Pondus immobile

Лет  до  12  я  был  ВЕРНым  читателем:  запоем  читал  романы  Жюля  Верна,  а  некоторые  зачитывал  до  наизусть.  Я  даже  завел  себе  такой  блокнотик,  серый  в  клеточку,  в  который  выписывал  примечания  из  его  книг.  Бесполезные,  в  общем,  факты  поражали  детское  воображение;  кое-что  помню  до  сих  пор:  "Чтобы  поднять  в  воздух  1  кг  груза,  необходим  1  кубический  метр  гелия...  Pondus  immobile  (лат.)  -  неподвижная  масса..."

Понадобилось  три  десятка  лет,  чтобы  однажды  в  мае,  сидя  в  первом  часу  ночи  над  текстом  Овидия,  получить  ответ  на  незаданный  в  свое  время  вопрос:  зачем  Верну  понадобилось  латынью  обозначать  "неподвижную  массу"?  И  чтобы  понять  контекст  и  подтекст  этого  самого  pondus  immobile.  И  чтобы  еще  кое-что  понять  и  про  систему  образования,  и  про  собственную  образованность.  И  про  романы  Жюля  Верна  и  про  него  самого.  И  потом  еще  про...  впрочем,  хватит  предисловий!

Ночью  меня  осенило:  pondus  immobile  -  это  же  Хаос  и  прямая  цитата  из  труда  "Метаморфозы"  Публия  Овидия  Назона  (43  г.  до  н.э.  -  18  г.  н.э.),  последнего  из  великих  золотого  века  римской  литературы.  Процитирую  в  переводе  Андрея  Содоморы:

..Поки  ще  море  й  земля  появилися,  поки  над  ними
Небо  прослалось,  обличчя  однакове  мала  природа.
Хаосом  потім  назвали  її  -  велетенська,  безладна
Купа,  сама  [и  вот  оно!]  БЕЗДІЯЛЬНА  ВАГА...

А  в  переводе  на  русский  Шервинского  "косная  масса".  Pondus  immobile,  вне  всяких  сомнений!  Верн  не  побрезговал  связать  свой  роман  XIX  века  с  трудом  древнего  римлянина  I  века.  Для  него  как  бы  не  существовало  этой  бездны  в  2000  лет;  даже  упоминания  происхождения  цитаты  не  потребовалось  -  ну  кто  же  не  знает  Овидия  в  нашем  просвещенном  XIX  веке?

Порадовавшись  своей  проницательности  и  кое-как  переспав  краткую  майскую  ночь,  с  утра  пораньше  я  заглянул  в  оригинал  Овидия.

Никакой  pondus  immobile  там  нет,  только  pondus.  Там  вот  как:  "Rudis  indigestaque  moles,  nec  quicquam  nisi  pondus  inners..."

Жюль  Верн  не  рухнул,  но  одну  ногу  таки  убрал  с  возведенного  мной  пьедестала  -  потеснился.  Потому  что  туда  немедленно  взобрались  другие  фавориты  -  Катаев,  Паустовский  и  Каверин.  Они  заканчивали  школьную  (гимназическую)  учебу  примерно  в  одно  время:  начало  ХХ  века,  то  есть  каких-то  100  лет  назад:  Первая  мировая,  крушение  империи,  гражданская  война.  Латынь  они  переводили  с  листа;  Античность  со  всем  ее  огромным  культурным  багажом  входила  в  их  школьную  программу.

А  потом  мне  припомнилась  статья  из  ученых  записок  Одесского  университета,  изданных  где-то  в  10-х  годах  ХХ  века,  то  есть  тоже  каких-то  100  лет  назад.  Речь  там  шла  о  местах  мне  знакомых  -  Причерноморье,  степи  Одесской,  Николаевской  и  Херсонской  областей,  все  эти  Тилигули-Ингулы-Ингульцы-Борисфены-Гипанисы  и  иже  с  ними.  Автор  много  и  с  удовольствием  цитировал  Геродота,    древнего  -  5  в.  до  н.э.!  -  грека,  "отца  истории".  Выглядело  все  так,  как  если  бы  Геродот  только  вчера  прибыл  в  Одессу  на  попутном  "Арго"  и  тотчас  же  дал  автору  статьи  подробный  отчет  о  своем  путешествии.  

И  вот  тут  я,  наконец,  понял,  что  в  этой  "неподвижной  массе"  бесполезных  фактов  и  впечатлений  меня  поразило  по-настоящему.  Античность,  или  греко-римская  цивилизация,  растворилась  в  племенах  варваров  тысячи  полторы  лет  назад  (чтобы  возродиться  чуть  позже).  Но  каких-то  100  лет  назад  она  была  хорошо  знакома  и  (потому  очень)  близка  тогдашним  современникам,  намного  ближе,  чем  теперь  нам  (ну,  пусть  только  мне).

Вот  такой  парадокс:  между  нами  и  теми,  100-лет-тому-назад  людьми,  пропасть;  мы  от  них  отстоим  намного  дальше,  чем  они  отстояли  от  Античности.

Что,  какое  из  событий  истории  последних  100  лет  сотворило  эту  пропасть?  Как  мы  заставили  сотню  лет  продлиться  дольше  1500  и  очистить  нашу  культурную  память?  И  главное  -  зачем?

П.С.  Античный  десерт.  Просто  оцените,  что  и  как  беотийский  пахарь  Гесиод,  конец  VIII  -  начало  VII  в.  до  н.э.,  в  работе  "Теогония"  писал  о  роли  и  поведении  царя  (перевод  Вересаева):

...И  народы  
Все  на  такого  глядят,  как  в  суде  он  выносит  решенья,  
С  строгой  согласные  правдой.  Разумным,  решительным  словом  
Даже  великую  ссору  тотчас  прекратить  он  умеет.  
Ибо  затем  и  разумны  цари,  чтобы  всем  пострадавшим,  
Если  к  суду  обратятся  они,  без  труда  возмещенье  
Полное  дать,  убеждая  обидчиков  мягкою  речью.

2017

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=735357
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 28.05.2017
автор: Максим Тарасівський