Принцип, или Вавилонская башня

Одной  из  черт  советской  и  пост-советских  государственных  машин  является,  пожалуй,  бесчеловечность.  Отличие  между  сопредельными  машинами  только  в  том,  что  ее  генерирует.

Представим  себе  границу  между  нашим  государством  и  соседним  как  некий  символ  беспристрастности,  который  можно  оседлать,  чтобы  обозреть  одновременно  обе  стороны.  Оттуда,  мне  кажется,  будет  весьма  заметно,  что  к  северо-востоку  бесчеловечность  возведена  в  принцип,  в  то  время  как  на  юго-западе  она  носит  в  значительной  степени  случайный  характер  и  является  следствием  того,  что  человечность  попросту  не  возведена  в  принцип,  тоже  случайно  и  без  всякого  умысла.  Здесь  государственные  люди  сторонятся  любых  общих  принципов  и  действуют  ситуативно  -  так,  как  если  бы  они  заправляли  какой-то  одной  (своей)  фермой,  а  не  заботились  по  должности  обо  всех  фермах  Отечества.

Бесчеловечность  как  принцип  является,  наверное,  плодом  коллективизма  и  общинного  уклада;  растворенные  в  массе  индивиды  поневоле  начинают  исповедовать  абстракции,  единственным  смыслом  существования  которых  являются  сами  эти  абстракции.  То  есть  порядок  ради  порядка;  система,  ориентированная  на  одно:  сохранять  себя  от  любых  изменений.  Такая  система  в  определенном  смысле  весьма  эффективна,  потому  что  устойчива;  но  устойчивость  -  это  все,  на  что  она  способна.  Если  внешние  раздражители  исчерпают  ее  ресурс  стойкости,  она  рухнет;  но  там,  под  собственными  обломками,  она  немедленно  начнет  возрождаться,  потому  что  ее  исток  -  угнездившаяся  в  национальном  бессознательном  общинность  -  никуда  не  делся.  И  система  восстает  из  своих  обломков,  но  не  как  Феникс  из  пепла,  а  как  Вавилонская  башня,  которую  разноязыкие,  непонимающие  друг  друга  строители  начинают  возводить,  как  только  она  разрушится,  по  одной  лишь  причине:  башня  -  это  все,  что  их  объединяет.  "Спасти  насяльника",  если  хотите.  Эдакий  стройный  абсурд  -  с  точки  зрения,  конечно,  внесистемного  наблюдателя.  Изнутри  это  должно  выглядеть  иначе.

Юго-западная,  невозведенная  в  принцип  человечность,  пожалуй,  неизбежно  встречается  там,  где  торжествует  индивидуализм.  Система  здесь  вообще  не  складывается  -  она  рассыпается  на  частности,  связи  между  которыми  устанавливаются  и  разрываются  по  обстоятельствам.  Перемены  "для  всеобщего  блага"  крайне  затруднительны,  если  вообще  возможны:  изменять  нечего,  нет  объекта  реформирования;  перемены  случаются  только  на  индивидуальном  уровне,  в  лучшем  случае  -  в  обществе,  вне  всякой  связи  с  тем,  что  выдает  себя  за  "систему".  Это  динамичный,  упругий  хаос,  упорядочивание  которого  поневоле  скатывается  к  бесконечной  и  заведомо  безрезультатной  деятельности,  вроде  протирания  домашней  мебели  от  пыли:  очень  скоро  пыли  столько  же,  сколько  ее  было  до  уборки,  а  стоит  замешкаться,  и  она  начинает,  кажется,  воспроизводить  сама  себя.  Однако  производители  ветоши  и  различных  средств  для  уборки,  похоже,  не  жалуются,  а  "потребителям"  все  так  же  мало  дела  до  общей  картины:  надо  хлопотать  на  своем  хуторе,  даже  если  теперь  он  стоит  в  квартире  42  дома  7  по  Вновьновопереименованной  улице,  а  не  на  берегу  Хорол-речки.  И  если  "всеобщее  благо"  в  таких  условиях  остается  почти  недостижимым,  то  благо  индивидуальное,  как  и  личная  свобода,  -  вполне  достижимы,  хотя  им  и  приходится  мириться  с  непредсказуемостью  поведения  и  заведомой  непредопределенностью  результатов  работы  государственной  машины.

Пожалуй,  единственным  относительно  успешным  и  осязаемым  направлением  реформ  на  индивидуалистическом  юго-западе  является  изживание  коллективистских  начал,  привнесенных  с  северо-востока  за  века  досоветской  и  десятилетия  советской  власти.  И  если  на  северо-востоке  снова  возводят  Вавилонскую  башню,  то  на  юго-западе  эту  башню  разрушают,  и  по  обе  стороны  границы  наблюдаются  значительные  успехи.

Сегодня  обнаружил  у  Бродского  пассаж,  который  отчасти  подтвердил  мои  гипотезы  и  наблюдения,  по  крайней  мере,  в  отношении  северо-востока.  Вот  он,  этот  пассаж:

"...система  сверху  донизу  не  позволяла  себе  ни  одного  сбоя.  Как  система,  она  может  гордиться  собой.  И  потом,  бесчеловечность  всегда  проще  организовать,  чем  что-либо  другое.  Для  этих  дел  Россия  не  нуждается  в  импорте  технологий.  Можно  сказать,  что  единственный  для  страны  способ  разбогатеть  -  это  наладить  их  экспорт"  ("Полторы  комнаты").

Как  видим,  речь  идет  об  "организованной  бесчеловечности"  -  и  если  сравнивать  ее  с  бесчеловечностью  нашей,  неорганизованной,  стихийной,  то  выбор  в  пользу  первой  или  второй  представляет  собой  чисто  тактический  ход.  Потому  что  плоды  бесчеловечия  по  разные  стороны  границы  созревают  с  разной  скоростью,  но  они  -  одинаковы.

Закон  требует  признать  умышленное  убийство  более  тяжким  преступлением,  чем  неумышленное.  И,  конечно  же,  будь  я  на  месте  неосторожного  злодея  -  я  бы  умолял  о  снисхождении:  я  же  ненарочно.  Будь  я  на  месте  судьи  -  я  бы  снизошел.

Но  будь  я  жертвой....  Да  будь  я  проклят,  если  готов  скостить  срок  преступнику,  который  лишил  меня  жизни  по  неосторожности!

Вот  как-то  так.

2016

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=687976
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 06.09.2016
автор: Максим Тарасівський