Как возникает новое

ЗАМЕТКИ  О  НЕОЖИДАННЫХ  ИСТОКАХ  ФОНОВОЙ  МУЗЫКИ*

То,  что  сегодня  называют  «фоновая  музыка»*,  несколько  десятилетий  называли  коротко  и  просто:  МУЗАК.  Словечко  странноватое:  то  ли  эвфемизм  для  музыканта  низких  моральных  и  тактико-технических  качеств  («Да  ты  просто  музак!»  -  кричал  кто-то  в  оркестровой  яме  под  удары  в  бубен),  то  ли  мужественная  разновидность  музы.

На  самом  деле  «музак»  -  слово-калька  с  КОДАК.  Как  слово  «кодак»  много  лет  обозначало  «фотоаппарат»,  так  и  слово  «музак»  обозначало  музыку,  звучавшую  в  магазинах,  офисах  и  лифтах.  Ой,  наоборот:  в  лифтах,  в  лифтах  и  еще  раз  в  лифтах,  и  только  потом,  позже  –  в  магазинах  и  офисах,  почему  –  см.  в  самом-самом  конце.  Именно  так  –  МУЗАК  –  называлась  американская  компания,  которая  в  начале  20-го  века  первой  запустила  в  коммерческий  оборот  фоновую  музыку.  Сделала  она  это,  надо  отметить,  от  безысходности,  и  вот  как  все  это  вышло.

Итак,  откуда  есть  пошел  «музак»?  –  основателем  компании  был  (представьте  себе)  военный,  и  даже  генерал  армии  США,  Джордж  О.  Сквайер,  а  ему  нравилось  слово  «кодак».  Слово  «кодак»  на  самом  деле  не  имеет  смысла:  Джордж  Истмен,  владелец  «Истмен  Кодак»,  обожал  букву  «К»  и  хотел  назвать  свой  продукт  (фотокамеру)  словом  на  «К»,  да  еще  так,  чтобы  это  слово  ни  с  чем  не  ассоциировалось.  Так  и  родилось  бессмысленное  «кодак»,  а  чуть  позже  –  куда  более  значимое  «музак»  (нет,  нам  неизвестно,  как  и  почему  господин  генерал  относился  к  букве  «М»,  но  «музак»  отчетливо  указывает  на  музыку).

Однако  генерал  отличался  не  только  военной  прямолинейностью,  но  и  военной  смекалкой  и  изобретательностью.  Во  время  Первой  мировой  он  усовершенствовал  технологию  передачи  звука  по  проводам,  а  после  войны  решил  развернуть  снабжение  американцев  музыкой:  он  хотел  делать  то,  чем  несколько  позже  и  очень  успешно  занялось  радио.  Но  тогда,  когда  генерал  озаботился  музыкальным  бизнесом  (в  20-х  годах  прошлого  века),  радио  еще  только  нащупывало  почву  под  ногами,  и  даже  специалисты  имели  весьма  смутное  представление  о  том,  как  оно  работает  и  на  что  способно.

Открытия  совершались  случайно:  например,  некий  проповедник  Джонс  отправился  спасать  заблудший  и  погрязший  народ  Эквадора;  в  этой  стране  он  соорудил  радиостанцию  –  и  начал  (прос)вещать.  Строители,  завершив  работу  и  пересчитав  нескромный  гонорар,  указали  Джонсу,  что  Эквадор  расположен  крайне  неудачно  (само  имя  страны  указывает  на  экваториальную  локацию),  и  потому  радиостанцию  проповедника  будут  слышать  только  самые  недалекие  эквадорцы.  На  самом  же  деле  радиостанцию  с  экватора  слышит  весь  мир,  -  но  об  этом  еще  только  предстояло  узнать.

Нет,  толком  почти  ничего  не  знали  о  радио  в  20-х  годах  ХХ  века!  -  и  вот  потому  генерал  Дж.О.  Сквайер  и  надумал  порадовать  американцев  своим  музаком,  то  есть  музыкой  по  проводам.  Однако  очень  скоро  радио  полностью  перечеркнуло  его  радужные  планы:  какие  провода,  музыка  течет  просто  по  воздуху!  Но  генерал  был  настоящим  мужиком,  историографы  компании  «Музак»  так  его  и  называют:  tough  guy,  крутой  чувак;  и  «Музак»  выжил  и  нашел  свою  нишу:  музыкой  по  проводам  начали  снабжать  магазины,  офисы  и  –  да-да!  –  лифты  (поэтому  фоновую  музыку,  или  музак,  еще  называли  «лифтовая  музыка»).

В  те  времена  еще  не  было  обширных  архивов  музыки,  которую  можно  было  запустить  в  эфир  или  отправить  по  проводам:  фонографическая  индустрия  возникла  недавно  и  только-только  набирала  обороты.  Радиостанции  и  «Музак»  вынуждены  были  приглашать  музыкантов  в  эфир  «живьем»  или  самостоятельно  записывать  их  исполнение.  Благодаря  этой  практике  компания  «Музак»  сегодня  владеет  записями,  которых  нет  больше  ни  у  кого  –  то  есть  вообще  ни  у  кого.  Они  были  произведены  в  единственном  экземпляре  для  трансляции  по  проводам  –  и  только  компанией  «Музак».

Но  дело  у  генеральского  детища  шло  вяло;  кому  нужны  проводные  системы,  когда  уже  есть  беспроводные,  да  и  генералу,  по-видимому,  для  вдохновения  все-таки  нужна  война.  И  точно  так  же,  как  Первая  мировая  подтолкнула  его  к  развитию  технологии  передачи  музыки  по  проводам,  так  Вторая  мировая  помогла  сделать  еще  одно  открытие.  Америка  тогда  превратилась  в  огромный  военный  завод,  но  танков,  самолетов  и  даже  пуговиц  все  равно  не  хватало:  ведь  в  войну  был  втянут  весь  мир.  Оказалось,  что  стимулирующая  музыка  повышает  производительность  труда  рабочих.  Генерал  запатентовал  15-минутные  подборки  музыки  под  брендом  Stimulus  Progression;  тщательно  подобранные  инструментальные  композиции  создавали  у  рабочих  подсознательное  ощущение  движения  вперед.  И  производительность  труда  заметно  выросла,  ну,  и  война  –  известно  как  закончилась.

Вряд  ли  именно  этой  музыкой  американцам  помогали  живее  крутить  гайки  и  набивать  патроны  на  военных  заводах,  но  вот  пример  подборки  МУЗАК

[youtube]https://youtu.be/0hu94Pb8crE?list=PLHVGZjffwIbNIEkFVGefy9XjLb9E7l95V[/youtube]  

Сегодня  фотокамеры  уже  не  называют  кодаками  и  лейками,  а  фоновую  музыку  –ни  «лифтовой»,  ни  «музаком»  (ну,  или  очень  редко,  какие-нибудь  старожилы  отрасли).  Но  что  важно  в  этой  истории:  генерал  Скайер  и  «Музак»,  как  Истмен  и  «Кодак»,  были  пионерами,  первопроходцами,  новаторами  –  а  без  таких  энтузиастов,  смелых,  изобретательных,  рискующих  и  трудолюбивых,  ничего  в  мире  не  происходит,  ничего  и  никогда!

А,  да,  теперь  отгадка  задачки  про  «в  лифтах,  в  лифтах  и  еще  раз  в  лифтах».  Откуда  вообще  взялась  идея  музыки  для  лифтов?  –  В  начале  20-го  века  мир  был  одержим  строительством  небоскребов,  чем  выше  –  тем  лучше.  Небоскреб  –  это  лифт.  А  лифт  –  это  тесная  душная  темноватая  стальная  коробка,  которая  взбирается  на  немыслимую  высоту,  и  при  этом  висит  над  жуткой  бездной  на  тоненьком  тросу,  еще  неизвестно  какими  руками  сделанном...  -  люди  паниковали,  боялись,  шарахались  от  лифтов,  угрожая  подорвать  строительство  небоскребов  и  обречь  человечество  на  прозябание  в  одноэтажных  хижинах.

В  общем,  лифт  небоскреба  –  рассадник  клаустрофобии,  кошмар  наяву,  недаром  именно  в  лифте  развернулось  столько  жутких  сюжетов.  Но  не  идти  же  на  какой-нибудь  99-ый  этаж  с  покупками  пешком!  –  в  общем,  ехать  на  лифте  было  необходимо,  и  ехать  было  очень  страшно.  И  вот  тут  на  помощь  пришла  музыка:  ненавязчивая  простенькая  мелодия  –  «elevator  music»  от  МУЗАК  –  снимала  стресс  у  непривычных  к  лифту  людей.  Проблема  была  решена!  А  потом  "музак"  все-таки  пробился  и  в  озвучивание  магазинов,  офисов,  кафе  и  ресторанов.

2017
______________
*Фоновая  музыка  -  музыкальное  оформление  помещений  торговли,  общественного  питания  и  т.д.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=720657
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 27.02.2017
автор: Максим Тарасівський