Маргиналии на полях великих. Смертельные реликвии

Часто  проводят  параллель  между  «Хрониками  Средиземья»  и  нашей,  сугубо  человеческой  историей  30-40-х:  по  сути,  речь  идет  о  мировой  войне.  И  там,  и  здесь  –  «саурон»  и  «мордор»  повержены;  за  это  уплачена  чудовищная  цена,  а  после  неизбежно  возник  вопрос  о  состоятельности  проекта  в  целом,  в  нашем  случае  -  «проекта  человек».  Но  проект,  состоятельный  или  нет,  все  еще  длится;  и  неизбежно  кто-то  должен  был  записать,  «что  было  дальше».  А  дальше  был  «Гарри  Поттер  и…»  –  история  послевоенного,  усомнившегося  в  самом  себе  мира,  хроника  очередной  Холодной  войны,  возможно  –  предыстория  войны  новой  и  на  этот  раз  «горячей».  Это  глобальный  контекст  и  подтекст.

Сегодня  –  о  некоторых  совпадениях,  которые  кажутся  любопытными  (и,  если  хотите,  многозначительными).  Речь  пойдет  о  параллелях  между  мирами  –  Средиземья,  Поттера  и  нашим  собственным,  об  их  связях.  А  конкретнее  –  о  дарах  или  реликвиях  смерти.

Кратко  напомню  –  это  бузинная  палочка,  воскресательный  камень  и  плащ-невидимка.  Бузинная  палочка,  по  слухам,  обладает  колоссальной  магической  мощь;  не  случайно  Роулинг,  пардон,  Смерть,  изготовила  ее  из  бузины.  Бузина  по-английски  elder,  другое  значение  слова  –  «старший»,  но  не  по  возрасту  (older),  а  по  авторитету  или  власти.  Это  игра  слов  и  смыслов:  палочка  не  просто  из  бузины,  она  –  старейшина  волшебных  палочек  (но  не  самая  древняя:  Смерть  изготовила  ее  для  одного  из  братьев  Певерелов,  у  которых  уже  были  волшебные  палочки).  Воскресательный  камень  –  название  не  совсем  точное:  извлекая  человека  из  мира  мертвых,  он  не  возвращает  его  в  мир  живых,  человек  томится  неизбывной  тоской  и  отделен  от  живущих  неким  туманом.  Плащ-невидимка  делает  человека  невидимым  для  всех,  даже  для  Смерти,  и  никаким  заклятием  нельзя  лишить  невидимости  его  обладателя.  Тут,  в  этих  предметах  как  таковых  –  богатая  метафоричность  и  яркий  символизм;  но  об  этом  –  позже,  а  сейчас  –  об  их  связях  с  некоторыми  другими  предметами.

Итак,  бузинная  палочка;  ее  Дамблдор  отобрал  у  Геллерта  Грин-де-Вальда,  который  в  свое  время  пытался  создать  нечто  вроде  фашизма.  Чтобы  ни  у  кого  не  возникло  никаких  сомнений,  кто  есть  кто,  Роулинг  точно  датирует  это  событие:  1945  год.  Можно  предположить,  что  в  мире  магглов  бузинная  палочка  –  это  «оружие  возмездия»,  которые  гитлеровские  ученые  пытались  создать,  да  так  и  не  успели;  победители  захватили  документацию,  оборудование,  материалы,  специалистов,  кто  что  смог,  и  таки  расщепили  атом  и  создали  бузинную  палочку.  Человечество  и  без  ядерного  оружия  научилось  уничтожать  людей  десятками  миллионов;  и  только  с  обретением  власти  над  распадом  атома  оно  вдруг  оказалось  в  состоянии  уничтожить  жизнь  в  принципе,  как  явление.  Напомню,  что  все  владельцы  этой  волшебной  палки  –  до  Дамблдора  –  умерли  насильственной  смертью:  чтобы  завладеть  магической  бузиной,  их  убивали  прочие  претенденты  на  мировое  господство,  распаленные  бахвальством  этих  могущественных  глупцов.

Еще  одно  предположение:  в  Средиземье  роль  бузинной  палочки  выполняло  Кольцо  всевластия;  хотя  ту  или  иную  власть  давали  и  прочие  кольца,  однако  все  они  подчинялись  своему  старейшине.  Вот  такая  мне  видится  параллель,  такие  истоки!  –  да  и  сам  Волдеморт,  кстати,  напоминает  Саурона,  который  тоже  однажды  был  повержен,  но  после  вернулся  и  устроил  мировую  войну.  Впрочем,  Саурон  –  нечто  вроде  демона,  а  Волдеморт  будто  бы  обычный  смертный,  только  очень  злой  и  весьма  осведомленный  в  магии.  Но  принцип  тот  же:  противостояние  света  и  тьмы  –  процесс  бесконечный,  и  стоит  одной  стороне  ослабить  натиск  или  предаться  прекраснодушию,  отказаться  признать  возвращение  Некроманта/Волдеморта  и  называть  вещи  своими  именами,  как  вторая  немедленно  бросается  в  атаку.  И  часто  –  изнутри  первой:  так  Гарри  носит  в  себе  частицу  Волдеморта,  а  Снейп  –  любовь  к  Лили  и  Гарри.

Воскресательный  камень  –  Роулинг  его  называет  прямо  и  без  обиняков:  resurrection  stone.  Это  буквальное  (и,  смею  уверить,  не  кощунственное)  указание  на  воскрешение  в  библейском  смысле.  Только  в  библейском  контексте  воскресение  обещано  богом  и  даже  практически  реализовано  им;  поэтому  такой  подарок  от  Смерти  –  ни  что  иное,  как  ответное  изощренное  унижение  тому,  кто  унизил  Смерть  требованием  дать  ему  власть  над  ней  самой.  Да  и  воскресение  по  версии  Смерти  –  та  еще  радость:  тот,  кто  первый  им  воспользовался,  в  конце  концов,  сошел  с  ума  и  покончил  с  собой.  Воскрешенная  им  девушка  также  не  обрела  ни  новой  жизни,  ни  старой  –  и  оба  человека  все-таки  достались  Смерти.  Помните,  как  значилось  в  Зерцале  грешного  отца  Федора  (Вострикова):  «Сим  молитву  деет,  Хам  пшеницу  сеет,  Яфет  власть  имеет,  Смерть  всем  владеет».

Можно  предположить,  что  проблема  такого  воскресения  –  смертность  тела;  чем  бы  ни  была  извлеченная  камнем  из  небытия  сущность,  воплотиться  и  вполне  воскреснуть  эта  сущность  не  может,  ей  просто  не  во  что  –  тело-то  умерло.  (Не  путайте  это  с  воплощением  Волдеморта  при  посредстве  заклинаний  и  особого  супового  набора:  кость  отца,  плоть  слуги  и  кровь  врага;  он  ведь  не  умер,  а  был  «выдран  из  собственного  тела»,  то  есть  лишился  телесности,  но  мира  живых  не  покидал).  Камень  больше  напоминает  средство  для  общения  с  мертвыми,  вроде  корыта  жертвенной  крови,  которой  Одиссей  поил  вещего  старика  Нерея  и  свою  мать  в  царстве  Аида:  вызвал,  поговорил  и  клади  трубку.

У  воскресательного  камня  есть  и  противоположность,  ею  выступает  философский  камень,  который  якобы  дает  бессмертие;  создавший  его  Николас  Фламель  прожил  больше  600  лет.  Противопоставление  здесь  не  только  в  эффектах  (воскрешение  после  смерти  версус  вечная  жизнь  без  смерти);  разняться  и  способы  обретения  этих  предметов:  воскресательная  чепуха  взята  у  Смерти,  чтобы  ее  посрамить,  а  философский  камень  создан  собственными  руками,  трудом,  потом  и  бессонными  ночами.  Более  того,  создатель  последнего  добровольно  отдает  его  Дамблдору,  чтобы  предотвратить  страшное  бедствие  для  мира  –  возвращение  Волдеморта  и  новую  мировую  войну.  Собственная  смерть  кажется  ему  меньшим  бедствием  –  и  он  соглашается  ее  принять.

Аналогов  воскресательного  камня  в  «Хрониках  Средиземья»  я  что-то  пока  не  вспомнил;  правда,  там  мир  куда  как  сложнее  мира  магов  и  магглов,  обретается  в  нем  масса  бессмертных  или  почти  бессмертных  сущностей.  В  нашем  мире…  -  навскидку  можно  бы  назвать  торговцами  этим  камушком  всех  шарлатанов,  предлагающих  живым  разные  формы  общения  с  мертвыми  и  даже  их  воскрешение.  В  том  числе  –  и  воскрешение  прошлого.  Помощь  зала  приветствуется  –  называйте  свои  толкования.

С  плащом-невидимкой  дело  обстоит  и  проще,  и  сложнее.  В  Средиземье  существовали  эльфийские  плащи,  которые  отличное  маскировали  своих  обладателей,  однако  полной  невидимости  не  давали  (ее  обеспечивало  Кольцо  всевластия,  но  не  так  скрывая  владельца,  как  упрятывая  его  куда  подальше,  в  некое  параллельное  измерение,  –  а  только  что  мне  пришло  в  голову,  что  это  «куда  подальше»,  судя  по  экранизации,  именно  то,  что  несколько  позже  в  «Дозорах»  назвали  «сумрак»).  Роулинг  устами  мистера  Лавгуда  также  упоминает  маскировочные  плащи  (из  шерсти  фантастического  зверя  demiguise  –  на  украинском  языке  «напівлик»,  по-русски  –  «камуфлор»  или  «полумаск»),  однако  со  временем  такие  плащики  теряют  свои  свойства,  как  и  те,  которые  защищают  заклятиями  (эти  продают  «по  десятку  на  кнат»).  И  только  плащ-невидимка  –  вечен.

Если  какие-то  связи  плаща  с  миром  Средиземья  установить  можно,  то  связать  его  с  чем-то  в  мире  нашем  несколько  труднее.  Вспомним,  однако,  что  сообщает  о  плаще  первоисточник,  то  есть  сказка  барда  Биддла:  он  скрывал  своего  обладателя  от  Смерти.  Не  делал  бессмертным,  а  именно  скрывал  –  и  лишь  тогда  Смерть  нашла  человека,  когда  он,  исполненный  дней,  сам  снял  этот  плащ,  передал  его  сыну,  а  после  встретил  ее,  как  давнюю  приятельницу  и  покинул  этот  мир  с  ней,  как  равный  с  равным.

Прежде  чем  отважиться  на  предположения,  следует  также  вспомнить,  что  другие  два  дара  –  бузинная  палочка  и  воскресательный  камень  –  служили  довольно  неблаговидным  целям:  унизить  Смерть,  победить  ее,  возвеличиться  над  ней  и  людьми.  И  только  плащ  вовсе  не  унижал  Смерть  и  не  ставил  задачу  ее  победить,  напротив  –  он  служил  доказательством  ее  власти  над  человеком.  И  плащ  был  дан  человеку,  который  сознавал  эту  власть  и  просил  саму  Смерть  только  об  одном  –  помочь  ему  спрятаться,  до  поры  до  времени  укрыться  от  той  разверстой  пасти,  которая  ждет  каждого  и  –  чего  таить!  –  обессмысливает  жизнь.

С  ходу  хотелось  сказать,  что  в  нашем  мире  плащ-невидимка  –  это  религия;  но  религий  слишком  много.  Моя  текущая  версия  –  это  смирение.  То  самое  «как  равный  с  равным».

Смирение  прослеживается  тут  во  всем;  например,  мистер  Лавгуд,  толкуя  о  плаще,  мечтательно  рассуждает,  каким  богатым  стал  бы  владелец  плаща  (очевидно,  это  издержки  профессии,  ведь  Лавгуд  –  оппозиционный  журналист,  вот  кому  бы  обрести  невидимость  и  расследовать  грязные  делишки,  то-то  тиражи  взлетят  до  небес  и  хлынут  рекламодатели!).  Но  я  человек  открытый  и  даже  иногда  смиренный;  предлагайте  свои  версии,  опровергайте,  тут  есть  о  чем  спорить.

Итак,  из  трех  даров  Смерти  только  один  имеет  хоть  какой-то  смысл,  в  том  числе  –  и  в  нашем  мире.  Напомню,  что  два  остальные,  бузинная  палочка  и  воскресательный  камень,  –  это  возмездие  Смерти  за  унижение,  и  только  плащ  (смирение?)  –  настоящий  подарок.

Причем  это  даже  не  подарок  Смерти:  тот,  кто  просил  у  нее  плащ-невидимку,  уже  имел  в  себе  смирение,  раз  не  стал  ее  унижать  так,  как  сделали  его  глупые  и  гордые  братья.  Вот  они-то  и  получили  подарочки  от  Смерти  –  кому  вообще  такое  придет  в  голову,  в  здравом  уме,  незамутненном  гордыней?

Кстати,  если  плащ  -  это  смирение,  то  бузинная  палочка  и  камень  -  это  гордыня.  В  этом  смысле  все  миры  -  Средиземье,  Хогвартс,  Земноморье,  Нарния,  наш  с  вами  мир  и  все  прочие  -  сшиты  воедино,  они  -  варианты  одного  порядка  вещей,  который  зиждется  на  одних  и  тех  же  законах.

И  напоследок  –  одна  из  моих  любимых  фраз  из  Поттерианы  (в  переводе  В.  Морозова,  видавництво  АБАБАГАЛАМАГА):

"-  Тобто  так  можна  що  завгодно  оголосити  реальним,  якщо  єдина  підстава  для  віри  в  його  існування  -  те,  що  ніхто  не  довів  протилежного!
-  Ясно,  що  можна,  -  погодився  Ксенофілій.  -  Я  радий,  що  ти  потроху  звільняєш  свідомість  від  обмежень."

#маргиналии_на_полях_великих
Рисунок:  символы  смертельных  реликвий,  взято  из  Википедии

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=760597
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 15.11.2017
автор: Максим Тарасівський