Рождественская песнь*

Наша  школа  стоит  в  центре  Киева,  на  шумной  оживленной  улице,  в  самом  ее  начале,  которое  упирается  в  перекресток  трех  дорог,  одной  площади  и  двух  веток  метро.  Однако  здание  школы  ловко  упрятано  во  дворах,  и  только  посвященный,  глядя  от  школьного  порога  сквозь  арку  ближайшего  дома,  скажет  с  уверенностью,  что  за  улица  там  пролегает.

День  сегодня  рабочий,  и  до  конца  его  еще  довольно  далеко;  тем  не  менее,  в  школу  стягиваются  родители.  Причина  вполне  уважительная:  начальные  классы  представляют  спектакль  «Рождественская  песнь».  А  на  улице  серо,  тепло,  снега  нет  совсем,  и  лица  у  прохожих  непраздничные.  Нет,  ничего,  ничего  в  целом  городе  не  напоминает  о  Рождестве!

Родители  стекаются  в  обширный  актовый  зал  на  втором  этаже  школы.  На  улице  было  сумеречно,  а  в  зале  темно.  В  каждой  из  множества  люстр  под  пятнистым  потолком  тлеет  по  одной  немощной  лампочке,  и  тусклый  желтый  свет  только  сгущает  темноту.  Родители  рассаживаются  на  обитых  красным  дерматином  стульчиках,  сцепленных  обоймами  по  четыре.

Вдруг  распахиваются  двери,  обе  створки  настежь!  –  и  в  зал  влетают  мальчики  и  девочки  в  белых  одеяниях,  с  крыльями  и  нимбами,  очевидно,  это  ангелы  и  прочее  небесное  воинство.  Ангелы  с  дикими  криками  носятся  по  залу  и  задирают  друг  друга.

Следом  степенно  входит  завуч.  Она  делает  рукой  только  одно  краткое  движение,  и  родители  моментально  освобождают  первые  ряды.  Завуч  одобрительно  кивает,  ловит  сразу  двух  пролетающих  мимо  ангелочков,  треплет  вихрастые  макушки  и  оправляет  их  нимбы  и  крылья.  Не  отрываясь  от  этого  дела,  завуч  делает  внушение  зрителям:

-  Наши  актеры  очень  волнуются.  Не  пугайте  их  аплодисментами.  По  залу  не  ходить,  по  телефонам  не  разговаривать!  –  Родители  судорожно  выключают  телефоны  и  прячут  их  в  карманы  и  сумки.  –  Подождите,  через  минуту  начинаем.  –  Завуч  выходит,  а  юные  актеры  скрываются  в  кулисах.

В  части  зала,  занятой  родителями,  устанавливается  тишина,  наполненная  шорохами,  стуками  и  шепотами.  Одна  из  обойм  красных  стульев  занята  тощим  второклассником;  он  никак  не  может  там  устроиться,  вертится  и  производит  разнообразные  звуки.  Этот  шум  будет  сопровождать  весь  спектакль.

По  школьному  двору  бродит  порывистый  ветер;  видно,  как  он  трясет  и  раскачивает  ветки  то  одного  дерева,  то  другого.  Потом  ветер  подлетает  к  школе,  и  тогда  начинают  подрагивать,  вибрировать  и  постукивать  стекла  в  окнах,  а  в  окне  появляется  и  опадает,  словно  пламя  медленного  костра,  полотнище  флага,  который  висит  над  входом  в  школу,  прямо  под  окнами  зала.

На  сцене  уже  стоят  декорации:  пушистая  искусственная  елка  в  клочьях  ваты  и  какое-то  сооружение,  очень  похожее  на  парижскую  триумфальную  арку,  только  украшенную  фигурками  верблюдов.  Наконец,  на  сцене  появляются  актеры.  От  резвости  и  дикости  ангелов  не  осталось  и  следа  –  на  сцене  они  смирные,  сосредоточенные  и  даже  печальные.  Только  один  ангел  улыбается  до  ушей  –  и  так  по-настоящему  светло  и  радостно  улыбается,  что  всем  и  сразу  понятно:  да,  это  –  Рождество,  Христос  рождается,  слава  в  вышних  Богу,  на  земле  мир  и  в  людях  благоволение!  В  сумеречном  зале  заметно  светлеет.

Начинается  действо.  Сосредоточенность  ангелов  и  пастухов  нарастает  и  даже  иногда  достигает  степени  угрюмости.  Пастухи  сидят  у  костра,  обнимая  пенопластовых  овечек.  Ангел  –  тот  самый,  радостный,  –  появляется  возле  них  и  звонко  приветствует  их  словами:

-  Добрий  вечір  добрим  людям,  хай  вам  щастя  завжди  буде!

Пастухи  нестройно  и  мрачно  отвечают  ему  по-русски.  Ангел,  продолжая  широко  улыбаться,  тоже  переходит  на  русский  язык.  То  ли  так  задумал  режиссер,  то  ли  случайно  вышло,  но  вот  так  выясняется,  что  Божьи  вестники  говорят  по-украински.

Волхвы  бесподобны.  Они  появляются  на  сцене,  с  неподражаемым  достоинством  воздевая  руки  горе,  говорят  короткие  торжественные  слова  («…чтобы  преклонить  колена  сердец  наших  перед  Господом  нашим…»)  и  исчезают,  такие  же  таинственные,  какими  были,  вероятно,  и  волхвы  настоящие.

Наконец,  на  сцене  появляется  второй  персонаж,  столь  же  радостный,  как  и  Рождественский  ангел.  Это  разбойник;  он  весело  отнимает  у  одного  из  угрюмых  пастухов  дары,  приготовленные  новорожденному  Иисусу,  съедает  их  и  немедленно  и  очень  радостно  раскаивается  в  содеянном.  Разбойник,  перемигиваясь  с  веселым  ангелом,  вприпрыжку  отправляется  поклониться  Христу.  И  грабеж,  и  поедание  даров  (настоящие  сыр  и  хлеб),  и  последующее  раскаяние,  и  вообще  все  получается  у  него  так  жизнерадостно  и  задорно,  что  зрители  начинают  испытывать  к  нему  симпатию  задолго  до  его  раскаяния.

«Песнь»  отзвучала  и  подходит  к  концу.  Все  актеры  выстроились  на  сцене  и  звенят  рыбацкими  колокольчиками.  Финальный  аккорд  дает  тощий  второклассник  в  зале,  обрушиваясь  на  пол  и  обрушивая  вместе  с  собой  всю  свою  обойму  из  четырех  стульев.  Внимание  актеров  немедленно  переносится  на  это  выдающееся  событие,  однако  ненадолго  –  завуч  и  священник  выносят  подарки  для  артистов,  и  они  тут  же  обступают  взрослых  и  тянут  к  ним  ладошки.

Ко  мне  подбегает  один  из  волхвов,  обнимает  за  шею,  лезет  на  руки  и  отдает  только  что  полученную  от  священника  шоколадку:

-  Папа,  я  такую  не  ем,  ты  съешь.  А  вот  эту  я  ем!  -  и  тут  же  запихивает  ее  целиком  в  рот.  Рядом  возникает  тот  самый  радостный  ангел,  я  показываю  ему  большой  палец:

-  Молодец,  хорошо  сыграл!

Волхв,  губы  и  руки  которого  измазаны  шоколадом,  с  гордостью  и  очень  важно  сообщает:

-  Это  мой  лучший  друг!  –  Ангел  в  ответ  на  это  заявление  кивает  с  чрезвычайно  серьезным  видом.  Сказать  он  ничего  не  может,  его  рот  тоже  набит  шоколадом.

Но  вот  с  угощением  покончено,  и  мы  спускаемся  в  обширный  холл.  Ангел  и  волхв  быстро  преображаются  в  обычных  первоклассников,  отягощенных  непомерными  ранцами.  Они  прощаются,  я  отбираю  у  волхва  его  ранец,  и  мы  идем  домой.

На  улице  –  все  те  же  сосредоточенные  лица,  серость,  неуместное  тепло,  снега  нигде  ни  крошки;  всё  на  улице  по-прежнему,  а  все  равно  как-то  по-другому.  Мы  идем  не  спеша,  волхв  тараторит  без  умолку,  сообщает  свои  школьные  новости;  я  слушаю,  киваю  и  тихонько  напеваю  про  себя:

-  Добрий  вечір…  добрим  людям…  Добрий  вечір…  добрим  людям…

2015;  *редакция  2017

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=763280
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 01.12.2017
автор: Максим Тарасівський