ВАСИЛИЙ НОВГОРОДЦЕВ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА КИЕВА (На заметку)

ВАСИЛИЙ  НОВГОРОДЦЕВ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  ОПИСАНИЕ  ГОРОДА  КИЕВА

1784.

Географическое  описание  города  Kиевa,  сочиненное  киевского  гарнизона  поручиком  Василием  Ивановичем  Новгородцевым  с  прибавлением  описания  киево-печерской  лавры  и  всех  к  оной  принадлежащих  мест,  разных  ведомостей  о  киевских  монастырях  и  церквах  и  географического  описания  всего  киевского  наместничества  вообще  и  со  всеми  оного  уездами.  (Рукопись).
Поручик  киевского  гарнизона  В.  И.  Новгородцев,  конечно  по  поручению  начальства,  составил  весьма  обстоятельное  и  богатое  точными  сведениями  описание  Kиевa  и  киевского  наместничества.  Из  самого  сочинения  видно,  что  оно  писано  при  киево-печерском  архимандрите  Зосиме  и  пустынно-николаевском  архимандрите  Епифании  Могилянском  след.  не  позже  1786  г.,  т.  е.  последнего  года  архимандритства  Зосимы  Валкевича.  Ведомость  о  числе  киевcких  церквей  помечена  31  июля  1784.  К  тому  же  году  приурочивает  работу  Новгородцева  и  Закревский,  имевший  ее  под  руками.  Мы  пользовались  рукописью  сочинения  Новгородцева,  написанною  весьма  четким  и  красивым  старинным  почерком.  На  первой  странице  рукописи  помечено:  “cие  сочинение  переписано  из  рукописной  книги  в  лист,  принадлежащей  к  библиотеке  Kиевo-печерской  лавры”,  а  на  последней:  “1807  года,  июля  31  дня.  Сия  книжка  мною  нижеподписавшимся  прочтена  и  по  сличении  с  тою,  из  коей  переписана,  везде,  где  надобность  требовала,  исправлена.  Ириней,  викарий  митрополии  киевской,  епископ  Чигиринский”.  —  Из  обширного  сочинения  Новгородцева  заимствованы  нами  следующие  главы:  1)  географич.  описание  города  Киева,  2)  описание  киево-печерской  лавры,  3)  о  церквах,  на  пещерах  святых  обретающихся,  4)  о  типографии  киево-печерской  лавры,  5)  о  пустынях,  до  киево-печерской  лавры  принадлежащих....  8)  ведомость  о  числе  состоящих  в  городе  Kиеве  монастырей,  9)  о  монастырских  подворьях,  10)  ведомость  о  числе  состоящих  во  всех  трех  частях  города  Kиевa  с  предместьями  церквей.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  ОПИСАНИЕ  ГОРОДА  KИЕBA.

Герб  киевский,  Архангел  Михаил,  изображен  в  голубом  поле,  стоящий  на  горе  в  воинском  снаряде,  в  правой  руки  [126]  держит  меч,  а  в  левой  щит,  глава  непокровенна,  около  главы  венец.

Города  ж  Подола,  где  жительствуют  мещане,  магистратская  печать  имеет  изображение:  Луна  с  тетивою,  и  называется  Куша.

Под  одинаковым  именем  заключаются  три  части:  одна  от  другой  отдельные:  то  есть,  I-я  Старый  или  верхний  Киев,  от  печерской  крепости  в  двух  верстах.  II-я  Киево-печерская  крепость  с  ее  предместьями.  III-я  Нижний  город,  так  называемый:  Подол,  от  печерской  крепости  в  3-х  верстах.

Но  как  основание  и  селение  означенных  частей  не  в  одно  время  происходило,  для  того  и  здесь  о  каждой  особливо  изъясняется.

Часть  I-я.

Старый  или  верхний  город  Киев  состоит  в  четырех  отделениях,  которые  обведены  земляным  валом  с  нарочито  глубокими  рвами,  и  называются:  1)  Андреевским,  2)  Софийским  3)  Михайловским,  4)  Печерским  отделениями.

1-е.  Андреевское  отделение  можно  полагать  за  начало  и  распространение  Киева...  думать  надобно,  что  гора  Зборичев  есть  та  самая,  где  апостол  Андрей  крест  поставил;  почему  ныне  и  называется  Андреевское  отделение,  а  укреплено  оное  земляным  валом.

Дира  могила  насыпанная  бугром  и  поныне  находится  в  расстоянии  от  Старого  Киева  в  3-х  верстах  недалеко  от  Кириловского  монастыря.  На  оном  месте  была  церковь  деревянная  Воздвиженья  креста  Господня  которая  около  1725  комендантом  Поросуновым  сломана,  а  в  1744  году  на  оном  месте  заложена  каменная  церковь  во  имя  апостола  Андрея  Первозванного.

2-е.  Князь  Ярослав  Георгий  Владимирович  создал  каменную  церковь  святыя  Софии,  и  учредил  митрополию,  и  оное  место  ныне  называется  Софийское  отделение  укрепленное,  как  выше  упомянуто,  земляным  валом  и  рвом,  в  котором  отделении  митрополиты  пребывание  имеют,  [127]

3-е.  В  1108  году  князь  Михаил  Святополк  сын  Изяславль  вместо  деревянной  построил  каменную  церковь  во  имя  Архистратига  Михаила,  и  верх  оной  вызолотил,  а  притом  обнес  каменною  стеною.  А  как  и  ныне  укреплен  оной  монастырь  земляным  валом,  и  нарочито  глубоким  рвом;  то  и  называется  Михайловским  укреплением  или  отделением.

4-е.  А  в  1679  году,  в  бытность  при  Киеве  российских  войск,  все  вышеозначенные  три  отделения  земляными  валами  укреплены,  а  тогда  и  от  Печерской  стороны,  зачав  от  Софийского  отделения  до  Михайловского,  все  селение  также  земляным  валом  обведено;  то  оная  часть  и  называется  Печерским  отделением,  и  так  все  оные  четыре  отделения  составляют  в  ceбе  ныне  Cmapo-киевскую  крепость.

Укрепление  ж  оной  крепости  состоит  из  старо-манерной  фортификации,  и  из  нескольких  по  новой  фортификации  уделанных  верхов.

Во  всех  отделениях  вышеписанных  находится  ныне:

В  Андреевском  каменных  церквей

3

В  Софийском:  мужеский  каменный  монастырь

1

Церкви

каменная

1

деревянных

3

В  Михайловском:  мужеский  каменный  монастырь

1

В  Печерском:  церковь  деревянная

1

Казенных  домов

каменных

3

деревянных

4

Партикулярных  дворов  деревянных

682

Из  оных  примечания  достойны:

Катедральный  монастырь,  в  нем  каменная  соборная  церковь  святыя  Софии,  то  есть:  Премудрости  Божия:  о  осмнадцати  престолах.  Монастырь  огражден  каменною  стеною.  В  соборной  церкви  лежат  мощи  священно-мученика  Макария  митрополита.  Архиерейские  покои  о  двух  этажах  каменные,  и  внутри  оных  домовая  церковь.

Монастырь  Златоверхо-Михайловский,  в  нем  каменная  соборная  церковь,  пространная  о  четырех  престолах.  [128]

Церковь  каменная  апостола  Андрея  Первозванного,  строенная  по  повелению  Ее  Императорского  Величества  блаженно-вечная  памяти  Государыни  Императрицы  Елисавет  Петровны  казенным  коштом  по  новой  архитектуре,  с  отменным  украшением;  под  низом  оной  для  священно  и  церковнослужителей  упокой.

Гарнизонная  школа  каменная  не  худого  строения.

Часть  II-я.

В  1679  году,  в  бытность  при  Kиеве  российских  войск,  при  которых  находился  малороссийский  и  войск  запорожских  гетман  Иван  Самойловичь,  на  память  своего  со  многочисленными  войсками  бытия  под  Киевом,  потщился  укрепить  Печерский  монастырь  земляными  валами.

А  когда  блаженной  и  вечной  славы  достойный  памяти  Государь  Император  Петр  Великий  в  1706  году  соизволил  быть  в  Kиеве,  то  при  высочайшем  своем  посещении  Печерской  лавры  прозорливым  оком  усмотрел,  что  для  фортеции  место  способное,  тогда  не  продолжая  намерения  своего,  высочайше  повелел  множество  великороссийских  и  малороссийских  войск  на  работу  командировать,  и  как  войска  собрались,  и  место  кругом  очищено;  тогда  Его  Величество  взял  на  свою  высочайшую  персону  инженерную  должность,  августа  в  15-й  день  того  ж  года  Киево-печерскую  крепость  изволил  заложить.  Оная  Киево-печерская  крепость  построена  на  новой  фортификации  с  прибавкою  нескольких  наружных  укреплений.

Ныне  ж  оная  почтена  главною  крепостью,  в  ней  Губернская  канцелярия.  Живут  генерал-губернатор,  обер-коммендант,  также  артиллерии  инженерного  корпуса  генералитет  и  штаб-офицеры.  В  оной  крепости  и  в  предместья  ее  строения:

В  крепости  мужеских  монастырей  каменных

2

Церквей  каменных

8

В  форштате  мужеских  монастырей

каменный

1

деревянный

1

Церквей

каменная

1

деревянная

1

За  форштатом  церквей  деревянных

2  [129]

В  предместьях  и  крепости  казенных  домов:

Каменных

9

Деревянных

27

Партикулярных  домов

1095

Из  вышеписанных  примечания  достойны:

Печерской  лавры  монастырь,  в  нем  соборная  церковь  Успения  Пресвятой  Богородицы  о  десяти  престолах,  в  которой  по  левую  сторону  подле  иконостаса  в  сребрянной  раке  лежат  мощи  первого  российского  митрополита  Михаила,  а  позади  столбов  на  правой  стороне  —  преподобного  Феодосия  под  спудом;  еще  ж  в  большой  церкви  на  правой  стороне  подле  иконостаса  соблюдаются  части  мощей  разных  святых,  между  которыми  глава  князя  Владимира,  и  перст  святого  первомученика  Архидиакона  Стефана.

В  монастыре  колокольня  новой  архитектуры  высотою  более  сорока  сажень,  и  на  ней  часы  по  старинному  искусству  суточные,  изрядное  строение  типографии  в  которой  печатаются  церковные  книги,  и  делается  литература.

В  том  же  печерском  монастыре  есть  еще  отдельной  монастырь,  называемый  Больничной,  в  котором  находятся  престарелые  и  немощные  монахи,  а  для  наблюдения  порядка  учрежден  особливый  игумен  под  зависимостью  печерской  лавры.

К  печерскому  монастырю  принадлежат  двое  пещеры,  одни  Антониевские,  или  так  называемые  ближние,  а  другие  Феодосиевские  или  дальние,  под  смотрением  печерских  начальников,  зависящих  от  печерского  архимандрита;  внутри  оных  в  каждой  пещере  по  3  церкви;  во  всех  пещерах  нетленных  видимых  мощей  86,  в  затворах  22,  да  мироточивых  глав  60.

Прежде  бывший  вознесенский  девичий  монастырь,  где  ныне  apmuллepийcкий  пушечной  двор;  в  нем  церковь  Вознесения  Господня,  и  другая  Покрова  Пресвятой  Богородицы.

Губернаторский  дом  деревянный  на  каменном  фундаменте  пространного  по  новой  архитектуре  расположения,  и  при  нем  каменные  службы.

Обер-комендантский  деревянный  же  дом;  от  дворцового  строения  деревянный  дом.  Каменная  гаубвахт  с  дежурною  и  [130]  комендантскою  канцеляриею  для  гарнизона;  казармы  каменные,  и  провиантской  не  малой  магазейн.  Из  означенных  казарм  в  одних  покоях  губернская  канцелярия.  Трое  крепостных  ворот  каменных;  одни  московская,  другие  васильковские,  тpeтие  киевские;  при  которых  чрез  каналы  подъемные  мосты;  другое  ж  в  крепости  немногое  строение  артиллерийского  инженерного  полку  командиров,  такожде  и  церковно-служителей,  состоит  в  деревянных  домах.

За  крепостью.

В  расстоянии  (от  оной)  одной  версты,  Ее  Императорского  Величества  на  каменном  фундаменте  деревянный  дворец,  и  пред  оным  два  флигеля  и  гаубвахт  каменные,  при  оном  же  дворе  хорошего  расположения  из  разных  фруктовых  дерев  и  виноград  сад.  Каменная  оранжерея  с  иностранными  фруктовыми  деревьями,  и  с  американскими  цветами  и  травами;  за  оным  дворцовым  садом  между  дорогами  внизу  есть  источник,  где  благоверного  великого  князя  Владимира  дети  крещены,  а  на  том  месте  построена  небольшая  часовня,  и  называется  Крещатик.

От  крепости  в  расстоянии  одной  версты,  Печерского  монастыря  загородный  двор,  прозываемый  Клов,  с  каменными  покоями  в  два  этажа  хорошей  архитектуры;  в  том  же  дворе  и  деревянная  церковь,  также  из  фруктовых  дерев  и  винограду  пространный  сад.  Ныне  в  оном  дворе  от  первой  армии  главный  гошпиталь  учрежден.

В  форштате  печерской  крепости.

Каменного  строения  Николаевский  монастырь,  обнесен  каменною  стеною;  в  нем  соборная  церковь  о  четырех  престолах,  архимандричьи  упокои  хорошей  архитектуры,  деревянные;  под  оными  каменные  службы.

Вне  монастыря:  деревянного  строения  церковь  святого  князя  Владимира,  и  немалого  пространства  полевой  осадной  двор,  артиллерийский  и  инженерный  деловой  двор,  гарнизонные  гошпитали,  Купеческий  гостинный  двор  с  лавками,  построенный  от  печерской  лавры.  [131]

Часть  III-я.

Около  оного  города  Киевоподола  кроме  палисада  укрепления  никакого  нет.

В  город  Киевоподоле  строения:

Монастырей  мужеских:  каменной

1

деревянных

2

Женский  каменной

1

Церквей

каменных

9

деревянных

11

Магистратского  строения  каменного

4

деревянного

1

Обывательских  дворов  каменных

3

деревянных

1926

Из  оного  строения  примечания  достойны:

Каменного  строения  Ратуша  старой  архитектуры  и  немалой  вышины  башня,  с  Российско-Императорским  гербом,  а  к  полуденной  стороне  на  боку  оной  изображение  архистратига  Михаила,  позолоченное;  на  оной  же  башне  часы,  и  в  каждой  полдень  играет  музыка  на  трубах  с  литавры.

Против  той  ратуши  сделан  колодязь,  над  которым  построен  новой  архитектуры  купол  с  постановленным  на  оном  резным  изображением  святого  апостола  Андрея,  держащего  в  руке  крест  и  внутри  при  колодязе  ангел,  держащий  сосуд  из  которого  чрез  подведенные  подземные  трубы  фонтан  изливает  в  тот  колодезь  воду,  а  из  оного  чрез  такие  трубы  прочие  колодязи  для  употребления  и  удовольствия  обывателей  наполняются.

Училищный  монастырь,  называемый  Братская  академия,  огражден  частию  каменной  стеною,  а  несколько  деревянною;  в  нем  соборная  церковь  Богоявления  Господня  с  двумя  приделами,  да  еще  где  собираются  студенты  в  классы,  (которые  построены  каменные  в  два  этажа),  церковь  зачатия  Пресвятой  Богородицы.  кельи  же  как  архимандричьи,  так  и  монашеские  и  прочих  служителей,  деревянные.....  Здесь  обучаются  не  токмо  малороссияне,  но  и  из  Польши,  как  православного  исповедания  так  и  из  униатов  без  всякой  платы:  в  оной  академии  обучаются  по  классам  [132]  на  латинском  языке  до  философии  и  богословии,  а  притом  кто  хочет  и  имеет  способ,  немецкому,  французскому,  греческому  и  еврейскому  диалектом,  также  и  другим  наукам;  а  как  для  обучения  показанных  наук  и  сироты  бывают,  то  к  жительству  оных  построены  не  малого  пространства  о  двух  этажах  деревянные  покои  и  называются  бурса.

Петро-Павловской  мужеский  монастырь,  в  нем  церковь  каменная  о  трех  престолах.  Кельи  и  ограда  деревянные.

Греческий  монастырь,  в  нем  церковь  каменная  во  имя  великомученицы  Екатерины.  Кельи  одни  каменные,  а  другие  деревянные,  и  ограда  такая  ж.  В  оном  монастыре  живут  монахи  греки  и  священнослужение  отправляется  на  греческом  языке.

Вознесенский  девичий  монастырь,  он  же  называется  и  Фроловский  огражден  каменной  стеною;  в  оном  монастыре  церковь  каменная  и  трапеза  о  двух  престолах.  Кельи  и  прочее  строение  деревянные.

При  кельи  монахини  Нектарии,  покойной  Долгоруковой,  церковь  во  имя  Воскресения  Христова  деревянная.

Немалой  каменной,  от  магистрата  построенной  провиантский  магазейн.

Каменной  же  гостииной,  или  постоялый  пространный,  и  не  худого  расположения  двор.

Партикулярная  аптека  каменная.  При  городе  Подоле  есть  пристань  судам.....

Течение  реки  Днепра  быстрое,  и  от  того  почти  каждый  год  оным  течением  положение  места  переменяет,  делая  новые  острова  и  косы.  При  Kиеве  чрез  реку  Днепр  в  весеннее  и  осеннее  время  бывает  на  судах  перевоз,  а  летом  наводится  из  плотов  наплавной  мост.  В  полуденной  стороне  на  берегу  реки  Днепра  на  высокой  горе  в  расстоянии  от  печерской  крепости  в  двух  верстах  Киево-Михайловский  Выдубицкий  монастырь,  построенный  великим  князем  Всеволодом  Ярославичем.  Далее  вниз  оной  реки  и  на  той  же  стороне  в  расстоянии  от  печерской  крепости  в  семи  верстах  Китаевская  пустыня,  подсудственная  печерской  лавре.....  Оная  пустыня  наименование  свое  имеет  от  [133]  бывшего  в  древние  времена  над  оною,  на  горе  земляного  укрепления  называемого  Китайгород,  или  Китаевское  городище,  которого  малые  знаки  и  поныне  видимы:  в  той  же  стороне  склонясь  к  западу,  в  расстоянии  от  крепости  в  пяти  верстах  Голосиевская  пустыня;  так  же  подсудственная  печерской  лавре.

Около  города  старого  Киева,  находятся  Софийского  монастыря  в  расстоянии  двух  верст  два  разоренных  двора.

А  при  Киево-Подоле  ведомства  Кириловского  монастыря  смежна  слобода,  называемая  Плоская  в  которой  есть  два  девичьих  Богословский  и  Иорданский  монастыри.  Далее  за  оной  слободой  в  расстоянии  от  Подола  2-х  верст:  Кириловский  мужеский  монастырь.

В  верх  по  реке  Днепре  в  полуночную  сторону  на  высокой  горе,  на  берегу  оной  реки,  по  течению  на  правой  стороне,  в  расстоянии  от  Киево-Подола  в  17  верстах  город  Вышгород.

В  верх  же  по  оной  реке,  и  на  той  же  стороне,  не  далее  от  польской  границы  в  расстоянии  от  Вышгорода  трех  верст,  ставропигиальный,  Киево-межигорский  мужеский  монастырь,  при  котором  есть  форпост  и  таможенная  застава.  От  Kиевa  в  западную  сторону,  расстоянием  18  верст  на  польской  границе,  построенный  великим  князем  Владимиром  Белгород,  а  ныне  называется  Белогородка,  где  учрежден  и  форпост.

Отсюда  на  польской  границе  склоняясь  к  полудню  в  расстоянии  от  Киева  34  версты  городок  с  небольшою  крепостью,  называемый  Васильков,  построенный  великим  князем  Владимиром,  и  местечко  тамошнее  принадлежит  к  печерской  лавре,  где  главный  форпост,  так  же  пограничная  таможня,  а  на  самой  границе  в  расстоянии  от  Василькова  четырех  верст  построен  великолепный  и  пространный  карантинный  дом.

Еще  ж  расстоянием  от  Киева  в  70  верстах  в  полуденную  сторону  в  местечке  Стайках,  принадлежащем  училищному  Братскому  монастырю,  при  редуте  виноградном,  учрежден  форпост  же,  и  таможенная  застава.

Ведомства  киевского  не  в  дальнем  расстоянии  от  города  Киево-Подола,  в  подгородье  Преорке,  и  в  урочищах  Бирковцах,  Стрельниках  и  Хлопачах,  так  же  и  около  [133]  киево-печерской  и  старо-киевской  крепостей  форштата,  есть  несколько  пахотной  земли,  на  которой  сеют  обыватели  рожь,  просо,  ячмень  и  гречку.

ОПИСАНИЕ  КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ  ЛАВРЫ.

Знаменита  сия  лавра  особливо  по  двум  пещерам  неподалеку  самого  монастыря  к  юго-востоку  обретающимся,  из  коих  первая  именуется  ближняя  или  преподобного  Антония,  другая  дальняя  или  преподобного  Феодосия.  В  них  почивают  от  древних  времен  нетленные  мощи  святых  угодников  Божиих,  многие  чудеса  источающие.

1-е.

Внутри  самой  лавры  каменная  соборная  церковь  о  седми  верхах.  В  ней  10  престолов:  1-й  главный,  Успения  Пресвятой  Богородицы.  2-й  святого  архистратига  Михаила  на  правой  стороне,  близ  полуденных  дверей.  3-й  святого  Иоанна  Богослова,  на  правой  стороне  в  приделе.  4-й  трех  Святителей  к  полудню  на  правой  стороне.  5-й  архидиакона  Стефана  на  левой  сторона  близ  северных  дверей  великой  церкви,  в  котором  имеется  кладбище  для  умерших,  и  где  наипаче  прежде  сего  pycские  и  польские  благочестивого  закона  вельможи  погребались.  6-й  святого  Иоанна  Предтечи  на  левой  стороне  к  полуночи.  7-й  на  хорах  на  правой  стороне  от  полудня  святого  апостола  Андрея  первозванного.  8-й  на  левой  стороне  от  полуночи,  Преображения  Господня.  9-й  при  входе  на  хорах  с  правой  стороны  преподобного  Антония  Печерского.  10-й  с  левой  стороны  преподобного  Феодосия  Печерского.

Сия  церковь  в  1718  году  случившимся  в  монастыре  великим  пожаром  в  крайнее  разорение  пришла  было;  но  по  повелению  благочестивейшего  государя  блаженной  памяти  Петра  великого  данною  из  государственной  казны  знатною  денежною  суммою  обновлена  и  украшена  при  державе  благочестивейшего  государя  Петра  второго,  благословением  же  святейшего  Правительствующего  Синода,  освящена  рукодействием  преосвященных:  архиепископа  киевского  Варлаама  Ванатовича,  епископов  [135]  черниговского  Иродиона,  и  переяславского  Иоакима,  при  архимандрите  Иоанникии  Сенютовиче  в  лето  от  Р.  X.  1729-е  Августа  14-го  дна;  ныне  ж  при  державе  благополучно  царствующей  великой  государыне  Екатерине  Алексеевне  вновь,  понеже  прежняя  железная  крышка  испортилась,  медными  листами  вся  покрыта,  и  внутрь  живописною  работою  украшена,  верхи  частью  сквозь  огонь,  а  частью  весовым  золотом  позлащенны.

2-е.

На  правой  стороне  соборной  церкви  стоит  каменная  трапеза,  в  которой  имеется  храм  святых  первоверховных  апостолов  Петра  и  Павла....  Вновь  отстроена  знатным  и  довольно  богатым  киевским  мещанином  Максимовичем  в  1694  году.

3-е.

Внутри  монастыря  от  церкви  саженей  на  20  к  юго-западу  стоит  превысокая  колокольня,  построенная  по  новейшему  архитекторскому  вкусу  архитектором  итальянцем  Готфридом  Шейденом.  Высота  ее  43  треаршинных  саженей,  два  аршина  и  два  вершка,  на  строение  ее  употреблено  российской  монеты  до  ста  тысяч  рублей.  Вид  ее  прекрасен  и  верх  позлащен  золотом  весовым;  строением  окончена  при  архимандрите  Тимофее  Щербацком,  что  был  после  митрополитом  киевским,  и  наконец  московским,  —  1745  года.

4-е.

Церковь  каменная  Живоначальной  Троицы  об  одном  верхе  и  об  одном  престоле,  на  воротах  западных  монастыря,  называемых  по  ней  Троицких,  построена  первоначально  князем  черниговским  Николою  Святошею  в  лето  от  создания  мира  6614-е  от  Р.  X.  1106-е.  Верх  ее  позлащен  сквозь  огонь;  при  оной  церкви  имеется  Больничный  монастырь  тем  же  князем  устроенный,  но  разновременно  от  неприятелей  разоренный;  ныне  возобновлен.  В  нем  обыкновенно  живут  больные  монахи;  имеет  над  собою  игумена,  киево-печерскому  архимандриту  подчиненного.  Здесь  такожде  имеется  каменная  трапеза,  и  в  оной  церковь  святителя  Христова  Николая.  Число  больных  и  престарелых  [136]  монахов  обыкновенно  простирается  от  25  до  35  и  более.  Сей  монастырь  имеет  особливые  свои  села  и  деревни,  и  на  оный  особливые  грамоты.

5-е.

Церковь  каменная  всех  святых  о  5-ти  верхах,  на  воротах,  называемых  экономических  потому,  что  близ  оных  стоит  келья  эконома  монастырского;  построена  бывшим  малороссийским  гетманом  Иваном  Мазепою  1698  года.

6-е.

Церковь  деревянная  Благовещения  Пресвятой  Богородицы,  при  кельях  архимандричьих;  устроена  по  благословению  святейшего  Правительствующего  Синода  архимандритом  Зосимою  в  лето  от  Рождества  Христова  1776-е.  Кельи,  в  которых  живет  архимандрит,  суть  о  двоих  этажах  каменные,  равно  как  и  прочие,  в  коих  живут  братия,  каменные  все,  только  об  одном  этаже.  Построены  вновь  1727  году,  покрыты  все  железными  листами  1777  году.

Ограда  около  монастыря  вокруг  каменная,  высотою  в  две  сажени  и  шесть  футов  со  многими  башнями,  перестроенная  после  разорений  неприятельских  бывшим  малороссийским  гетманом  Иваном  Мазепою  1698  года.

О  ЦЕРКВАХ  НА  ПЕЩЕРАХ  СВЯТЫХ  ОБРЕТАЮЩИХСЯ.

При  ближних  пещерах  церковь  каменная  Воздвижения  креста  Господня  о  трех  верхах  и  об  одном  престоле,  построена  1700  года  иждивением  полковника  полтавского  Павла  Герцыка;  освящена  преосвященным  митрополитом  киевским  Варлаамом  Ясинским  при  архимандрите  Иоасафе  Кроковском  месяца  Сентября  13  дня,  того  же  года,  которая  пришла  было  в  немалую  обветшалость,  почему  в  1769  году  новым  иконостасом  возобновлена,  а  снаружи  железными  полуженными  листами  покрыта.

Здесь  же  саженей  на  20  от  церкви  к  северо-западу  на  косогоре  стоит  колокольня  каменная  о  трех  этажах;  построена  1763  года  при  нынешнем  архимандрите  Зосиме.  Высота  оной  восемь  саженей  с  половиною.  [137]

При  дальней  пещере  церковь  Рождества  Пресвятой  Богородицы  на  горе,  построена  иждивением  киевского  полковника  Константина  Макиевского  при  архимандрите  Мелетии  Вуяховиче  в  лето  от  Р.  X.  1696;  но  в  1767  году  несколько  возобновлена.  Здесь  же  саженей  на  пять  от  церкви  немного  к  северо-западу  стоит  колокольня  каменная  о  двоих  этажах;  строение  оной  новейшего  вкусу;  построена  1761  года  при  архимандрите  Луке;  высота  оной  есть  саженей  девять.

Церковь  каменная  на  дальней  пещере  Зачатия  Пресвятой  Богородицы  построена  иждивением  Александра  Емельяновича  Новицкого,  жителя  местечка  Печерского,  (пришедшего  в  Киев  на  жилье  из  Польши,  повета  Овруцкого  из  местечка  Вязовки),  в  лето  от  Р.  Х.  1679-е  Мая  6  дня,  которая  пришла  было  совсем  в  обветшалость,  и  по  той  причине  в  1763  году  возобновлена.

О  ТИПОГРАФИИ,  ИЛИ  ПЕЧАТНОМ  ДОМЕ  КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ  ЛАВРЫ.

Печатный  дом  Киево-печерской  лавры  прежде  сего  был  вне  монастыря  неподалеку  оного,  насупротив  Николаевского  монастыря.  Строение  оного  было  деревянное,  так  как  и  церкви,  при  нем  бывшей,  во  имя  святой  Екатерины;  построил  его  архимандрит  печерский  Протасий  с  повеления  Константина  Ивановича  князя  Острозского,  воеводы  Троцкого,  гетмана  великого  княжества  Литовского.....  В  1706  году,  когда  блаженной  и  вечной  памяти  и  славы  достойный  государь  Петр  великий  1-й  зачал  строить  киево-печерскую  крепость,  велел  оный  деревянный  печатный  дом  и  церковь  снять,  и  печатание  книг  перенесть  внутрь  монастыря,  которое  и  перенесено  также  в  деревянное  строение;  а  в  1720  и  —  21  году  выстроен  внутри  монастыря  с  восточной  стороны  большой  огромной  каменный  дом,  в  котором  ныне  печатание  книг  на  шесть  станов  всегда  производится.

О  ПУСТЫНЯХ  ДО  КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ  ЛАВРЫ  ПРИНАДЛЕЖАЩИХ,  КОИХ  ИМЕЕТСЯ  ДВЕ.

Голосеевская  пустыня,  расстоянием  от  Киево-печерской  лавры  в  семи  верстах,  построена  архимандритом  Киево-печерской  лавры  Петром  Могилою  в  1631  году.  [138]

В  Голосеевской  пустыне  следующие  имеются  церкви:  церковь  каменная  в  два  апартамента,  построенная  вновь  бывшим  Kиевo-печерской  лавры  архимандритом  Тимофеем  Щербацким,  на  верху  престол  святого  мученика  Иоанна  Сочавского,  а  внизу  престол  святых  Варлаама  и  Иоасафа  индийских  пустынножителей.

Сии  церкви  стояли  обе  раздельно,  но  как  пришли  в  крайнюю  обветшалость,  то  во  время  перестройки  оным  архимандритом  Тимофеем  Щербацким  соединены  в  единую  церковь  святого  мученика  Иоанна  Сочавского,  которая  построена  была  первоначально  Петром  Могилою,  а  церковь  Варлаама  и  Иоасафа  создана  Kиево-печерской  лавры  архимандритом  Варлаамом  Ясинским.  В  сей  церкви  есть  знатная  часть  мощей  святого  мученика  Иоанна  Сочавского,  оставленная  Петром  Могилою,  между  прочими  частицами  мощей  других  святых,  также  частица  Животворящего  древа,  все  в  крест  святой  оправлено.

При  державе  ныне  благополучно  царствующей  великой  государыни  императрицы  Екатерины  Алексеевны  выстроена  церковь  деревянная  живоносного  источника  Пресвятой  Богородицы,  по  благословению  святейшего  Правительствующего  Синода,  Kиево-печерской  лавры  архимандритом  Зосимою  Валкевичем  1764  году  Окт.  21  дня.

Китаевская  пустыня,  расстоянием  от  Киево-печерской  лавры  в  10  верстах,  основана  киевским  губернатором  Димитрием  Михаиловичем  князем  Голицыным,  и  по  усердию  его  к  преподобному  Сергию  Радонежскому,  создана  в  ней  оным  же  князем,  по  благословению  святейшего  Синода,  деревянная  церковь  1716  года  во  имя  святого  Сергия,  которая  пришла  было  в  немалую  обветшалость;  почему  при  державе  ныне  благополучно  царствующей  государыни  императрицы  Екатерины  Алексеевны,  по  благословению  святейшего  Правительствующего  Синода  в  1767  году  на  том  же  месте  выстроена  каменная  церковь  в  трех  престолах:  1-й  Живоначальной  Троицы,  2-й  на  правой  стороне  Сергия  Радонежского,  3-й  на  левой  стороне  Димитрия  Ростовского,  и  приличным  благолепием  украшена  подаянием  христолюбивых  дателей,  тщанием  же  иеросхимонаха  Тимофея,  блюстителя  пещеры  преподобного  Феодосия,  и  в  том  же  годе  [139]  освящена  киево-печерской  лавры  архимандритом  Зосимою  Валкевичем  мая  24  дня.  В  деревянной  трапезе  сей  ж  пустыни  имеется  церковь  трех  Святителей,  построена  бывшим  киево-печерским  архимандритом  Лукою,  на  месте  погоревшей,  созданной  прежде  помянутым  князем  Голицыным,  освящена  преосвященным  Иларионом  Григоровичем,  членом  святейшего  Синода,  в  то  время  в  Киеве  случившимся.

Церковь  деревянная  теплая,  Собор  12-ти  апостолов,  под  одною  крышкою  с  прежнею;  построена  тем  же  архимандритом  Лукою,  по  благословению  святейшего  Правительствующего  Синода,  и  им  же  архимандритом  освящена.

В  Киево-печерской  лавре  монашествующих  и  мирских  разного  звания  людей  имеется.

Именно:

Архимандрит  Зосима  —  1

Намстник  —  1

Соборных  старцев  и  рядовых  иеромонахов  —  33

Иеродиаконов  и  монахов  —  61

Сверх  вышеписанных  жительствуют  в  лавре  по  указам  святейшего  Правительствующего  Синода:

Архимандриты:

Сербской  наций  Спиридон  —  1

Батуринского  монастыря  Варсонофий  —  1

Греческий  Косма  —  1

Свято-Троицкой  Сергиевой  лавры  бывший  келарь  иеpoмонах  Иннокентий  —  1

На  ближних  пещерах  —  16

На  дальних  пещерах  —  15

В  троицком  больницком  монастыре  —  14

В  Китаевской  пустыне  —  14

В  Голосеевской  пустыне:

Начальник  —  1

Ииеромонахов,  иеродиаконов  и  монахов  —  13  [140]

Келейников,  послушников  и  разного  звания  мастеровых  людей  —  450.

ВЕДОМОСТЬ  О  ЧИСЛЕ  СОСТОЯЩИХ  В  ГОРОДЕ  КИЕВЕ  МОНАСТЫРЕЙ.

1.  Киево-Софийский  катедральный  монастырь.  В  нем  первопрестольная  катедральная  каменная  церковь  во  имя  святой  Софии,  Премудрости  Божией,  а  в  оной  храм:  Рождества  пресвятой  богородицы,  да  других  престолов  17,  а  именно:  1-й  Анны.  2-й  собор  Архистратига  Михаила.  3-й  преподобных  отцов  Антония  и  Феодосия  печерских.  4-й  Успения  Богоматери,  5-й  святых  трех  святителей,  Петра,  Алексия  и  Ионы.  6-й  святого  равноапостольного  князя  Владимира,  где  в  алтаре  и  гроб  фундатора  сей  церкви,  благоверного  князя  и  самодержца  всей  России,  Ярослава  Владимировича,  нареченного  в  святом  крещении  Георгием.  7-й  Благовещения  пресвятой  Богородицы.  8-й  Святых  апостолов  Петра  и  Павла.  9-й  Вознесение  Господне.  10-й  Воскресение  Христово.  11-й  Страсти  Христовы.  12-й  Святого  апостола  Андрея  Первозванного.  13-й  Святителя  Христова  Николая.  14-й  Богоявление  Господне.  15-й  Рождество  Христово.  16-й  Иоанна  Предтечи.  17-й  Преображение  Господне.

Оная  первоначальная  катедральная  каменная  святой  Софии,  премудрости  Божией  церковь  устроена  благоверным  великим  князем  Ярославом  Владимировичем,  нареченным  во  святом  крещении  Георгием,  на  том  месте  где  оный  князь  Ярослав  печенегов  победил;  создана  сия  церковь  по  образу  Константинопольской  свято-софийской  церкви,  и  украшена  мусиею,  которой  остатки  в  большом  алтаре  поныне  имеются.....

В  оной  же  церкви  в  алтаре  придельном  святого-равноапостольного  великого  князя  Владимира,  1053  года  Ноября  7-го  и  создатель  оной,  великий  князь  Ярослав  Владимирович...  погребен.  Над  которым  при  стене  снаружи  из  белого  мрамора  надгробный  монумент  поныне  имеется.

В  оном  монастыре  митрополит  1,  монахов,  келейников,  послушников  и  служителей  155.  В  том  же  монастыре  трапеза  [141]  с  церковью  во  имя  праведного  Лазаря,  состроена  на  погребах  каменных,  покрыта  жестью.  При  оной  трапезе  поварня  братерская,  покрыта  листовым  черным  железом.  Колокольня  на  воротах  монастырских,  покрыта  листовым  же  железом.  Дом  apxиеpeйский  на  каменных  погребах  покрыт  листовым  железом,  при  котором  пристроены  и  деревянные  кельи  архиерейские,  а  при  оных  и  церковь  домовая  архиерейская  с  храмом  Воскресения  Христова,  под  крышею  деревянною.  Духовная  консистория,  кельи  для  монашествующих,  каменных  27,  деревянных  14.  Вокруг  сего  монастыря  ограда,  в  коей  меры  488  кубических  саженей.

2.  Киевозолотоверхо-Михайловский  монастырь;  в  нем  церковь  каменная,  во  имя  святого  Архистратига  Михаила,  с  тремя  придельными  престолами,  а  именно;  1-й  Введения  пресвятой  Богородицы,  2-й  святой  великомученицы  Варвары,  где  и  нетленные  ее  святые  мощи  почивают,  а  3-й  святой  великомученицы  Екатерины.

Князь  киевский  Михаил  Святополк  церковь  создал  каменную  в  лето  от  Р.  Х.  1108,  и  монастырь  утвердил.  И  не  токмо  церковь  внутрь  благолепием  и  мусиею,  которой  остатки  доныне  в  великом  алтаре  имеются,  украсил,  но  и  верх  ее  позолотил.  От  чего  ныне  называется  сей  монастырь  Золотоверхим;  а  особливо  церковь  и  монастырь  знаменито  прославил  сей  великий  князь  чудотворными  святой  великомученицы  Варвары  мощами,  из  Царя-града  привезенными  в  приданое  супруге  его,  царя  греческого  Алексия  Комнина  дочери,  благоверной  княгине  Варваре  Алексеевне  данными,  и  доныне  нетленно  почивающими  и  чудодействующими.  В  оном  монастыри  монахов  73.

В  том  же  монастыре  трапеза  с  церковью  во  имя  святого  апостола  и  евангелиста  Иоанна  Богослова,  при  коей  трапезе  хлебня  и  поварня  братские,  а  под  ними  каменный  погреб,  покрыты  листовым  черным  железом.  Колокольня  на  воротах  монастырских  с  кельею  для  сторожей.  Настоятельские  кельи  деревянные,  при  коих  служительская  изба  с  кухнею,  и  сараем  под  деревянною  крышею,  в  саду  настоятельском  беседка  с  ледником  под  деревянною  крышею.  Погреб  при  кухне  настоятельской;  кельи  для  [142]  монашествующих  послушников,  и  разных  служителей,  каменных  4,  деревянных  14;  кроме  тех  еще  к  четырем  каменным  пристраивается  вновь  под  одну  линию  пятая.  Погребов  братских  2,  колодезь  под  крышею.  Вокруг  сего  монастыря  каменная  ограда.

3.  Kиевo-печерская  Лавра.

4.  Киево-Пустынно-Николаевский  монастырь,  в  нем  церковь  каменная  большая  во  имя  святителя  Христова  Николая  о  4-х  престолах,  а  именно  1-й  святителя  Христова  Николая.  2-й  Предтечи  и  крестителя  Господня  Иоанна.  3-й  Преподобных  отцов  Антония  и  Феодосия  печерских,  4-й  Варлаама  и  Иоасафа  царевича,  Индийских.  Сей  монастырь  состроен  в  лето  от  Р.  Х.  1690  месяца  июня  7  дня,  при  державе  блаженной  памяти  благочестивейших  государей  царей  и  великих  князей,  Иоанна  Алексеевича  и  Петра  Алексеевича,  коштом  и  старательством  ктиторским  бывшего  Малороссийского  гетмана  Ивана  Мазепы,  при  игумене  сего  ж  монастыря  Иоасафе  Кроковском,  по  благословению  святоусопшого  митрополита  Киевского  Варлаама  Ясинского.  В  оном  монастыре:  архимандрит  1.  Келейников,  послушников  и  служителей  104.

В  том  же  монастыре  трапеза  каменная,  при  коей  церковь  Покрова  пресвятой  Богородицы.  Колокольня  каменная,  на  ней  церковь  пресвятой  Богородицы  Благовещения,  об  одном  престоле.  Cия  колокольня  и  ограда  состроены  коштом  и  старательством  епископа  Смоленского  Гедеона  1750  года.

Вокруг  сего  монастыря  ограда  с  трех  сторон  к  концу  горы  от  реки  Днепра,  только  от  крепости  Киево-Печерской  половина  стены  каменная,  а  другая  половина  до  конца  горы  тесом  загорожена.

Архимандричьи  покои  в  2  этажа,  из  коих  —  1-й  каменный,  а  другой  верхний  деревянноы,  при  коих  церковь  Богородичная  всех  скорбящих.  Сии  покои  с  церковью  состроены  коштом  и  старательством  нынешнего  архимандрита  Епифания  Могилянского  в  прошлом  1762  году,  Сентября  25  дня....  Кельи  для  монашествующих  и  послушников  23.  [143]

Другая  церковь  во  имя  святителя  Николая  вне  монастыря  за  оградою  об  одном  престоле,  называемая  Слуповая.

При  оной  церкви  монахов  5;  кельи  для  монашествующих  и  послушников  деревянных  3.  Церковь  старинная  того  ж  святителя  Николая  об  одном  престоле  на  нижней  гoре  к  реке  Днепру.  При  сей  церкви  был  первобытный  Киево-пустынно-Николаевский  монастырь  на  Оскольдовой  Могилле...  В  предписанном  же  1690  году  перенесен  тот  монастырь  на  вышнее  место,  где  прежде  оного  ж  монастыря  виноград  плодился;  название  же  “пустинный”  оный  монастырь  от  древних  времен  принял....  На  сей  гoре  по  примечаниям  был  большой  лес  Николаевский  же  по  имени  церквей.

5.  Киево-Выдубицкий  монастырь,  в  нем  соборная  церковь  святого  архистратига  Михаила,  на  верху  оной  другой  престол  во  имя  благовещения  пресвятой  Богородицы;  покрыта  листовым  железом  на  деревянном  стропиле.  Оный  монастырь  и  церковь,  как  явствует  из  имеющейся  в  библиотеке  монастырской  рукописной  книги,  церковного  помянника,  и  другой  книги  печатной:  “благовестник,  или  толкование  на  евангелие  блаженного  Феофилакта  архиепископа  болгарского”,  на  листе  315,  создан  от  великого  князя  Всеволода  Ярославича,  внука  святого  Владимира  великого,  в  лето  от  создания  мира  6578,  а  от  Рожд.  Христ.  1070.  Освящена  ж  от  митрополита  Киевского  Иоанна,  при  том  же  князе  и  от  епископов:  Луки  Белогородского,  и  Исаии  Ростовского,  при  игумене  Лазаре  в  лето  6596,  и  по  111  лете  создания  того  монастыря  обновлен  сей  и  паки  при  владении  великого  князя  Киевского  Рюрика  Ростиславича,  каменными  стенами,  и  украшен  благолепием.  В  оном  монастыре  игумен  1;  монахов,  келейников,  послушников  и  служителей  44.

В  том  же  монастыре  церковь  большая  каменная  во  имя  святого  великомученика  Георгия  об  одном  престоле,  о  5  главах,  которые  покрыты  жестью,  а  шатер  листовым  железом,  по  деревянным  стропилам.  Которые  главы  ныне  за  обветшалостью  покрываются  вновь  белым  листовым  железом.

Трапеза  с  престолом  во  имя  преображена  Господня,  и  при  [144]  оной  братерская  поварня  с  4  в  низу  погребами.  Сии  оба  строения,  как  явствует  из  рукописной  записки,  лета  от  Р.  Х.  1696  июня  11  дня,  начаты,  а  совершилися  каменным  зданием  1701  июля  15,  коштом  Михаила  Миклашевского,  полковника  Стародубовского,  за  благословением  митрополита  Киевского  Варлаама  Ясинского.  Того  ж  1701  года  Октября  9  освящена  тем  же  преосвященным  архипастырем.  Колокольня  с  часами  железными.  Келий  игуменских  о  12  покоях  2;  одни  каменные,  а  другие  деревянные.  Келий  для  монашествующих,  деревянных  8;  вокруг  всего  монастыря  ограда  деревянная.

6.  Киево-братский  училищный  монастырь,  в  нем  церковь  каменная  во  имя  Богоявления  Господня  с  придельным  престолом  во  имя  ж  святого  Предтечи  и  Крестителя  Господня  Иоанна...  В  оном  монастыре  префект  1.  Монахов,  келейников,  послушников  и  служителей  47.  В  оном  монастыре  в  большой  церкви  имеется  чудотворная  икона  Пресвятой  Богородицы,  которая  находится  с  1662  года,  различные,  с  верою  приходящим  к  оной,  подавая  исцеления.  Близь  оной  церкви  колокольня  с  вхожими  великими  воротами.  С  левой  стороны  при  той  же  церкви  академические  каменные  школы  в  два  этажа,  при  которых  на  другом  этаже  от  восточной  стороны  церковь  каменная  во  имя  Благовещения  Пресвятой  Богородицы  с  одним  престолом.

Трапеза,  при  которой  церковь  во  имя  святых  мучеников,  князей  российских  Бориса  и  Глеба,  с  одним  престолом.  На  верхе  оной  академическая  библиотека.  Келий  9,  начальничья  каменная  1;  для  монашествующих,  деревянных  8;  вокруг  монастыря  ограда  частью  каменная,  а  частью  деревянная.  Близ  колокольни  монастырский  дом  гостиный,  под  которым  имеются  два  каменные  погреба.

7.  Kиево-Петропавловскиай  монастырь.  В  нем  церковь  соборная  во  имя  святых  верховных  апостолов  Петра  и  Павла,  фасоном  римских  костелов  состроена,  листовым  железом  ныне  покрыта,  в  оной  два  предельных  престола,  а  именно:  1-й  с  правой  стороны  Захария  и  Елисаветы,  а  2-й  с  левой  стороны,  где  была  пристроена  к  оной  церковь  по  обычаю  римских  [145]  костелов,  каменная,  Алексея  человека  Божия.  Под  сею  соборною  и  под  приделом  Алексея  человека  Божия  имеются  каменные  погреба.

В  оном  монастырь  монахов,  келейников,  послушников  и  служителей  16.  Колокольня  особо  устроена  от  церкви,  покрыта  белым  листовым  железом  с  двумя  амбарами  небольшими  вверху  и  внизу  ради  поклажи,  и  под  нею  выход  каменный  же.  Трапеза  деревянная  с  теплою  церквою  вновь  выстроенною,  во  имя  Захарии  и  Елисаветы,  с  тем,  чтоб  по  тесности  места  престол  сего  храма  из  большой  каменной  перенесть  сюда.  Келий  деревянных  игуменских  2,  для  монашествующих  8.  Около  сего  монастыря  ограда,  в  коей  меры  200  саженей,  деревянная.

8.  Екатерининский  греческий  монастырь.  В  нем  церковь  во  имя  святой  великомученицы  Екатерины  об  одном  престоле,  с  тремя  куполами  каменная.  Оный  монастырь  начал  строиться  1741  году  июля  17  дня  на  земле  купленной  собственными  приезжающих  из  Греции  и  Синай-горы  монахов  и  греков  деньгами,  для  священнослужения  и  преподавания  треб  христианских  и  погребения  умирающих  лиц  иностранных,  по  указу  святейшего  Правительствующего  Синода  на  представление  святоусопшого  преосвященного  митрополита  Киевского,  Рафаила  Заборовского.

В  оном  монастыре  монахов,  келейников,  послушников,  и  служителей  10.  В  том  же  монастыре  трапеза  1,  кельи  гостинные  для  приезжающих  разных  иностранных  и  других  знатных  лиц  на  каменном  фундаменте  деревянные  1.  Кельи  игуменские,  и  для  монашествующих  деревянных  8.  Вокруг  сего  монастыря  ограда  деревянная.

9.  Киево-Флоровский  девичий  монастырь.  В  нем  соборная  церковь  во  имя  Вознесения  Господня  с  одним  внизу,  а  двумя  на  хорах  престолами.  Монастырь  сей,  как  из  записи  значит,  1642  года  мая  20  дня  данной  от  законника  прежде  бывшего  монастыря  Печерского,  а  потом  Слуцкого,  Иоанна  Богуша  Гулкевича,  на  грунта  Флоровского  монастыря,  —  что  предками  его  Гулкевича  Якова  деда,  а  Богуша  отца  в  1566  году  мая  17  [146]  дня  церковь  Флора  и  Лавра  с  монастырем  заложены,  и  привилегиями  королей  Польских  Жикгмунта  и  Августа  утверждены.  А  в  1710  году  по  именному  блаженной  и  вечной  славы  достойной  памяти  Государя  Императора  Петра  Великого  указу  оный  монастырь  переведен  в  Киево-Подол.

В  оном  монастыре  монахинь,  келейниц,  послушниц,  и  служителей  184.

В  том  же  монастыре  трапезная  церковь  о  двух  пределах  внизу  и  на  хорах.

Больничная  церковь  во  имя  Воскресения  Христова.  Кельи  —  игуменская  и  для  монашествующих  —  деревянные  18.  Ограда  около  монастыря  с  трех  сторон  каменная,  а  с  4-й  от  горы  Киселевки  деревянная.

10.  Киево-Иорданский  девичий  монастырь.  В  нем  церковь  святителя  Христова  Николая  с  одним  престолом.  Оный  монастырь  построен  с  1650  года...  В  оном  монастыре  монахинь,  келейниц,  послушниц  и  служителей  217.  В  том  же  монастыре  трапеза  1.  Кельи  игуменские,  и  для  монашествующих,  деревянных  108.  Вокруг  сего  монастыря  ограда  с  колокольнею,  деревянные.

11.  Киево-богословский  девичий  монастырь.  В  нем  соборная  церковь,  во  имя  святого  Иоанна  Богослова  об  одном  престоле.  Сей  монастырь,  прежде  называемый  Свято-Софийским  девичьим  монастырем,  построен  был  благоверною  царевною  Софиею  Алексеевною;  имел  свое  положение  в  старом  верхнем  городе  Киеве,  чрез  одну  токмо  стену  с  мужеским  киево-золотоверхо-михайловским  монастырем,  в  котором  девичьем  монастыре  храм  устроен  был  в  честь  оной  царевны,  то  есть  св.  великомуч.  Софии  и  трех  ее  дочерей:  Веры,  Надежды  и  Любви.  В  котором  же  году  был  оной  монастырь  тамо  построен,  за  сгорением  по  случаю  пожара  письменных  документов,  справиться  не  по  чему.  А  в  1711-м  году,  по  повелению  блаженной  и  достойной  памяти  Государя  Императора  Петра  Первого,  переведен  на  настоящее  место,  и  устроена  в  оном  казенным  коштом  церковь  деревянная  во  имя  святого  Иоанна  Богослова.  В  [147]  оном  монастыре  монахинь,  келейниц,  послушниц  и  служителей  126.  В  том  же  монастыре  теплая  трапезная  церковь  во  имя  святых  праведных  Захарии  и  Елисаветы,  об  одном  престоле  деревянная.  Кельи,  игуменская,  и  для  монашествующих  деревянные  55.  Вокруг  монастыря,  ограда  с  колокольнею  деревянные.

12.  Киево-Кирилловский  монастырь:  В  нем  соборная  церковь  во  имя  святой  Живоначальной  Троицы,  с  четырьмя  престолами,  каменная.  В  оном  монастыре  монахов,  келейников,  послушников  и  служителей  37.  В  том  же  монастыре  трапеза,  и  в  ней  церковь  святителя  Христова  Василия  Великого,  с  одним  престолом  деревянная.  Колокольня,  в  коей  церковь  в  честь  Благовещения  Пресвятой  Богородицы,  с  одним  престолом  и  с  двумя  погребами  каменные.  Кельи,  настоятельская,  и  монашествующих  —  16,  деревянные:  вокруг  монастыря  ограда  каменная.

МОНАСТЫРСКИЕ  ПОДВОРЬИ.

В  верхнем  городе  Киеве  неподалеку  киево-золотоверхо-михайловского  монастыря.  В  оном  церковь  каменная  во  имя  святителей  Василия  Великого,  Григория  Богослова,  и  Иоанна  Златоустого  с  придельным  при  ней  престолом,  во  имя  нерукотворенного  образа  Господня,  каменные.  Близ  оной  колокольня  на  деревянных  столбах.  Кельи  для  начальника  тамошнего  и  служащих  две.  Вокруг  оного  подворья  ограда  деревянная.  Сия  трехсвятительская  церковь  начало  свое  имеет  с  1573  года.  В  ней  для  священнослужения  иеромонах  один.

На  Подоле.

Ставропигиального  Киeвo-Meжигopcкогo  монастыря.  В  нем  церковь  деревянная  на  каменном  фундаменте,  во  имя  святого  великомученика,  целителя,  Пантелеймона  об  одном  престоле  деревянная.  Келий  деревянных  4,  вокруг  оного  ограда  деревянная.  Cие  подворье  состоит  с  1615  года,  а  церковь  в  оном  построена  1769  года  с  позволения  Святейшего  Правительствующего  Синода.  В  оном  подворье  для  священнослужения  иеромонах  1,  послушников  3.

Епископское  Переяславское.  В  нем  церковь  во  имя  [148]  пресвятой  Богородицы,  Живоначального  ее  источника  с  одним  престолом.

Построено  cие  подворье  в  1715  году  для  приезду  в  Киев  Переяславских  епископов,  и  тамо  монашествующих:  и  издревле  принадлежит  к  катедральному  Переяславскому  монастырю.  В  оном  подворье  для  священнослужения  иеромонах  1.  Кельи  —  начальничья  и  для  служащих  —  2  деревянные.  Вокруг  сего  подворья  ограда  с  деревянных  досок  и  драни.

Итого  во  всех  монастырях  монашествующих  и  светских  имеющих  пребывание  1646.

ВЕДОМОСТЬ  О  ЧИСЛЕ  СОСТОЯЩИХ  ВО  ВСЕХ  ТРЕХ

ЧАСТЯХ  ГОРОДА  КИЕВА  С  ПРЕДМЕСТЬЯМИ  ЦЕРКВЕЙ.

 

В  верхнем  городе  Киеве.

1-я  Церковь  ружная  во  имя  Пресвятой  Богородицы,  честного  ее  рождества,  называемая  Десятинная,  с  престолом  на  верхнем  этаже  во  имя  святых  апостолов  Петра  и  Павла,  с  придельною  к  обоим  престолам,  ныне  сооружаемой  на  место  обветшалой  деревянной  колокольней,  и  с  оградою  вокруг  деревянною.

2-я  Церковь  ружная,  во  имя  святого  великомученика  Георгия,  иже  в  Киеве  у  златых  вратах,  или  пред  вратами  святой  Софии,  —  совместно  с  колокольнею,  и  сподним  каменным  погребом,  и  с  оградою  вокруг  деревянною.

На  место  оной,  зело  обветшалой,  деревянной,  заложена  в  744-м  году,  а  достроена  и  освящена  в  1752  году,  марта  15  дня,  совместным  укладом  блаженной  и  вечной  славы  достойной  памяти  великой  Государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны  1000  рублев,  и  Его  Императорским  Высочеством  Государем  и  Великим  Князем  Петром  Феодоровичем  500  рублев,  и  особо  от  прочих  доброхотов.  А  по  обветшалости  в  1783  году  из  вне  и  внутрь  тако  ж  и  крышкою  возобновлена  немалым  укладом  покойного  преосвященного  Гавриила  митрополита  Киевcкогo,  и  частью  от  разных  доброхотов.

3-я  Церковь  ружная  во  имя  святого  апостола  Андрея  Первозванного,  с  некоторыми  в  двух  этажах  покоями,  на  [149]  таком  известном  месте,  что  не  требует  ограды,  —  каменная.  Оная  церковь  заложена  в  1745  году  покойным  преосвященным  Тимофеем,  а  по  окончания  строения,  которое  весьма  хорошей  новой  архитектуры,  освящена  в  1767  году  покойным  преосвященным  митрополитом  Киевским  Арсением.  Устроена  ж  сия  церковь  по  высочайшему  повелению  Великой  Государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны,  не  малым  иждивением.

4-я  Церковь  ружная,  во  имя  Живоначальной  Троицы,  совместно  с  придельною  колокольнею,  и  с  оградою  вокруг  деревянною.  На  место  прежней  в  1731-м  году  зело  обветшалой  и  изгнилой,  построена  и  освящена  в  1732-м  году  декабря  в  20-й  день  с  кошту  бывшего  Киевского  полку  полковника  Роде,  и  всех  того  полку  чинов  и  прочих  доброхотов.

5-я  Церковь  во  имя  святителя  Иоанна  Златоустого,  совместно  с  предельною  колокольнею,  и  с  оградою  вокруг  деревянною.  На  место  прежней  в  1731  году,  неведомо  кем  сооруженной  и  обветшалой,  в  1768  году  с  доброхотного  подаяния  и  частью  из  дерева  прежней  оной  церкви  построена.

6-я  Церковь  во  имя  Покрова  пресвятой  Богородицы,  с  придельною  совместно  колокольнею,  и  с  оградою  вокруг  деревянною.  Взята  готовая  из  Печерской  крепости,  что  была  на  старом  базаре,  где  ныне  создана  каменная  преподобного  Феодосия,  и  построена  1699  коштом  Киевского  полку  полковника  Михайла  Сухарева,  и  всех  того  полку  чинов,  и  прочих  доброхотов,  и  освящена  покойным  митрополитом  Киевским  Варлаамом  Ясинским,  а  в  1718  году  всем  фундаментом  починена.

7-я  Церковь  во  имя  Стретения  Господня,  с  придельною  совместно  колокольнею  и  с  оградою  вокруг  деревянною.  На  место  зело  обветшалой,  неизвестно  в  котором  году  сооруженной,  небольшой,  в  1752  году  заложена  посредственная,  вокруг  оной  обветшалой  построена  с  кошту  разных  доброхотов,  а  освящена  в  1756  году.

8-я  Церковь  во  имя  Вознесения  Господня  на  Кудрявце.  Оная  церковь  построена  в  1718  году  покойным  преосвященным  митрополитом  Киевским  Иоасафом  Кроковским,  при  которой  на  [150]  колокольне  имеется  надпись  1603  года;  но  откуда  cия  колокольня  перенесена,  и  была  ль  прежде  на  том  месте  cия  церковь,  сведения  нет.

В  крепости  Печерской.

1-я  церковь  Вознесения  Господня,  внутрь  пушечного  двора,  каменная,  около  которой  заложен  теперь  огромный  каменный  арсенал.  Оная  церковь  построена  в  1705  году  коштом,  бывшего  на  том  же  месте  издревле,  киево-печерского  девичьего  монастыря  игуменьи  Марии  Магдалины.  И  как  по  высочайшему  блаженной  и  вечной  славы  достойной  памяти  Государя  Императора  Петра  Первого  усмотрению,  благоугодно  было  ему,  по  удобнейшему  местоположению,  быть  при  ней  пушечному  артиллерийскому  двору:  то  находящаяся  во  оном  старицы  переведены  на  Подол,  где  и  ныне  —  под  именем  Киево-флоровского  Вознесенского  —  монастырь  состоят.

2-я  церковь  Воскресения  Христова,  каменная,  состоящая  в  крепости  Печерской  близ  погорелого  наместничества,  около  оной  ограда:  столбы  каменные  с  решеткою  деревянною.

3-я  церковь  преподобного  Феодосия  Печерского,  состоящая  в  крепости  киево-печерской,  каменная,  без  ограды.  Которая  построена  была  пред  сим  деревянная  во  имя  преподобного  Фeoдocия,  во  время  из  пещер  перенесения  его  мощей  в  Лавру.  Которая  в  1699  году  перенесена  в  верхний  город  Киев,  где  и  ныне  находится,  и  переименована  храмом  пресвятой  Богородицы.  А  на  место  оной  выстроена  фундатором,  киевским  полковником  Макиевским  в  1700  году  во  имя  того  ж  преподобного  Феодосия,  каменная.  Примечания  достойная  сия  потому,  что  в  оную  церковь  присланы  1672  году,  для  охранения  града  Kиевa  от  предков  ее  Императорского  Величества  две  иконы:  1-я  пресвятой  Богородицы  Живоначального  ее  источника,  2-я  преподобного  Сергия,  Радонежского  чудотворца,  которые  обе  в  окладе  серебренном  вызолоченном.

4-я  церковь  Преображения  Господня,  состоящая  внутри  крепости  киево-печерской,  каменная  без  ограды.  Оная  церковь  построена  святым  равноапостольным  князем  Владимиром,  [151]  обновлена  киевским  преосвященным  митрополитом  Петром  Могилою  1641  году.  А  когда  блаженной  памяти  великий  государь  император  Петр  первый  залагал  крепость,  то  за  древность  оной  валом  обнес.

5-я  церковь  святого  и  равноапостольного  великого  князя  Владимира,  деревянная,  состоящая  на  форштадте  за  крепостью  киево-печерской,  с  оградою  вокруг  оной  деревянною.  Которая  сначала  построена  по  указу  святейшего  Правительствующего  Синода,  1755  года  Августа  4  дня  в  киево-печерскую  лавру  последовавшему,  от  христалюбных  доброхотных  дателей.  Которая  1766  году  сгорела  было,  и  вместо  сгоравшей  в  тож  именование,  и  на  том  же  месте  1772  года  по  благословению  покойного  преосвящего  Гавриила  митрополита  киевского,  вновь  заложена,  и  от  христолюбивых  дателей  и  паки  построена,  и  1773  году  его  преосвященством  освящена.

6-я  церковь  рождества  святого  Иоанна  Предтечи,  состоящая  за  киево-печерской  крепостью  в  слободе  Зверинце,  деревянная,  с  такою  ж  оградою.

В  оное  именование  на  показанном  месте  устроена  была  церковь  еще  за  бывшего  в  Kиеве  печерской  лавре  архимандрита  Иоанникия  Сенютовича,  который  сам  был  той  церкви  и  фундатор,  чему  уже  будет  до  60  лет;  а  за  обветшалостью  оной  в  тож  именование,  и  на  том  же  месте  вновь  устроена  коштом  и  старанием  той  же  церкви  прихожан  и  прочих  христолюбивых  дателей  1763  года.

В  Kиево-Подоле.

1-я  церковь  во  имя  Пресвятой  Богородицы  честного  ее  успения  с  одним  пределом  с  правой  стороны  святой  великомученицы  Парасковии.  При  ней  колокольня  каменная,  в  которой  храм  святой  великомученицы  Варвары  с  оградою  деревянною.  Построена  старательством  и  иждивением  некоторой  княгини  польской  благочестивой,  но  в  котором  году  неизвестно.  Горела  в  1651  году,  от  которого  пожара  и  повреждена  верхняя  часть:  а  в  1779  году  общим  милостинным  подаянием  состроена.  [152]

2-я  во  имя  святителя  Христова  Николая  Притиска,  с  тремя  пределами,  каменная,  с  оградою  деревянною.  Оная  церковь  была  деревянная:  но  в  каком  году,  и  чьим  иждивением  состроена,  неизвестно.  На  место  ж  той  деревянной  состроена  каменная  в  1631  году,  о  трех  престолах:  1-й  святителя  Христова  Николая;  по  сторонам:  с  правой  Космы  и  Дамиана,  а  с  левой  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  иждивением  того  прихода  прихожанина  Петра,  по  прозванию  Железного  Гроша;  а  1712  от  пожара  сгорела,  и  без  починки  совершенно  оставалась  до  1750:  а  того  году  вся  вновь  возобновлена  коштом  от  доброхотов.  Придел  же  Покрова  Пресвятой  Богородицы  переименован  во  имя  новоявленного  чудотворца,  святителя  Христова  Димитрия  митрополита  Ростовского,  по  той  причине,  что  оной  святитель  родился  в  оном  приходе,  и  отец  его,  быв  сотником  киевским,  Саввою  Тупталом,  даровал  на  ту  церковь  дом  жилой  его  против  самой  той  церкви  состоящий.  В  оной  имеется  икона  святителя  Христова  Николая  чудотворца  и  до  днесь,  ради  которых  чудес  прозывается  та  церковь  Притиско-Никольская.

3-я  церковь  во  имя  Воскресения  Христова,  о  трех  престолах:  1-й  Воскресения  Христова,  2-й  с  правой  стороны  святых  апостолов  Петра  и  Павла,  3-й  с  левой  стороны  святого  великомученика  Евстафия  Плакиды,  каменная,  с  оградою  деревянною.

4-я  церковь  во  имя  святителя  Христова  Николая  Доброго,  о  трех  престолах  с  колокольнею  каменною,  в  которой  храм  во  имя  преподобного  Симеона  Столпника,  с  оградою  деревянною.  Оная  церковь  с  начала  деревянная  выстроена  той  церкви  протоиереем  Симеоном  Ширепою,  а  в  каком  году,  неизвестно:  и  сгорела,  будучи  зажжена  молниею.  На  место  коей,  состроена  каменная  ж  в  1705  году  о  трех  престолах:  1-й  во  имя  святителя  Христова  Николая,  2-й  с  правой  стороны,  Покрова  Богоматери,  и  3-й  с  левой  святого  апостола  Андрея  первозванного,  старательством  и  иждивением  вышеписанного  протоиерея,  с  помощью  доброхотных  дателей.  В  ней  имеется  икона  [153]  чудотворная  святителя  Христова  Николая,  которая  ради  чудес  и  Добрым  называется.

5-я  церковь  во  имя  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  о  двух  этажах  каменная,  с  оградою  деревянною.  Сия  церковь  сперва  деревянная  состроена  была  в  1685  году  старательством  и  иждивением  мещанина  киевского  Николая  Тернавиота;  за  обветшалостью  ж  оной  состроена  в  1766  году  каменная  о  двух  этажах.  В  низу  святого  апостола  Иакова  Алфеова,  а  в  верхнем  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  старательством  и  иждивением  доброхотов.

6-я  церковь  святых  страстотерпцев  Бориса  и  Глеба.  При  ней  другая  во  имя  Рождества  святого  Иоанна  Предтечи  в  ограде  деревянной.  Сия  церковь  на  место  польского  костела  построена,  каменная  в  1602  году,  коштом  киевского  мещанина  Онисима  Ходкевича,....  Другая  вместо  деревянной  теплой  состроена  в  1691  году  каменная,  во  имя  святого  Иоанна  Предтечи,  коштом  полковника  киевского  Григория  Карповича  Вольского.

7-я  церковь  святого  Пророка  Илии,  с  пределом  и  колокольнею  и  оградою  каменною.  Оная  церковь  в  1692  году  каменная,  иждивением  киевского  мещанина  Петра  Гудимы  сооружена.  В  ней  два  предала:  1-й  во  имя  Пророка  Илии,  а  2-й  с  левой  стороны  Усекновения  честной  главы  святого  пророка  и  предтечи  Иоанна;  1755  году  возобновлена  полковым  Асаулом  Павлом  Ивановым  Гудимою.

8-я  церковь  во  имя  святителя  Христова  Николая  Набережного,  деревянная.  На  место  коей  выстроена  каменная  о  2-х  приделах  во  имя  того  ж  святителя  с  оградою  деревянною.  По  сгорении  деревянной  церкви  на  том  же  месте  состроена  деревянная  ж  1677  году,  коштом  киевского  войта,  Ждана  Федоровича,  а  за  обветшанием  оной  по  близости  той  же  каменная  1772  году  состроена  о  двух  престолах  во  имя  Святителя  Николая,  а  с  правой  стороны  святых  жен  мироносиц  доброхотным  подаянием.  В  оной  имеется  икона  Святителя  Николая  чудотворца;  прозывается  церковь  Набережно-Николаевская,  потому  что  на  берегу  реки  Днепра  состоит.  [154]

9-я  церковь  во  имя  Преображения  Господня  деревянная,  с  оградою  деревянною,  о  трех  приделах;  и  другая  при  ней  теплая,  выстроена  во  имя  Вшествия  Спасителя  во  Иepycалим,  деревянная  же  прежняя  в  котором  году  и  чьим  коштом  построена,  неизвестно.  По  сгорении  коей  выстроена  в  1669  году  деревянная  о  3-х  престолах:  1-й  Преображения  Господня,  а  по  сторонам:  с  правой,  Стретения  Господня,  с  левой  же  —  святого  великомученика  Георгия  победоносца.  А  теплая  в  1781  году  выстроена  от  доброхотов.

10-я  церковь  во  имя  Рождества  Христова,  деревянная,  с  оградою  деревянною.  По  сгорении  древней  деревянной  церкви  состроена  в  1564  году  от  доброхотов  в  то  ж  именование,  коштом  и  иждивением  бургомистра  киевского,  Романа  Тихоновича,  1717  году:  а  по  обветшалости  оной  1744  году  от  доброхотов  сооружена.

11-я  церковь  сошествия  Святого  Духа  деревянная,  с  оградою  деревянною.  Прежняя  деревянная  церковь,  когда  и  чьим  коштом  состроена,  неизвестно.  По  сгорении  коей  в  1721  году  состроена  коштом  вдовствующей  киевской  мещанки  Домники  Андревной.

12-я  церковь  во  имя  Пресвятой  Богородицы  честного  Ее  введения,  деревянная,  с  оградою  деревянною.  Прежняя  церковь  в  каком  году,  и  кем  во  имя  святого  великомученика  Власия,  состроена  была,  неизвестно:  а  на  месте  том,  где  было  капище  языческое  божка,  Волос  называемого,  в  котором  жертва  скоту  приносилась;  от  сего  и  ныне  улица  именуется  быдлогонная.  В  1651  году  сгорела,  на  место  коей  состроена  в  1718  году  коштом  той  церкви  священника  Онуфрия  Лекщенского,  и  жителя  местечка  Баришовки  Павла  Демянова  сына  Леснецкого.

13-я  церковь  во  имя  святителя  Христова  Василия  Великого  с  оградою  деревянною.  Оная  церковь  деревянная,  когда,  и  чьим  коштом  была  состроена,  и  сгоревшая  1718  года,  неизвестно;  а  1727  году  состроена  вновь  в  то  ж  именование  общим  доброхотным  подаянием.

14-я  церковь  во  имя  святых  равноапостольных  царей  [155]  Константина  и  Елены  с  колокольнею,  каменная.  В  которой  храм  во  имя  святителя  Христова  Димитрия  митрополита  Ростовского,  с  оградою  деревянною.  Оная  церковь  прежняя,  в  каком  году  состроена  неизвестно;  а  1726  бургомистром  киевским  Гордеем  Минцевичем,  по  сгорении  деревянной,  сооружена  каменная,  в  то  ж  именование  от  доброхотов  поправлена,  а  в  1757  году,  построена  колокольня  от  доброхотов  же.

15-я  церковь  во  имя  Воздвижения  честного  креста,  деревянная,  с  оградою  каменною.  Оная  церковь  состроена  в  1747  году  коштом  киевского  мещанина  Артема  Трофимова  Кожемяки.

В  подгородье  Куреневщине.

16-я  во  имя  святых  апостолов  Петра  и  Павла,  деревянная  с  оградою  деревянною.  Сия  церковь  состроена  в  1752  году  старательством  и  иждивением  киевского  мещанина  Кондрата  Бушума.

В  подгородье  Преорке.

17-я  церковь  во  имя  святых  великомучеников  Георгия  и  Димитрия  об  одном  престоле,  деревянная  с  оградою  деревянною.  Сия  церковь  состроена  в  1722  году  иждивением  от  доброхотов.

Всего  во  всех  частях:  протопопов  и  попов  50,  их  жен  и  детей  178;  диаконов  15,  их  жен  и  детей  38;  дьячков  и  пономарей  70,  их  жен  и  детей  112.

На  подлинной  рукописи  после  первой  главы  подписано  так:  “cие  географическое  описание  сочинял  по  повелению  Его  Высокопревосходительства  господина  генерал-аншефа,  киевского  генерал-губернатора,  Новороссийской  губернии  главного  командира  и  кавалера  Федора  Матвеевича  Воейкова  (Ф.  М.  Воейков  был  генерал-губернатором  1766-1776г.  Отсюда  мы  должны  заключить,  что  труд  Новгородцева,  если  кончен  1784,  то  начат  гораздо  раньше.),  Киевского  гарнизона  поручик  Василий  Иванов  сын  Новгородцев”.

(пер.  ??)
Текст  воспроизведен  по  изданию:  Сборник  материалов  для  исторической  топографии  Киева  и  его  окрестностей.  Киев.  1874.

©  текст  -  ??
©  сетевая  версия  -  Тhietmar.  2005
©  OCR  -  Abakanovich.  2005
©  дизайн  -  Войтехович  А.  2001



Адреса  сайту    http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Novgorodcev/text.phtml

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=641757
Рубрика: Очерк
дата надходження 06.02.2016
автор: Макієвська Наталія Є.