Георгий Саакадзе – выдающийся грузинский полководец конца шестнадцатого первой трети семнадцатого столетий. Вынужденный в течении многих лет служить поработившему Грузию персидскому Шаху использовал своё положение для организации мощного антиперсидского восстания в Грузии.
I
Саакадзе в Персии
Шаху персов служит Саакадзе
Так, как перс не служит ни один.
Но ведь он – совсем не мусульманин;
Но ведь он конечно же грузин!
Разве зоркий глаз его не видит,
Что творит с его отчизной шах?
Стоны соплеменников сраженных
Разве не звучат в его ушах?
Земляки, все те, кто осуждает
Саакадзе, ведомо ли вам,
ЧТО он в Тегеране ощущает,
Проходя по дорогим коврам?
Что его награды злого шаха
Обжигают, как язык огня.
Он все терпит. Терпит ожидая
Грозного и радостного дня.
Дня, когда обрушится на персов
Меч его, не знавший неудач;
Дня когда за слезы православных
Вызовет он персов горький плач!
Нанесет такой удар им страшный,
Что его запомнят на века!
А пока – он служит шаху персов.
Шах-ин-шаху служит он пока.
II
МАРКОПСКАЯ БИТВА
В битве при Маркопи 1624 год, грузинскому ополчению во главе с Георгием Саакадзе удалось уничтожить тридцатитысячную персидскую армию, по другим данным даже двухсоттысячную. Однако поднимая восстание Саакадзе жертвовал одним из сыновей, находившимся в качестве почётного заложника при дворе персидского шаха в Исфахане.
Над Маркопи грохот барабана,
Эхо откликается в горах!
Тридцать тысяч воинов сегодня
Потерял персидский Шах-иншах!
Над Маркопи радостные крики,
Радости пьянещей всех волна!
Ведь впервые за четыре века
Грузия – свободная страна!
Где же сам Георгий Саакадзе,
Где же тот, с кем славу мы нашли?
Кто своими разумом и шашкой,
Войско персов снес с лица земли?»
Да, его зовут сейчас все крики,
Звон доспехов яростный хмельной,
«Выйди к нам, великий мурави*,
Выйди, о отец наш и герой!».
Только содрогнулся Моурави
Слыша этот крик в шатре своем.
Как стрела его терзает слово «Наш отец»
Его назвать отцом!
Сын мой, ты остался В Исфахане,
В этой страшной клетке золотой,
Я тебя в заложники дал шаху,
Я отдал тебя за этот бой!
Ты ведь мог и умереть младенцем,
Пасть в бою,
Сорваться с крутизны,
И не дрогнув, я бы снес утрату,
Как мужчины наши и должны
Значит поднимаясь против шаха,
В день, который ждал я всей душей,
Я не только меч поднял на перса,
Но занес топор и над тобой
Но пускай, умрешь ты в Исфахане,
От Маркопи огненной вдали,
Ты умрешь за Свет Христовой Веры,,
И за честь родной твоей Картли!**
И выходит к войску Саакадзе,
С твердым, даже радостным, лицом.
Он отдал врагу родного сына,
Но для всех грузинов стал отцом.
*Моурави, буквально воевода, полководец.
Великий моурави – почётное прозвище Георгия Саакадзе.
**Грузинское царство.
III
СААКАДЗЕ И ЦАРЬ ТЕЙМУРАЗ
Освободив от власти персов Картлийское и Кахетинское грузинские царства Саакадзе возвел на престол возрожденной державы представителя кахетинской ветви династии Багратидов Теймураза. Однако подогреваемый крупными феодалами Теймураз вступил в борьбу с Саакадзе. Описанный в стихотворении эпизод произошел в битве при Базалете.
Слышишь, царь Теймураз, не гони,
Не хлещи понапрасну коня;
Я уже над тобою навис,
Ты уже не уйдешь от меня!
Оглянись! Неужель у тебя
Нету сил на меня посмотреть?!
Глянь, что я заношу над тобой!
Да взгляни ж! то не шашка а плеть!
Я от персов очистил страну!
Сына в жертву за это отдал,
Но корону грузинских царей
Хоть и мог, я себе не забрал.
Не хотел я, хватаясь за власть,
Ввергнуть Грузию в новый раскол;
И тебя, как потомка царей
На престол древней Картли возвел!
Не по царски же ты мне.
Иль обычай царей стал такой?
Ты теперь с целым войском пришел
За моею седой головой!
Берегись! Саакадзе силен!
Где князья твои, царь? Все бегут!
Ты не птица, не сможешь взлететь!
А со скал спуск уж слишком тут крут!
Я тебе славной смерти не дам!
Смерть в бою это доблести знак,
Но не шашкой а плетки хвостом
Человек бьет презренных собак!
Пусть на теле не будет рубцов,
Пусть кольчуга тебя защитит,
Но ни мази, ни травы, ни лесть
С Теймураза не смогут смыть стыд!
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=678019
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 14.07.2016
автор: Евгений Познанский