  из  тех,  о  ком  ни  за  что  не  поверишь  тому,  что  они  о  себе  воображают.  Я  предполагал  себя  писателем  и,  разумеется,  не  без  оснований:  во-первых,  я  много  и  с  удовольствием  читал,  во-вторых,  я  кое-что  писал.  И  кое-что  из  кое-чего  написанного  однажды  отправил  в  газету  –  в  «Пионерскую  правду».  Подозреваю,  что  мой  выбор  направлялся  отнюдь  не  идеологическими  соображениями,  а  трезвым  и  прагматичным  расчетом:  эту  газету  «по  умолчанию»  выписывали  все  пионеры  СССР;  таким  образом,  аудитория  насчитывала  десятки  миллионов  читателей.

К  счастью,  мои  стихи  не  напечатали;  к  еще  большему  счастью,  они  не  сохранились  –  достаточно  того,  что  я  до  сих  пор  не  могу  забыть  эти  две  строчки:  «Вот  стоит  олень,  подняв  копыто,  взгляд  свой  устремив  в  ночную  темноту».  Этот  деепричастный  олень  –  подняв-устремив  –  наверняка  был  именно  тот,  который  украшал  коврик  на  стене  в  нашем  летнем  доме  в  селе;  полагаю,  коврик  этот  и  оленей  на  нем  помнят  слишком  многие,  потому  что  тиражи  этих  ковриков  были  никак  не  меньше,  чем  тиражи  "Пионерской  правды".

[img]https://img01-olxua.akamaized.net/img-olxua/544237020_1_644x461_retro-kovrik-s-olenyami-dnepropetrovsk.jpg[/img]

К  самому  большому  моему  счастью,  я  получил  ответ  из  редакции…  А  теперь  вернитесь  к  предыдущей  фразе  и  перечитайте  ее  с  подобающим  благоговением:  «я  получил  ответ  из  редакции».    Ведь  только  подумать!  –  из  городка  на  окраине  огромной  страны  некий  мальчик  семи  лет  отправил  свое  убогое  стихотворение  в  редакцию  ежедневной  газеты  с  многомиллионным  тиражом,  которая  ежедневно  получала  письма  мешками  –  целые  грузовики  мешков  с  письмами,  в  столицу  той  самой  огромной  страны,  в  ту  самую  столицу,  где  находились  редакции  еще  доброй  сотни  издательств,  а  еще  –  Союз  писателей  и  сами  эти  писатели...  Теперь  ощущаете  благоговение?

Конверт  был  особый  –  с  логотипом  газеты.  И  ответ  был  особый  –  на  листе  хорошей  мелованной  бумаги,  нестандартном  каком-то  –  чуточку  уже  и  длиннее  обычного  А4;  также  имелся  логотип  газеты,  причем  цветной,  и  даже  нанесенный  типографским  способом  номер.  Разумеется,  это  был  отказ,  и  даже  может  быть,  отказ  стандартный,  отписка,  и  вовсе  без  личных  приписок  авторучкой,  оставлявшей  неровные  кляксы,  и  даже  без  практического  совета  не  пользоваться  степлером.  Да  Бог  с  вами,  какие  в  «совке»  степлеры!  –  ну  да,  в  начале  80-х  они  уже  водились  в  СССР,  я  даже  лично  знал  одного,  потому  что  мой  папа,  очень  неравнодушный  к  канцелярским  излишествам  и  большой  дока  по  части  достать-раздобыть,  завел  себе  такой  –  он  хранился  в  шкафу,  рядом  со  шкатулкой,  в  которой  лежали  мамины  малахитовые  бусы  из  Африки,  которые  мама,  кажется,  никогда  не  носила…  Однако  вернемся  к  моему  гвоздю.

Мне  было  всего  семь,  я  слишком  много  воображал  о  себе,  и  потому  стандартное  упоминание  «литературных  способностей»  и  типовое  пожелание  «читать  больше  современных  поэтов»  воспринял  как  личное  послание  с  Олимпа.  Решено:  писателем,  непременно  писателем!  –  Вот  бы  самое  время  забить  в  стену  кинговский  гвоздь  и  повесить  на  него  бланк  «Пионерки»…  Но  вот  что  я  вам  скажу:  иногда  «нет»  значит  много  больше,  чем  отказ;  для  меня  то  письмецо  означало  чуть  ли  не  регулярную  переписку  с  миром,  в  котором  могло  осуществиться  то  самое  заветное  «писателем,  непременно  писателем».  Это  не  просто  озарило  пустыню  одиночества  моих  семи  лет  –  да,  именно  пустыню!  Я,  как  и  надо  всякому  воображале,  был  довольно  одинок,  ведь  в  придуманный  мир  придуманного  человека  очень  трудно  попасть  кому-то  еще,  настоящему  и  непридуманному.  Это  письмо  окрылило  меня;  если  хотите,  это  было  не  просто  доказательство  способностей,  в  которых  я  и  так  не  сомневался;  это  был  документ,  свидетельствовавший  и  подтверждавший  способности!  Разве  такому  человеку  нужен  гвоздь  для  отказов?  –  ведь  их  не  будет,  не  воспоследует,  не  предполагается…  Да  и  про  гвоздь  я  тогда  еще  ничего  не  знал  –  понятно,  что  в  данном  случае  гвоздь  –  не  крепежный  элемент,  а  символ  писательского  труда.

А  тут  еще  школа  –  на  окраине  того  самого  окраинного  городка  огромной  страны;  тысячи  две  с  половиной  человек,  из  которых  учителя,  завучи  и  даже  сам  директор  меня  как-то  сразу  выделили.  Разумеется,  за  литературные  и  прочие  способности  и  талант,  полагал  я;  само  собой,  за  другое:  только  теперь  я  понимаю,  насколько  близко  тогда  подобрался  к  идеалу  моих  педагогов.  Когда  тебя  выделяют  из  толпы,  ты  замечаешь  это  довольно  скоро;  но  прежде  тебя  замечает  это  толпа  –  собственно,  для  нее  это  и  делается,  в  целях  воспитания  на  живом  примере.  «Вот  советский  человек,  в  котором  нет  лукавства!»  -  как  бы  говорили  педагоги.  Какие  бы  цели  они  ни  преследовали,  всё  это  обратилось  только  к  одному:  писатель  во  мне  вполне  окреп  и  утвердился.  Причем  –  вот  и  настоящее  достижение!  –  поломав  перья  за  рамками  обязательного  школьного  творчества,  многочисленных  изложений  и  сочинений,  я  не  очень-то  огорчился  безуспешностью  попыток  и  утешился  тем,  что  время  еще  не  пришло.  Нужно  пожить,  посмотреть,  накопить  опыта  и  впечатление,  а  уж  потом…  Что  потом,  я  еще  не  знал,  но  было  это  потом  блистательно.

А  потом  случились  в  моей  жизни  одна  за  другой  две  первые  любви;  они,  конечно,  не  были  первыми  в  арифметическом  смысле,  но  по  силе  и  глубине  чувства  –  вполне:  о  них  разбилось  всё  –  и  писательство,  и  даже  учеба.  Лет  пять-шесть,  наверное,  я  был  поглощен  ими,  как  тяжелой,  трудноизлечимой,  но  не  смертельной  болезнью;  кончились  они  тем,  чем  заканчиваются  такие  болезни,  -  выздоровлением.  К  тому  времени  я  оказался  студентом  университета,  где  мои  писательские  амбиции  вновь  пробудились  и  воспряли:  я  попал  в  тесную  компанию  начитанных  людей,  которые  очень  сочувствовали  всем  пишущим,  а  главное  –  писали  сами.  И  однажды  в  университетскую  газету  явились  два  эпигона,  один  –  Маяковского,  второй  –  Башлачева;  они  принесли  какие-то  стихи,  которые  были  немедленно  опубликованы  и,  чему  позже  немало  радовались  бывшие  эпигоны,  опубликованы  под  идиотскими  псевдонимами…  Гвоздь!  Хотя  бы  тогда  гвоздь  нужно  было  вбить  в  стену  и  повесить  на  него  тот  номер  «Университетского  безвестника»!  –  и  уже  скоро  я  вполне  смог  бы  сам  вчитать  в  собственные  строчки  и  пожелания,  и  советы,  и  –  что  главное!  –  отказ.

Впрочем,  обошлось  без  гвоздя,  и  даже  довольно  мягко  обошлось  со  мной  на  этот  раз;  я  только-только  начал  кое-что  понимать  о  писательстве  и  своем  к  нему  отношении  («не  отношусь»),  как  со  мной  случилась  новая  любовь,  на  этот  раз  напоминавшая  неизлечимую,  смертельную,  но  восхитительно  приятную  болезнь.  Это  была  ловушка;  с  тех  пор  и  уже  лет  двадцать,  наверное,  две  мои  страсти  –  та  любовь  и  писательство  –  сосуществуют  в  гармоничном  тандеме:  кто  любил  и  писал,  тот  знает,  сколько  эйфории  в  обоих  занятиях.  Если  подводит  писательство,  я  «догоняюсь»  любовью;  наоборот  –  тоже  случается,  хотя  и  намного  реже.  Впрочем,  о  любви  стоит  поговорить  отдельно  и  в  другой  раз;  вернемся  к  делам  литературным.

Потом  мне  очень,  просто  неслыханно  повезло.  Я  попал  в  руки  настоящего  редактора,  из  тех,  которые  сами  могли  бы  стать  великими  писателями,  но  предпочли  встать  на  страже  литературы  и  оградить  ее  от  воображал  вроде  меня.  Ну,  что  же,  сказать,  что  это  было  больно  –  значит,  ничего  не  сказать;  редактор  –  я  называл  ее  «добрая  женщина»  -  проделывала  с  моими  текстами  нечто,  что  воспринималось  мной  как  трепанация  черепа…  Когда  я  устал  возмущаться  и  научился  строить  из  алфавита  такие  конструкции,  которые  нравились  редактору;  в  моей  трепанированной  голове  что-то  забрезжило,  а  потом,  словно  сами  собой,  буквы  смешивались  в  слова,  слова  укладывались  в  предложения,  а  те  уже  могли  нарисовать  трехмерную  картинку  чего  угодно,  которая  очень  нравилась  мне  и  немного  –  моему  редактору;  пожалуй,  это  идеальная  степень  редакторского  одобрения,  которую  он  может  показать  автору:  немного.

Потом  случилось  еще  много  всякого,  иной  раз  даже  такого,  что  вполне  можно  было  бы  вписать  в  писательскую  биографию.  Однако,  научившись  различать  в  своих  текстах  их  настоящую  цену,  я  не  бросил  писать,  но  совершенно  избавился  от  всяких  статусных  мыслей  о  себе.  К  счастью,  я  все  еще  полон  пиетета  в  адрес  писательства  как  занятия;  к  еще  большему  счастью,  я  не  считаю  себя  писателем.  А  к  самому  большому  счастью,  у  меня  теперь  есть  мой  собственный  гвоздь.  На  нем  повисают  отказы  –  те,  которые  моим  текстам  я  даю  сам.

Ведь  сейчас  «рукописи  не  возвращаются  и  не  рецензируются»  -  и  даже  стандартные  отписки  не  практикуются.  Стивенам  нашим  кингам  это  не  светит  –  их  зиму  отчаяния  не  озарят  ни  четыре,  ни  даже  одна  фраза,  написанная  авторучкой,  оставляющей  неровные  кляксы.  И  писем  на  нумерованных  бланках,  согревших  меня  в  пустыне  одиночества,  я  слышал,  из  редакций  больше  не  приходит.  Конечно,  теперь  к  услугам  авторов  весь  глобальный  интернет,  пиши  да  публикуйся…  Но  гвоздь!  –  без  него  никак  нельзя;  как  тот,  которого  не  оказалось  в  кузнице,  погубил  королевство,  так  и  этот  –  не  окажись  его  в  стене  над  столом  автора,  может  натворить  бед  и  даже  автора  –  погубить…

…Вбей  в  стену  гвоздь!

2018

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=790249
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.05.2018
автор: Максим Тарасівський