ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?
Виктор Хадсон ©2014
______________________________________
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Прошло уже более двадцати лет со дня выхода в свет получившей широкую известность книги Самюэля П. Хантингтона "Столкновение цивилизаций". В ней была выдвинута гипотеза о том, что так называемая эпоха идеологий закончилась вместе с окончанием холодной войны, и в обозримом будущем ход главных мировых конфликтов будет определяться не идеологией и экономикой, а, как и прежде, принципиальными культурными и религиозными различиями между цивилизациями. Эта книга была ответом на не менее известную книгу Френсиса Фукуямы "Конец истории" , в которой утверждалось, что права человека, либеральная демократия и капиталистическая экономика общего рынка стали для всего мира единственной оставшейся идеологической альтернативой. Так кто же из них прав?
* * * * *
Современная наука способна рассчитать движение Вселенной на миллиарды лет вперед, но не может предсказать ход человеческой истории хотя бы в рамках одного столетия. Известный физик Нильс Бор, получая Нобелевскую премию по химии, сказал, что в мире есть только две науки - физика и собирание марок, имея ввиду, что только точную науку можно назвать наукой. Наука считается точной, если она способна открыть закон, согласно которому, без каких либо исключений, происходит то или иное явление - не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. Т.о. история, политическая экономия, футурология и т.п. не могут считаться "настоящей" наукой, т.к. они оказались неспособны точно предсказывать будущее общества - вероятно из-за непредсказуемости человеческой личности. Однако, поведение человека часто можно предугадать, исходя из предположения, что его прошлые действия могут повториться в будущем. Например, если кто-то ходит на работу одним и тем же маршрутом, то можно с большой степенью вероятности предсказать, что и дальше он будет добираться до работы тем же маршрутом. Поэтому, статистика является незаменимым инструментом всех дисциплин, претендующих на звание науки. Тем не менее, в принципе, сбор данных и их статистическая обработка мало чем отличаются от собирания марок.
Карл Маркс, Энгельс, и Ленин создавали социальные теории на основе статистических данных, которые они часто приводят в своих трудах. Однако, несмотря на их способности, убежденность, и трудолюбие (а также излишнюю самоуверенность, граничащую с твердолобостью и фанатизмом, предпочтение массы в ущерб личности, одобрение террора и диктатуры пролетариата в теории и на практике, и, наконец, что все, даже самые преступные, средства хороши для достижения сумасшедшей идеи коммунизма), эти теории, к счастью, не стали реальностью нашего времени. Пока всеобьемлющие, универсальные законы развития общества не будут найдены, исследователям придется ограничиваться гипотезами. Это не значит, что гипотезами надо пренебрегать, потому что они могут принести пользу. При этом нельзя забывать, что некоторые теории, например, теория расового превосходства, крайне опасны.
В работе Хантингтона, цивилизации определены как страны или группы стран. Эти цивилизации существенно отличаются друг от друга своей культурой - в широком понимании этого слова. В известном смысле, цивилизации напоминают тектонические плиты геологической теории Вегенера. Столкновения/конфликты происходят на границах плит/цивилизаций. Хантингтон называет конфликты такого рода "локальными". Более глубокие, "внутренние" конфликты, он определяет как конфликты происходящие внутри государств, являющихся "ядром" цивилизации. Локальные конфликты могут перерастать во внутренние и наоборот.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
2. "THE WEST AND THE REST " (ЗАПАД И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ)
Последние несколько столетий, Запад намного опережал в развитии весь мир. Историки обьясняют это тем, что на Западе были Ренессанс, Реформация, Просвещение и Индустриализация, в то время как восточные и другие страны самоизолировались или отстали по другим причинам. Известные примеры самоизоляции - Япония и Китай. Япония не допускала, за небольшим исключением, иностранцев на свою территорию до тех пор, пока эскадра американского коммодора Перри, в середине девятнадцатого века, не подошла к Токио и наглядно не продемонстрировала преимущества прогресса))))). Китай тоже не жаловал чужестранцев и разрешал лишь ограниченому числу торговцев вести торговлю из небольших анклавов на побережье (напр. португальцам в Макао). Позже, китайской изоляции пришел конец после т.н. опиумных войн с европейцами.
Первый китайский император Чин (Chin - отсюда общепринятое международное название Китая - China) провел много полезных реформ (почта, дороги, денежная система и др.), но запретил все многочисленные (более ста) философские направления того времени и утвердил только одно - конфуцианство. Напомню читателю, что ранее философия включала в себя ВСЕ науки. Непокорных философов живыми закапывали в землю на площади в центре китайской столицы, а их книги сжигали. Все это случилось примерно в пятом веке до н.э., после чего Китай на тысячу лет погрузился в то, что в СССР называлось эпохой застоя. Другой известный случай такого рода произошел приблизительно в тринадцатом веке н.э.: Китай послал большую морскую исследовательскую экспедицию, которая прошла из Тихого океана в Индийский и достигла сначала побережья Индии, затем открыла Мадагаскар и, наконец, Африку. По возвращении экспедиции, китайское правительство решило, что ничего стоящего не было открыто, и, вплоть до нашего времени, морские экспедиции больше не снаряжались.
Исламская культура конца первого и начала второго тыс. н.э. пережила т.н. Исламский Ренессанс. Искусства и науки испытали небывалый подьем. Именно из этого времени к нам пришли "Тысяча и одна ночь", Ходжа Насреддин, Омар Хайям, "арабские цифры" , Тадж Махал, и, конечно, старик Хоттабыч.))))) Если в Индии исламское вторжение Великих Моголов привело к созданию, по крайней мере, всемирно известной архитектуры, то на Ближнем Востоке монгольские завоевания ознаменовали упадок исламской культуры, который исламские источники называют катастрофой. Арабские калифаты времен Гаруна ар Рашида позже сменила Оттоманская империя, не особо отличившаяся на культурном поприще. Монгольские походы начались с вторжений в Китай, которому на протяжении столетий удавалось более или менее ассимилировать завоевателей. Тем не менее, последним императором Китая был представитель Манчжурской (не китайской) династии, а китайские мужчины еще в начале двадцатого века были обязаны носить косы, как женщины, чтобы помнить о своем подчиненном положении. Не избежали подобной судьбы и многие другие народы Азии и Восточной Европы, но в остальной Европе продвижение Орды остановилось по ряду причин. Хорватия и Далмация были последними районами Европы, до которых дошла конница Орды.
* * * * *
В то время, как средиземное побережье Африки тысячелетиями находилось под контролем поочередно Востока и Запада, к югу от Сахары и за ближайшими пределами Нила и восточного берега, африканские страны и территории развивались самостоятельно. Конечно, были караванное сообщение и торговля, и с приходом ислама началось проникновение исламских торговцев и работорговцев, но большая часть Африки оставалась "белым пятном". Почему Африка, колыбель человечества, не превзошла все остальные цивилизации, можно только гадать. Может, причиной были резкое изменение климата и наступление пустыни с последующей географической изоляцией. Десять тысяч лет тому назад на месте Сахары росли деревья. Есть антропологические данные, предполагающие, что основателями Египта были беженцы от наступающей пустыни. Когда европейцы заново открыли для себя большую часть Африки, они не обнаружили там быстрого прогресса цивилизации.
Судьба Латинской Америки по-своему загадочна и трагична. Испанцы застали там разрозненые высокоразвитые цивилизации бронзового века, сравнимые по уровню развития с древним Египтом.
Так или иначе, Африка к югу от Сахары и Латинская Америка до последнего времени серьезно не влияли на общий ход истории, если не считать, конечно, работорговлю и природные ресурсы, что оставляет Запад и Восток главными участниками событий глобального масштаба. Поэтому в дальнейшем речь здесь пойдет в основном о цивилизациях западной (Европа, Северная Америка, Австралия и многие латиноамериканские страны), и восточной ориентации (Азия и Северная Африка). В своей работе, Хантингтон определил два дополнительных вида стран/цивилизаций: колеблющиеся между Востоком и Западом (напр. Россия и, возможно, Австралия и Турция), и страны на "линии разлома" (не всегда географически), между Востоком и Западом (напр. Украина, быв. Югославия, Судан).
--------------------------------------------------------------------------------------------------
3. ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ.
СМИ каждый день призывают к миру, взаимопониманию и дружбе, но, несмотря на это, в мире постоянно идут конфликты. Каждый конфликт имеет причину, ход, и следствие. Причины конфликтов могут быть случайными, личными, экономическими, демографическими, националистическими, расовыми, этническими, идеологическими, религиозными, культурными, историческими, географическими, и сложными - в любых сочетаниях. "Личные" конфликты вызваны действиями отдельных личностей; экономические- борьбой за экономические ресурсы; демографические - переселением и/или перенаселением; расовые - внешним видом(напр. цвет кожи) и/или культурными предрассудками; идеологические - нерелигиозными убеждениями; культурные - различиями в образе жизни, традициях, мировоззрении, идеологии, и религии (в любых сочетаниях); националистические - всеми вышеперечислеными плюс не требующими отдельных пояснений историко-географическими (в любых сочетаниях). Уффф, кажется ничего не упустил)))))
Рассмотрим на примере России, какую роль сыграли некоторые из этих причин в отношениях между Востоком и Западом:
ЛИЧНЫЕ - нет смысла отрицать огромную роль личности в конфликтах. Границы, этнический состав, и культура многих государств до сих пор отражают результаты походов завоевателей и политики правителей далекого и недавнего прошлого. Настоящее время не является исключением, несмотря на попытки ООН поддерживать общепринятые нормы международного права, в частности, положение о нерушимости сущестующих границ. Личность главы государства до сих пор имеет огромное значение. В Китае по-прежнему висят портреты Мао Цзе Дуна, во Вьетнаме - Хо Ши Мина, в Москве по- прежнему стоит мавзолей Ленина, а Путин недавно поставил под вопрос границы Украины. Будет ли Путин продолжать настаивать на том, чтобы Россия, в широком смысле, приблизилась к Востоку и одновременно отдалилась от Запада? Вряд ли это случится в обозримом будущем, разве только на словах. Путин несомненно сыграл роль в ухудшении отношений с Западом и не улучшил их с Востоком.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - трудно спорить с Марксом и Энгельсом. Экономика безусловно очень важна в жизни любой страны. Экономическая политика современных государств балансирует между частным и государственым секторами. Как правило, чем беднее страна, тем больше места в ней занимает государственый сектор, т.к. если люди не могут найти работу в частном секторе, им не с кого спросить, в то время как от государства можно по меньшей мере потребовать если не работы, то хотя бы обьяснений. Большинство стран Азии, за исключением Японии, Тайваня, Южной Кореи, Китая и, с натяжкой, Индии, бедны. Если Россия решит существенно расширить товарооборот с Азией, что она реально может предложить кроме полезных ископаемых и оружия? Вероятно, железнодорожную транспортировку коммерческих товаров между Азией и Европой, космические программы, но, конечно, не бытовые товары и не качественые продукты сельского хозяйства, составляющие львиную долю дохода развитых стран.
Что Россия пожелает получить взамен (по ценам, конечно, ниже западных)? Вероятно, электронику, автомобили, высокие японские технологии, дешевый китайский ширпотреб, экзотические восточные продукты, морские продукты. В принципе, не так уж плохо, учитывая, что деловые отношения с Европой, хоть и в меньших масштабах, все равно будут продолжаться. Здесь, автор статьи должен заметить, что если бы Россия могла производить кофеварки такого же качества как автоматы Калашникова, ей не надо было бы решать свои экономические проблемы почти исключительно посредством экспорта своих природных богатств и оружия, а также тащить в СНГ за шиворот неохотных партнеров. Раньше, страны Варшавского договора отпускали России свои товары за полцены, поскольку не смели ослушаться указаний из Москвы, но потом при первом же удобном случае сбежали в ЕС и НАТО - кто же в здравом уме и твердой памяти будет отдавать свое добро задаром? Украина тоже захотела, да не тут-то было. Последние украинские новости напоминают сводки с линии фронта. Теперь, если к концу года от Украины что-то останется, ей придется направлять свои скудные ресурсы на оборону. Вряд ли экономика России улучшится от продолжения экономической политики военными средствами. Зато экономические, политические и военные отношения с Западом стали теперь чем то напоминать конфликты недоброй памяти Холодной Войны.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ - население стран третьего мира растет, но не может поддержать себя экономически и вынуждено мигрировать в более развитые страны, что вызывает трения. В царской России особых демографических движений не было, за исключением Кавказа, но после революции 1917 года большевики массово выселяли и рассылали неугодных направо и налево.
Сталин превзошел их всех. Поэтому, в современной Латвии только половина населения - этнические латыши, в Калининградской области и Поволжье не осталось немцев, в Крыму - мало татар, на востоке Украины - украинцев. Не осталось бы и евреев - после "дела врачей" их всех собирались отправить в Сибирь, "чтобы на них не обрушился справедливый гнев народа", да Сталин, к счастью, помер.
На место переселенных посылали население из России. После почти столетия передвижения народов подобно фигурам на шахматной доске, демографические изменения стали свершившимся фактом. Польша избежала этой участи, но и в Польше при царе в школах запрещали польский язык, так же как и в украинских учебных заведениях - украинский. Недавно, автор прочел жалобу одного из кубанских казаков на то что их украинские корни, и, в частности, украинский язык, намеренно не получают поддержки и находятся на грани исчезновения. И крохотной Молдавии досталось: она потеряла Приднестровье, где до сих пор расположены русские воинские части.
Исконно русское население территории России тоже сильно пострадало. Последние годы стало модно снимать фильмы об исчезающей русской деревне, как будто это новость. Непонятно, чему же тут удивляться - сначала власть избавилась от зажиточных крестьян, на которых держалось сельское хозяйство, а потом согнала всех в колхозы, где трудились из-под палки. Вот люди и побежали из деревни!
А куда девали "кулаков"? Вопрос, конечно, чисто риторический... Никто до сих пор не знает, и, наверное, никогда не узнает, сколько же на самом деле миллионов людей было расстреляно и умерло в лагерях, и все для того, чтобы кучке негодяев наверху было хорошо и спокойно. А теперь России видите-ли не достает населения.
В древности, политика ассимиляции, перемещения или уничтожения групп населения и целых народов была обычной практикой. Но даже тогда она приводила к восстаниям и войнам, а в наше время это справедливо считается преступлением.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
4. КУЛЬТУРА И КОНФЛИКТЫ
Конфликтам посвящены бесчисленные работы, и невозможно, да и не стоит, повторять все написаное. Поэтому, автор изложит свою, несколько отличную точку зрения - в свете гипотезы Хантингтона - о причинах столкновений цивилизаций.
* * * * *
Наши далекие предки как правило жили группами и возглавлялись лидерами. Обычной практикой среди групп было уничтожение посторонних. В общем, все как у людей))))) Почему? Во-первых, защита территории могущей прокормить ограниченую популяцию, во-вторых - недопущение посторонних к женщинам группы. Таким же образом ведут себя многие животные, в частности, высшие приматы. У животных существуют варианты поведения, позволяющие предотвратить генетические дефекты, неизбежно появляющиеся в небольшой изолированой группе. У людей такое поведение превратилось в ритуалы, такие как похищение девушек из другой деревни или приглашение гостям провести ночь с женщинами племени. Большое племя имело больше шансов на выживание. Долго ли, коротко ли, все закончилось появлением государств. Автор настоятельно рекомендует читателям прочесть известную работу Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собствености, и государства".
Антропология до сих пор затрудняется обьяснить происхождение рас, однако вряд ли требуются доказательства того, что различные расы и этносы отличаются друг от друга не только физическими характеристиками, но и различными языками, искусством, литературой, философией, религией, историей - то есть культурой. Католики Мексики, например, не празднуют день ирландского Св. Патрика, а православные Греции вряд ли поймут выражение "вербное воскресенье". Чем ближе нации географически, тем больше вероятность их культурного взаимопроникновения, и, как следствие, взаимопонимания, что, по идее, должно способствовать миру и дружбе.
Чем же тогда можно обьяснить непрекращающиеся конфликты?
Для того чтобы это понять, автор (В.Хадсон) обратился к работам Дарвина и с удивлением обнаружил, что самая жестокая борьба за выживание происходит между особями одного и того же вида. Это борьба за передачу своих генов потомству. Разница между животными и людьми только в том, что животные руководствуются инстинктом, а люди к тому же еще и понимают что делают. По мере развития человеческого общества, идея продолжения рода отдельной личности дополнилась идеей передачи в наследство генов группы (племени, национальности, нации), обьединенной родствеными (кровными, т.е. генетически близкими) связями, и, таким образом, видящей себя одним целым. Место обитания, в коллективном и индивидуальном сознании племени/нации, часто представляется в виде родственника (родина-мать, отечество, родная земля, батькiвщина, motherland, fatherland). Современные государства и нации недалеко ушли от наших предков в том смысле, что сохранение и передача потомству биологического генотипа их населения для них важнее, чем сохранение культурного наследия, которое, невзирая на политическую корректность и отрицание расовой теории, по-прежнему считается результатом генетического потенциала нации. Поэтому до сих пор не исчезают понятия и фразы "национальная гордость, национальный поэт, национальное достояние, судьба нации, национальная автономия, национальная культура" и т.д.
Национальность, обладающую территорией, зовут нацией. Без собственной территории, национальность может генетически и культурно ассимилироваться, или рассеяться и стать диаспорой, или просто быть уничтоженной другой нацией (геноцид), или быть изгнанной с территории (этническая чистка). Поэтому, существуют межнациональные территориальные конфликты и межнациональные розни.
-- -- --
Здесь автор обязан дать свое ненаучное определение понятий "раса" и "этнос" :
Раса - это называемая большинством людей часть человечества приблизительно одинакового цвета кожи, черт лица, и волосяного покрова.
Генетики нашли гены в структуре ДНА, отвечающие за внешность, однако нет никаких доказательств, что расы неравны интеллектуально или морально.
Этнос - это группа людей, имеющих общих предков и общую культуру.
Автор приносит извинения за дилетантский подход к таким серьезным понятиям как раса и этнос.
-- -- --
Культура - это свойственная только человеку адаптация, дающая ему преимущества в борьбе за существование. Культура может быть материальной и духовной, она продолжает жить своей собственной жизнью, даже когда цивилизации-создательницы уже не существует. Одним словом, культура - это сила)))) В то время как население большинства государств имеет общие культурно-генетическим признаки, группа государств может быть обьединена на чисто культурной основе, как, например, страны Британского Содружества. Если же к этому добавить расово- этническую и географическую общность, то мы, вероятно, получим ту самую цивилизацию, о которой пишет С. Хантингтон. Каждая цивилизация обладает специфической культурой. В любых сочетаниях это могут быть история, география, язык, мировоззрение и религия, идеалы, искусство, экономический и научно-технический прогресс, внешность населения. Устройство государства не играет роли в определении уникальности цивилизации: Крит и Карфаген были морскими торговыми державами, древняя Греция - конгломератом городов-государств, Египет и Парфия- царствами, Рим после Цезаря - империей.
Итак, по мнению автора этой статьи, конфликты между вступившими в контакт цивилизациями неизбежны в силу их демографических интересов. Взаимодействие и противодействие культур сталкивающихся цивилизаций, в свою очередь, определяет характер конфликтов. Начало, ход, продолжительность, и последствия конфликтов определяются совокупностью демографии и культуры конфликтующих сторон. Надо отметить, что, наряду с ужасными последствиями, конфликты могут способствовать развитию науки, техники, промышленности и т.д. Именно Второй Мировой Войне человечество обязано, например, своими космическими достижениями. Автор не берется оценивать влияние войны на литературу и искусство, отметив только, что это влияние было масштабным, серьезным, и глубоким.
------------------------------------------------------------------------------------------------
5. ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ (тезисы).
Запад опередил в развитии другие цивилизации, выдвинув стремительно распространяющиеся в мире идеи демократии, глобализации, частной собственности и бизнеса, мирного сосуществования, нерушимости границ, разоружения, равенства и пр.
* * * * *
Остальные цивилизации противостоят Западу посредством коммунизма, национализма, религии, и дискредитации западных ценностей, обвиняя Запад в идеологической, политической, военной, экономической, и колониальной агрессии. Они переходят в контрнаступление, как это пытается делать Ислам с помощью террора и демографической атаки на Запад. Китай предпочитает интенсивную пропаганду своих культурных ценностей, подкрепленную долгосрочной стратегией достижения экономического и военного паритета с Западом, и доминации юго-восточной и центральной Азии, включая прилегающий Тихоокеанский регион.
* * * * *
Россия, похоже, до сих пор не может оправиться от последствий монголо-татарского ига, и остается ареной борьбы западных и восточных тенденций. В настоящее время, Россия испытывает значительные экономические и политические проблемы. Восстановление правительством статуса православия в России вызывает у автора смешаные чувства, хотя он и понимает, что, за отсутствием официального коммунизма, решение было принято по циничному принципу "свято место пусто не бывает ". Но, хрен редьки не слаще. Восточную Римскую империю - Византию - религия не спасла. "Восточный" Константинополь теперь зовется Истанбул, а "западный" Рим - по-прежнему вечный Рим. Западные тенденции - будущее новой России, восточные - ее нелегкое прошлое.
Япония успешно соединила западные и восточные традиции. Что ж, из каждого правила есть исключения. Может быть, России надо брать пример с Японии, а не с Китая?
К несчастью, Украина стала прямым подтверждением гипотезы Хантингтона (упомянувшего Украину в своей книге), оказавшись на водоразделе двух культур, и, как следствие, районом конфликта. Историки, социологи и политологи защитят много диссертаций по украинской тематике. Жаль только, что это никому не поможет. Пока что, Россия ведёт против Украины небъявленную войну на истощение. С такого рода тактикой Украина пока справляется. Расчет Путина на слабость украинского правительства и народа не оправдался. Дальнейшая судьба Украины зависит от того, решится ли Россия на полномасштабную войну и оккупацию Украины. Если Украина дотянет до конца 2015 г., то она сможет официально ассоциироваться с ЕС и повысить свои шансы на выживание.
Европа не только преодолела последствия Второй Мировой Войны, но и создала новый тип демократии и государственого союза. От успехов ЕС будет зависеть движение всего мира в сторону прогресса и процветания. Европа достаточно успешно справляется с серьезными политико-экономическими проблемами, однако, недавний украинский кризис показал, что она неготова к отражению военной агрессии. В этом плане, Европа остаётся по-прежнему все той же "старой Европой". Иногда, Европа напоминает автору пресловутый карточный домик, готовый рассыпаться при первом же дуновении восточного ветра.
В США за последние десятилетия накопилось слишком много проблем. Самая большая из них - неэффективность правительства. Американские демократия и Конституция - старейшие из ныне существующих. Америка до сих пор остается фактическим гарантом безопасности Европы, Тайваня, Канады, Австралии, Океании и Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи, Латинской Америки, Израиля и др. На чем должен сосредоточиться будущий Американский президент? Вероятно, на экономике и более решительной внешней политике, поскольку в последние годы американский международный авторитет теряет былые позиции.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В мире не осталось ни одной страны, которая не имела бы капиталистических предприятий. Даже Северная Корея делает первые робкие шаги в сторону бизнеса. Ни одна страна больше не смеет открыто отрицать основные права человека. То, что сейчас западная цивилизация превалирует, не значит, что Восток не окажется способен когда-нибудь возглавить движение человечества к лучшему будущему. Однако, еще слишком рано расслабляться, поскольку, как показала история, прогресс может быть остановлен или отброшен на тысячелетия назад.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор благодарит читателей, особенно тех, у кого хватило терпения дочитать статью до конца)))))).
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=656976
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 03.04.2016
автор: Віктор Хадсон