11. Эмоции ребенка



[i]Проект  "Ребенок"  (*)[/i]

       Нельзя  сказать,  что  в  основе  любой  проблемы,  возникающей  в  дошкольном  (0-6  лет)  Возрасте,  лежат  только  физиологические  потребности.  Но  решаются  только  такие,  практические  проблемы.  Формируются  и  закрепляются  те  привычки,  которые  –  в  самом  широком  смысле  –  необходимы  в  жизни  и  деятельности  молодого  растущего  организма.  Но  –  человеческого  организма.  Это  значит,  что  по  мере  взросления  физиологический  мотив  поведения  последовательно  вытесняется  духовным;  той  компонентой  культуры,  которая  охватывает  личную  жизнь.
       Но  надо  уметь  различить  практическую  проблематику  и  эмоциональную.  Даже  такая  сугубо  практическая  проблема,  как  «Денис  пинается»  имеет  ярко  выраженную  эмоциональную  окраску.  Но  это,  повторяю,  практическая  проблема;  эмоции  играют  сопутствующую  («релевантную»)  роль.  А  какая  тогда  –  эмоциональная?  Не  давайте  словам  обмануть  себя.  Человеческие  проблемы  бывают  либо  практическими,  либо  духовными.  Эмоции  –  это  духовная  составляющая  человеческих  ощущений.  
       Недостаток  внимания,  недостаток  общения,  скука,  обида,  беспричинные  страхи,  беспричинные  капризы...  Все  они  имеют  одну-единственную  причину,  генерализующую  эмоциональный  дискомфорт  в  дошкольном  возрасте.  Противоречие  между  Дао  и  его  прототипами  в  процессе  «базального  отчуждения»;  первичная  форма  того  дискомфорта,  который  принято  называть  «когнитивным  диссонансом».  Накопление  таких  проблем  в  Буфере  Обмена  активизирует  творческий  инстинкт,  что  естественно  проявляется  в  сенсорном  голоде,  обычно  именуемом  «детским  любопытством».  Забегая  наперед,  признаемся,  что  в  результате  такой  активности  будет  запущен  первичный  процесс  во  Второй  сигнальной  и  ребенок  будет  избавлен  от  эмоциональной  зависимости  в  локусе  Дао.

       …Вы  заметили,  как  дети  умеют  не  замечать?  Не  слышать?  Не  обращать  внимания?  Не  сердитесь,  они  не  нарочно.  Просто  ваши  слова  и  ваши  указания  не  совпадают  с  оценками  Дао,  схема  совпадений  не  фиксирует  сигнал…  Но  кто  же  позволит  ребенку  не  замечать  воспитателя!  Услышит,  и  повторит,  и  выполнит.  (Плюс  один  в  Буфере  Обмена.)  Мы  слушаемся  мамочку  не  потому,  что  она  у  нас  идеальная,  безупречная  и  во  всем  соответствует  абсолюту.  А  потому,  что  Дао  пропускает  в  сознание  только  те  импульсы  от  мамочки,  которые  этому  абсолюту  отвечают;  только  они  и  фиксируются  в  «матрице  установок»  Супер-Эго.  Мамочка  у  нас  идеальная  субъективно.  
       А  импульсы,  не  пропущенные  цензурой  Дао  в  схеме  совпадений?  Они  до  сознания  просто  не  доходят,  они  задерживаются  в  Буфере  Обмена;  в  структуре,  которую  Юнг  называл  «личным  бессознательным».  Впрочем,  не  факт,  что  они  там  останутся.  Дети  так  энергичны,  так  деятельны,  так  эмоциональны!  Огромное  количество  информации  («психической  энергии»  по  Фройду)  выводится  из  психики  в  первичном  процессе,  не  получив  подкрепления  и  не  образовав  рефлекторного  кольца.  То  есть  –  мимо  сознания.  По-настоящему  проблемной  является  только  та  информация,  которая  воспроизводится  средой.  И  если  поведенческий  сектор  Буфера  Обмена  («Тень»  по  Юнгу)  разгружается  научением,  то  стратегий  для  разгрузки  «личного  бессознательного»  от  ближайшего  окружения  не  поступает.  Эмоциональные  проблемы  не  решаются.  В  садовском  возрасте  (3-6  лет)  познавший  вкус  инициативы  ребенок  уже  сам  ищет  эти  стратегии  –  не  в  среде  ближайшего  окружения,  а  везде  в  зоне  своего  внимания  («локусе  Дао»),  включая  и  неживую  природу.  (То  есть,  это  для  взрослых  она  «неживая».)  Любопытство  –  это  абстрактный  интерес;  любознательность  –  духовная,  эмоциональная  жизнь  дошкольника.
       Степень  невежества  педагогов-психологов  ярко  иллюстрирует  следующая  цитата  из  учебника:  "Любознательность  детей  повышается  в  связи  с  увеличением  количества  и  изменением  характера  вопросов;  с  устойчивым  интересом  к  определенным  сторонам  вещей".  «Всвязис».  «Определенным  сторонам».  Куда  как  содержательно.  А  теперь  внимание  –  правильный  ответ:  из-за  активизации  творческого  инстинкта  в  результате  накопления  эмоциональных  проблем  в  Буфере  Обмена  (конкретно  –  в  «личном  бессознательном»).  Первоначально  хаотичный  (в  скиннеровом  режиме  «случайных  связей»),  а  затем  все  более  осмысленный  и  целенаправленный  на  «определенные  стороны  вещей»  («духовный  катексис»  по  Фройду)  первичный  процесс  в  голове  маленького  почемучки  ищет  стратегии  разрешения  его  эмоциональных  проблем  –  вначале  практическим,  а  затем  и  теоретическим  путем.  Помочь  ему  вы  можете  только  одним  способом:  не  уходите  от  ответа.  

       Таким  образом,  начиная  с  детсадовского  возраста  в  психике  дает  о  себе  знать  и  проявляется  все  отчетливее  конфликт  интересов:  творческий  инстинкт  страдает  от  сенсорного  голода,  а  инстинкт  приспособления  –  от  избытка  информации.  Этот  конфликт  останется  на  всю  жизнь;  но  первоначально  он  снимается  разделением:  потреблением  чисто  эмоциональной  информации,  не  несущей  никакой  практической  нагрузки.  Информации  с  архетипом  «Игры».

[i](*)  Вторая  редакция[/i]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=748723
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 01.09.2017
автор: Ник.С.Пичугин