1. Первая сигнальная


Проект  "Ребенок"  (*)

       Давайте  посмотрим  на  разум  как  на  информационную  систему;  систему  сбора,  обработки  и  применения  информации.  Которая  естественным  образом  разделяется  на  (1)  пассивный  («сенсорный»)  сигнал,  несущий  информацию  о  внешнем  мире  –  ввод;  (2)  активный  сигнал,  управляющий  поведением,  поступками,  действиями  –  вывод;  (3)    «управляющий»  сигнал,  преобразующий  пассивную  информацию  в  активную  –  обработка.  Все  эти  три  вида  реализуются  в  механизме  «рефлекторной  дуги»,  которая  может  считаться  элементарной  единицей  психической  деятельности.  Я  применяю  кавычки  потому,  что  одолжил  этот  термин  из  физиологии,  где  рефлекторная  дуга  описывает  такой  же  информационный  обмен  (рефлекс),  но  имеющий  материальную,  соматическую  основу.  (С  другой  стороны,  какой  же  информационный  обмен  возможен  без  материальной  основы?)  Читатель  может  представить  себе  «рефлекторную  дугу»  в  виде  кристаллика  «управляющей  инстанции»  с  двумя  проводками.  По  одному  из  них  поступает  сигнал,  «управляющая  инстанция»  его  обрабатывает  и  посылает  команду  по  второму  проводку.  Разумеется,  речь  идет  об  информации,  распространяющейся  в  психике,  нейроинформации.  Это  и  есть  та  самая  «психическая  энергия»,  о  которой  говорят  некоторые  специалисты-персонологи,  начиная  с  Фройда.
       Здесь  мне  следует  быстро  проговорить  стертые  и  элементарные  вещи:  что  рефлекс  закрепляется  повторением,  что  в  идентичной  ситуации  следует  идентичное  поведение,  что  в  этом  случае  новый  сигнал  следует  не  по  тому  же  «проводку»,  но  очень  близкому  –  и  поэтому  гораздо  быстрее,  что  закрепленный  рефлекс  –  это  пучок,  жгут  близких  рефлекторных  дуг…  А  вот  дальше  должно  быть  интересно.
       Есть  мнение,  что  «привычка»  –  это  и  есть  закрепленный  условный  рефлекс.  Не  все  так  просто.  Рефлекс  –  это  ответ  на  сигнал  среды.  А  привычка  –  это  сознательное  действие;  закрепляется  команда,  активный  сигнал.  Инициатива  исходит  из  «управляющей  инстанции».  В  этой  инициативе  и  состоит  смысл  сознательности.  Мы  привычными  средствами  добиваемся  привычных  целей.  Наши  активные  действия  приводят  среду  в  ожидаемое  (и  желательное)  состояние,  что  и  фиксируется  сенсорным  сигналом.  Это  совсем  другой  информационный  обмен,  своего  рода  «рефлекс  среды».  Он  исходит  и  заканчивается  в  сознании,  а  не  в  окружающей  среде,  его  вершиной  («управляющей  инстанцией»)  является  среда,  а  не  сознание.  Среда  «обрабатывает»  информационный  импульс  (поступок)  и  выдает  свой  ответ.  Не  только  она  управляет  нами,  но  и  человек  управляет  окружающим  миром;  два  этих  рефлекса  и  образуют  гиперцикл  «привычки»,  правильно  именуемой  «рефлекторным  кольцом».  Зафиксируем  как  факт:

       А.  Вопрос  о  том,  «что  такое  сознание?»  сводится  к  вопросу:  «Как  мы  управляем  хаосом  вокруг  нас?»
       Б.  Психика  новорожденного  –  это  сформированный  (хотя  и  не  развитый)  чувственный  аппарат  разума.  Рациональный  (сознательный)  аппарат  психики  формируется  в  результате  информационного  обмена  с  окружающей  средой.

       Психика  дитёныша  –  это  почти  исключительно  приемник  «пассивной»  информации,  которая  никак  не  преобразуется  в  управляющий  «активный»  сигнал…  за  исключением  простейших  безусловных  рефлексов.  (Нечем  преобразовывать,  «управляющая  инстанция»  отсутствует,  новорожденный  находится  без  сознания!)  Вся  эта  нарастающая  масса  пассивной  информации  не  может  оставаться  внутри  системы  и  смиренно  ждать  в  очереди,  пока  сформируются  «кристаллики»  сознания,  проанализируют  ее  и  синтезируют  активный  импульс.  Это  информация,  она  движется  всегда,  она  требует  немедленного  приема!  Это  требование  и  называют  «творческим  инстинктом»,  который  есть  не  что  иное  как  «стремление  воздействовать  на  окружающую  среду».  Избыток  пассивной  информации  активизирует  этот  инстинкт.
       Ни  о  каком  сознательном  творчестве,  ни  о  какой  целесообразности  поначалу  речь  идти  не  может,  просто  нужно  воздействовать  на  среду  и  посмотреть,  что  получится.  Нужен  «рефлекс  среды».  Щенок  инстинктивно  тычется  во  все  стороны,  пока  не  находит  сосок…  Элементарный  рефлекс  состоялся,  первый  «кристаллик»  возник,  дальше  пойдет  закрепление.  Эта  ситуация  будет  повторяться  снова  и  снова,  все  усложняясь,  но  смысл  ее  останется  прежним:  инстинктивные,  хаотичные,  бессмысленные  поступки  и  анализ  их  последствий.  Каждый  новый  поступок  будет  создавать  что-то  новое  в  формирующемся  «Я».  
       Дальше  снова  скучно  и  элементарно:  что  из  закрепленных  рефлексов  формируются  «поступки»,  «привычки»  и  «образ  жизни»  –  закреплением  связей  между  их  «управляющими  инстанциями»;  что  дальнейшая  «кристаллизация»  сознания  (предсознания,  точнее  говоря,  но  это  детали)  формируют  жизненный  уклад…

       …Кто  сказал  «ребенок»?  Я  этого  не  говорил,  я  тщательно  следил  за  речью,  и  применил  слова  «поступок»,  «сознание»,  «мы»  совершенно  сознательно.  Все  сказанное  в  равной  степени  относится  к  человеку,  как  и  к  любому  другому  животному.  Описанный  выше  гиперцикл  «рефлекторного  кольца»  (привычки),  составляющий  элементарную  единицу  т.н.  Первой  сигнальной  системы,  он  отражает  мышление  (и  развитие)  человека  слишком  схематично  –  и,  главное,  слишком    фрагментарно.  Есть  принципиальные  отличия.  Вы  правы,  читатель,  есть  и  Вторая  сигнальная.

(*)  Вторая  редакция

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=742947
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 21.07.2017
автор: Ник.С.Пичугин