Маргиналии на полях великих, или Ножа не вставишь!

..Как  в  греческой  мифологии  все  тщательно,  заподлицо,  ножа  не  вставишь!  -  Итак,  жил  на  Крите  некий  Минос,  тамошний  царь.  Он,  среди  прочего,  любил  похвалиться,  что  боги  слышат  и  выполняют  все  его  молитвы.  И  вот  однажды  он  взмолился,  чтобы  ему  прислали  жертвенного  быка  -  и  вскоре  из  моря  появился  неимоверной  красоты  бык,  белоснежный  и,  само  собой,  волорогий  и  волоокий.

А  почему  бык?  -  Дело  в  том,  что  этот  Минос  был  сыном  Европы,  той  самой  финикийской  царевны,  которую  похитил  Зевс  в  личине  шикарного  быка.  Зевс  приплыл  с  Европой  на  Крит,  где  она  и  родила  ему  трех  сыновей,  Миноса,  Радаманта  и  Сарпедона.  Так  что  Минос  испытывал  к  быкам  сильные  чувства,  будучи  в  каком-то  смысле  сыном  быка,  пусть  и  далеко  не  простого  парнокопытного.

Итак,  молитва  Миноса  услышана,  бык  для  жертвоприношения  доставлен.  И  тут  Минос  совершил  ошибку.  Боги  (вероятно,  Посейдон,  возможно,  Зевс)  ему  вняли,  а  он  от  молитвы  своей  отступился,  а  их  даром  пренебрег.  Царь  отправил  быка  пастись  на  лужайках,  а  вместо  него  принес  в  жертву  другого,  второго  по  красоте  быка.  То  есть  Минос  как  бы  поставил  свое  эстетическое  наслаждение  выше  жертвы  богам.  Ну,  скажите  на  милость,  кому  это  понравится?  Вот  и  олимпийцам  это  по  вкусу  не  пришлось.

И  завертелось.  В  далеких  Афинах  Дедал,  гениальный  мастер  на  все  руки,  воспылал  завистью  к  Талу,  своему  племяннику,  который  играючись  изобрел  пилу  и  гончарный  круг,  каковые  технологии  немедленно  пленили  сердца  греков.  И  Дедал  пригласил  племяша  на  Акрополь,  якобы  полюбоваться  видом,  а  когда  тот  засмотрелся  на  винноцветное  море,  столкнул  юношу  вниз.  Тал,  понятное  дело,  разбился  на  смерть,  а  Дедал  упрятал  его  тело  в  мешок  и  потащил  к  морю,  однако  был  замечен,  схвачен,  уличен  и  приговорен.  Казни  он  ждать  не  стал,  а  бежал  на  Крит,  к  Миносу.

Минос  принял  Дедала,  а  мастер  принялся  сооружать  для  царя  разнообразные  чудеса  света  (не  сохранились);  среди  прочего,  он  создал  самодвижущихся  деревянных  кукол,  за  представлением  которых  так  любили  понаблюдать  Минос  и  его  жена  Пасифая.  И  вот  как-то  раз  Пасифая  после  такого  представления  отозвала  мастера  в  сторонку  и  в  образных  выражениях  пояснила  ему,  что  в  лугах  царя  пасется  такой  бык,  что...  -  и  она  закатила  глаза  и  схватилась  за  сердце,  а  Дедал  кивнул  и  соорудил  полую  деревянную  корову,  обтянутую  коровьей  шкурой,  установленную  на  спрятанные  в  копытах  колеса  и  снабженную  складной  дверцей.  Сопровождаемый  Пасифаей,  Дедал  прикатил  "Троянскую  корову"  на  пастбище,  а  сам  незаметно  удалился.  Таким  образом,  свидетелей  дальнейших  событий,  кроме  Посейдона  (или  Зевса),  который  все  это  и  затеял,  не  было,  а  Пасифая  и  бычок  помалкивали.

Однако  через  положенное  время  Пасифая  родила  -  так  на  свет  появился  Минотавр,  чудовище  с  головой  быка.  Когда  Минос  пришел  в  себя  после  шока,  он  приказал  Дедалу  соорудить  Лабиринт  -  дворец,  в  котором  укрылась  от  позора  царственная  чета  и  где-то  там  в  темных  недрах  -  Минотавр.  Дедала  вместо  с  его  сыном  Икаром  то  ли  этапировали  с  острова,  то  ли  заперли  в  тюрьме,  из  которой  они  бежали  на  тех  самых  крыльях,  которыми  Икар  так  неразумно  воспользовался.  Последняя  версия  кажется  невероятной,  но  не  так  давно  некто  повторил  этот  полет,  так  что  не  все  в  мифах  от  буйной  фантазии  греков,  что-то  они  записывали  с  натуры,  по  горячим  следам.

Но  вернемся  на  Крит.  После  такого  происшествия  культ  быка  на  Крите  пришел  в  упадок;  тот  самый  белоснежный,  волорогий  и  волоокий  красавец-бык,  предоставленный  сам  себе,  совершенно  одичал  и  принялся  опустошать  окрестности  (мстительность  богов,  знаете  ли,  сильная  вещь).  От  этого  бедствия  островитян  спас  Геракл  -  он  изловил  быка,  отвез  его  в  континентальную  Грецию  и  там  выпустил  пастись  у  Микен,  царю  которых  служил.  Но  бык  к  тому  времени  одичал  уже  окончательно,  а  Геракл  его  не  укротил:  животное,  обуреваемое  какими-то  чувствами,  понеслось  от  Микен  галопом  через  всю  Аттику,  пока  не  добежало  до  Марафона,  где  и  принялось  за  старое:  бодать  и  топтать.

А  тут  как  раз  в  Афины  пришел  Тесей  -  на  то  время  в  Афинах  правил  Эгей,  отец  Тесея,  но  ни  сын  не  знал  отца,  ни  отец  сына.  Жена  Эгея,  волшебница  Медея,  сразу  же  сообразила,  кто  такой  Тесей,  и  решила  его  извести,  чтобы  сохранить  афинский  трон  за  своими  детьми  от  Эгея.  Она  подговорила  царя  поручить  молодому  человеку  дело  Марафонского  быка  в  надежде,  что  бык  растопчет  наглого  выскочку.  Однако  Тесей  выжил;  по  одной  версии,  он  заманил  быка  в  грязь,  где  тот  увяз,  превратился  в  малоподвижную  мишень  и  был  добит  героем;  по  другой  -  и  мне  она  кажется  куда  как  логичнее  и  тщательнее!  -  Тесей  привел  бычка  в  Афины,  где  тот  наконец  и  встретил  свою  судьбу,  изначально  ему  предуготованную  богами  -  был  принесен  в  жертву  олипмпийцам.

Но  и  это  еще  не  все!  -  Афиняне  платили  Миносу  страшную  дань,  вы  помните,  юношей  и  девушек,  которых  пожирал  Минотавр.  И  Тесей  отправился  на  Крит  вместе  с  очередной  партией  жертв,  спустился  в  Лабиринт  и  там,  наконец,  поставил  жирную  точку  во  всей  этой  несуразной  истории  с  быками:  он  убил  Минотавра.

...ножа  не  вставишь!

2018

Картиночка:  Тициан,  Похищение  Европы,  1560-1562  Ratto  di  Europa
Вариантов  этих  историй  больше  одного,  поэтому  возможны  разночтения,  за  которые  прошу  пенять  Диодору  Сицилийскому  и  прочим  рассказчикам,  вплоть  до  Роберта  Грейвса

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=784271
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 25.03.2018
автор: Максим Тарасівський