Чтолимысли: Шаинский etc

Прочитал  на  Радио  Свобода  статью  о  покойном  Шаинском  и  возникли  у  меня  некоторые  что  ли  мысли.  Вот  они.

Наверное,  вам,  как  и  мне,  в  школьные  годы  частенько  доводилось  выслушивать  от  учителей  слова  не  то  Эдисона,  не  то  Гёте:  "гений  -  это  1  %  вдохновения  и  99%  пота"  (по  другому  рецепту,  "10%  таланта  и  90%  пота").  Я  видел  и  людей,  которые  поняли  это  буквально  -  да  и  как  иначе?  Ведь  учитель,  Эдисон,  Гёте...  Были  и  такие,  которые  брали  голым  трудолюбием  и  добывали  свою  гениальность  из  чистого  неразбавленного  пота.  Одаренные  лентяи,  как  правило,  полностью  зависели  от  воли  случая  и  прихотей  судьбы;  кого-то  она  возносила,  кого-то  нет,  кого-то  надолго  оставляла  в  подозрении.

Мои  школьные  годы,  как,  наверное,  и  ваши,  пришлись  на  те  времена,  когда  некоторые  аспекты  гениальности  обсуждать  было  не  принято.  И  не  только  гениальности  -  эти  аспекты  в  целом  были  слишком  связаны  с  миром  чистогана,  конкуренции,  неуверенности  в  завтрашнем  дне  и  прочих  язв  капитализма.  Помните,  в  повести  и  к/ф  "Курьер",  главный  и  очень  молодой  герой  ошарашивает  неглавного  и  несколько  уже  пожилого  героя,  седовласого  профессора  притязаниями  на  баснословные  по  советским  меркам  блага  и  вообще  -  своей  житейской  расчетливостью?

Тот  профессор,  видимо,  как  мои  (и  его)  учителя,  полагал,  что  главное  -  неустанный  вдохновенный  труд,  талант  и  пот,  а  остальное  приложится.  "Сами  все  предложат  и  сами  все  дадут"  -  Булгаков  был  совершенно  прав,  и  в  СССР  именно  такая  создавалась  система:  от  каждого  по  способностям,  каждому  -  по  потребностям.  Это  не  издевательская  шутка:  система  действительно  целилась  на  то,  чтобы  позаботиться  о  каждом.  Такая  неслыханная  мера  заботливости,  конечно,  имеет  свои  издержки:  сидит  где-нибудь  человечек  в  очочках,  такой  себе  Анатолий  Ефремович,  и  под  руководством  Людмилы  Прокофьевны  планирует,  кому,  что  и  когда  дать  по  потребностям  (и  при  этом  оба  бессильно  констатируют  постоянный  дефицит  и  бесконечное  стояние  в  очередях).  Да,  это,  несомненно,  издержки  системы:  во-первых,  у  этих  людей  может  совсем  не  оказаться  воображения;  во-вторых,  ресурсов  на  всех  может  не  хватить  -  особенно  с  учетом  неповоротливого,  с  низким  КПД  экономического  базиса;  в-третьих,  по  способностям  нужно  дать  сразу,  а  по  потребностям  получить  как  получится;  в-четвертых...

В  конце  концов,  это  выглядит  как  лютая  шизофрения:  запланировать,  изготовить  и  распределить  на  каждого  из  300  миллионов  все,  начиная  от  носков  и  завершая  жильем  (если  получится).  Разумеется,  в  такой  системе  можно  и  нужно  было  говорить  только  о  10%  таланта  и  90%  пота:  ты  трудись,  а  уж  мы  о  тебе  позаботимся.  И,  разумеется,  когда  все  это  на  хрен  рухнуло,  а  на  дворе  грянула  свобода,  десятки  миллионов  человек  продолжали  жить  по  этому  принципу,  потому  что  образ  мысли  так  вот  просто  не  меняется,  и  образ  жизни  -  соответственно.

Но  вскоре  проливать  пот  многим  из  них  стало  негде  -  наступила  новая  разруха;  а  еще  появился  "дядя",  которому  теперь  принадлежали  уцелевшие  средства  производства.  "Дяде",  по  большому  счету,  плевать  на  потребности  трудящихся,  у  него  есть  свои,  и  немалые,  теперь  -  никому  не  подконтрольные  и  не  подотчетные.  А  у  трудящихся  впервые  с  1917  года  появился  выбор:  карловать  на  "дядю",  открыть  свое  дело,  рвануть  на  все  четыре  стороны  из  страны  и  так  далее.  И  это,  при  всех  издержках  переходного  периода,  не  так  уж  плохо,  по  сравнению  с  отсутствием  всякого  выбора.  Разумеется,  у  людей,  которые  не  привыкли  выбирать  и  нести  за  это  ответственность,  это  вызвало  некоторые  сложности,  которыми  теперь  никто  уже  не  заботился,  как  прежде.

Но  пора  вспомнить,  наконец,  о  Шаинском,  мир  его  праху.  С  талантом  и  трудолюбием  у  покойного  все  было  в  порядке;  судя  по  воспоминаниям  современников,  он  вкладывал  в  музыку  100%  таланта  и  100%  пота  -  вот  такой  образовался  математический  парадокс.  Но  когда  он  оказался  в  США  (на  родине  медицина  была  бессильна  ему  помочь),  оказалось,  что  помимо  формулы  гениальности  есть  еще  одна  формула,  о  которой  дома  говорить  было  не  принято.  Это  формула  успеха.

США  недаром  называют  страной  возможностей.  Помимо  ковки  собственного  гения  (не  будем  сейчас  спорить  о  масштабе),  здесь  можно  добиться  успеха.  Формулу  успеха  Шаинскому  раскрыл  какой-то  агент,  пробегая  мимо  талантливого,  но  совершенно  потерявшегося  в  Америке  композитора:  успех  -  это  10%  таланта  и  90%  менеджмента.  Шаинский  этого  не  знал  и  успеха  не  добился  -  смертельно  больной,  он,  по  большому  счету,  едва  сводил  концы  с  концами.

Я,  признаться,  поначалу  не  хотел  выносить  на  публику  эти  свои  размышления  об  успехе.  Скорее  всего,  в  силу  пионэрского  прошлого,  которое  до  сих  пор  и  еще  как  дает  о  себе  знать,  а  может  быть,  потому,  что  формула  гениальности  -  не  будем  о  масштабе!  -  мною  пока  уже  не  будет  освоена.  Но  после  я  сообразил,  что  успех  не  имеет  никакого  отношения  к  алчности  и  моему  пионерскому  детству  не  противоречит.

Успех  -  это  вообще  не  про  деньги;  успех  -  это  одобрительная  реакция  общества  на  твои  личные  достижения.  Деньги  -  это  уже  следствие,  числовое  выражение  успеха,  но  не  успех  как  таковой.  Творчество  делает  творца  счастливым  в  процессе;  успех  оставляет  его  счастливым  потом.  Успех  не  дает  таланту  стать  злобным  карликом,  который,  в  кои-то  веки  прорвавшись  на  заштатную  сцену,  поливает  свою  судьбу,  шоу-биз,  счастливых  конкурентов,  а  заодно  и  публику  потоками  накопленной  за  годы  неуспеха  желчи.  А  еще  успех  порождает  и  притягивает  успех  -  и  потому  в  США  немало  инвесторов,  готовых  вложиться  в  чужой  успех,  чтобы  добиться  успеха  своего.  В  общем,  как  ни  крути,  американцы  как  люди  прагматичные  поняли,  что  массовая  успешность  во  всех  сферах  намного  лучше  для  страны,  чем  миллионы  чрезвычайно  одаренных  и  трудолюбивых,  но  прозябающих  и  несчастных  граждан.

Повторюсь  -  все  это  не  имеет  никакого  отношения  к  алчности,  жадности  и  прочим  порокам.  Просто  "это  так  делается";  делать  это  не  так  -  это  "греть  чайник  на  молнии".  Кстати,  о  том,  что  успех  не  имеет  никакого  отношения  к  алчности,  прекрасно  свидетельствует  пример  Чуковского  -  о  его  теории  непрагматизма  дам  почитать,  кто  попросит  (вкратце  -  наилучшие  практические  результаты  достижимы  при  постановке  наименее  прагматичных  целей).

Насколько  в  СССР  всё  было  вниз  головой  и  до  сих  пор  еще  не  может  встать  на  ноги,  можно  судить  вот  по  чему:  пока  Шаинский  боролся  со  смертельной  болезнью,  дела  до  него  никому  не  было,  да  он  и  не  просил  помощи.  Теперь  же,  когда  он  умер,  родина  требует  прах  национального  состояния  домой.  Нет,  я  не  киваю  на  Россию  -  вспомним  недавнюю  историю  с  украинским  поэтом  Олександром  Олесем,  похороненным  в  Праге.  Мы  и  они  родом  из  одного  прошлого.

Разумеется,  я  притянул  кое-что  за  уши,  а  кое  о  чем  умолчал,  чтобы  добиться  цельности  и  убедительности.  В  СССР  тоже  знали  формулу  успеха;  вокруг  того  же  Шаинского  действовали  союз  композиторов,  фирма  "Мелодия",  радио  "Маяк",  госконцерт,  дома  за-творчества,  спец-всякое,  кино-концертные  площадки,  распространители  билетов  и  т.д.  Но  всей  этой  амуницией,  самой  формулой  успеха  распоряжались  все  те  же  Анатолий  Ефремович  и  Людмила  Прокофьевна  -  только  вместо  американского  менеджмента  в  нашей  формуле  был  административно-командный  принцип.  Эти  ребята  могли  дать  или  не  дать  из  соображений,  никоим  образом  не  связанными  ни  с  мерой  таланта,  ни  с  литражом  пота.  Итог  -  сгоревшие  таланты,  загубленные  жизни,  и  -  почему  нет?  -  крах  системы  как  таковой.

…Надо  бы  на  странички  тетрадок,  где  школьникам  напоминают  всякие  там  2ПиЭр,  ПиЭрКвадрат  и  ЭмЦэКвадрат,  написать  еще  вот  это:
"Гений  -  10%  таланта  и  90%  пота  ИЛИ  1%  вдохновения  и  99%  пота"
"Лучшие  практические  результаты  приносят  наименее  прагматичные  цели"
"Успех  -  это  10%  таланта  и  90%  менеджмента".

Пусть  знают.  Это  и  многое  другое  лучше  знать,  чем  не  знать;  знание  -  таки  сила,  потому  что  дает  возможность  выбирать.  А  право  такое  у  них  уже  есть.

2018

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=772178
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 19.01.2018
автор: Максим Тарасівський