[i]Информационные аспекты власти
[/i]
1. Феноменология власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2. Поле мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3. Социальная информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697
4. Ордозная монада
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603698
5. Замыкание в цепи
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
6. Пустые кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
[b]7. OS Голем
[/b]
Одну его фразу я запомнил точно, дословно: главное, сказал Боб, это просто холодно и четко понимать, что обществу у нас противостоит не какая-то группа дураков и злоумышленников, не каста или враждебный класс, а интеллект – развитый, всезнающий, почти всемогущий абсолютно внеморальный – нечеловеческий интеллект информационной системы.
«…Контакт с ним невозможен, переиграть его немыслимо, использовать в своих целях – глупо и преступно; глупо потому, что он вероятно и не подозревает о существовании человека… Человека разумного. Единственное, что можно сделать – это изучить его, и, изучив, уничтожить…»
Видали героя? Были уже такие… уничижители, вспоминать срамно. Кто-нибудь, объясните человеку, что власть – это не бюрократия, и власть – не политика. Власть – это власть. (Формы могут быть самые разные, а не только те, что бросаются в глаза. «Аберрация близости» – знаете такое?) Это – машина, мощная, надежно отлаженная программа, не знающая ни сбоев, ни усталости, ни отчаяния, ни восторгов.
Надо отдавать себе отчет, что человечество находится во взаимодействии с абсолютно чуждым ему разумом, «настолько чуждым человеку, что даже самые отчетливые его проявления мы обычно склонны трактовать как глупость или злую волю руководства, искать для них некие трансцендентные или приземленные объяснения. Признать же их именно как проявления деятельности иного разума, преследующего свои сугубо эгоистические цели, трудно чисто психологически: приходится отрешаться от представления о любом разуме как о кальке с разума человеческого. И тем не менее, придется попробовать»
Лазарчук и Лелик сняли с верховной власти вековое проклятие анонимности, присвоив ей имя Операционной Системы «Голем», и мы будем следовать их приоритету. Пользу или вред обществу Голем понимает абсолютно по-своему, поскольку рассматривает общество исключительно как среду обитания. С точки зрения своих целей и мотивов всякая «тупая» и «дурацкая» власть очень и очень логична. А ведь есть еще мотивы, которые мы себе не представляем. А есть – которые и представить не можем. Именно поэтому невозможно предъявлять Голему претензии морального плана, эти категории лежат вне сферы его мыслительной деятельности. Это не проявление чьей-то злой воли, это инстинктивное стремление, это врожденное, имманентное свойство гигантского, всезнающего, но примитивного, негибкого интеллекта Голема; свойство обретшего свободу поступков исполинского арифмометра. Система такой мощности давно пришла бы к осознанию себя, если бы не считала эту задачу уже выполненной.
Ничто человеческое, ни один… мессидж не воспринимается властью; и равномерно мы не понимаем ее логики и целей. Кроме одной: Голем хочет жить.
И Голем может выжить.
Это тенденция прогресса: Голем не возрождается, а выживает и живет. Даже в СССР молодая советская бюрократия впитала в свои ряды массу царских «спецов» с депрессивным эгрегором уничтоженной власти. (Каким именно эгрегором?) Исторический опыт показывает, что социальная революция не обязательно сносит под цоколь одряхлевшую систему. Ламинарные революции второго эшелона мало похожи на переворот, они протекают долго и безболезненно и позволяют Голему выжить: власть сохраняет генетическую преемственность от системы к системе. Яркий пример того – переход от капитализма к социализму на современном Западе. Территориальная экспансия загнивающей власти производит «механические дива» на новых пространствах. Протестный потенциал сублимируется в прагматичные проекты Системы. В святобесие майданов! Это совершенно новый феномен. Время жестоких чудес только начинается.
Какой же эгрегор сообщает разложившаяся власть новорожденной? каким злом отягощает? Фаза стагнации заслуживает подробного описания. Уже хотя бы потому, что я ее современник и свидетель; вот сейчас я наблюдаю ее инфернальные сумерки и жду перезагрузки. Но еще и потому, что собственная, не зависимая от общества информационная деятельность Голема – а она именно такова в сенильной стадии – позволяет нам хоть что-нибудь узнать о его внутреннем мире. И заметки, которые вы читаете, – не что иное как попытка понять нечеловеческую логику Голема.
Безвластие тоже зло. Кроме того, обскурантизм, реакционность и эгоизм Голема функциональны с точки зрения интересов человека; они дают возможность немного пожить в стабильном обществе – прежде, чем новые этические доктрины взорвут эту стабильность. (Цивилизация – это общество под властью уставшей диктатуры. Бывают эпохи, когда жить легко, но очень противно. Очень противно, но легко.) И еще: кроме всего прочего, в функцию власти входит утилизация отходов общества – достаточно образованных дураков и слишком трусливых негодяев. Если бы не Система, куда бы мы их дели, и как бы с ними управились? И наконец, непрекращающийся конфликт между властью и элитой позволяет человечеству раз за разом проскальзывать между Сциллой тепловой смерти социума и Харибдой эволюционного тупика. Между всеобщей дурацкой одинаковостью и консервативной иерархией пчелиного улья. Информационный симбиоз… (И не только информационный.) Зачем-то Голем нам нужен?
В качестве гипотезы выскажем версию, что в своей онтологической глубине власть обладает источником Зла. Конкретные формы власти, начиная с пещерных времен, это уже очеловеченное, неполное зло, эват. И в эпоху информации Зло приобретает форму информационной системы. «Аберрация близости», однако. Вот только не надо – прошу вас! – привлекать никаких избыточных сущностей. Власть – продукт человеческой деятельности; нечеловеческие цели и смыслы Голема – только продолжение того абсурда, который мы называем «общественными нормами» и «общепринятыми истинами». Их экстраполяция в бездну.
– Бесов не Бог создает. Это человеки по грехам своим бесов рождают, а потом сами же их закрестить тщатся. А только пока закрещивают, намучиваются, и опять же через муки свои новых бесов рождают и опять крестят.
8. Сумерки власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9. Толкование яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10. Кривологика Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874
12. Цикл Соляриса
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
13. Ренегаты элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14. Прыжки над пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383
[i][b]От автора: [/b]Тексты «Маргинального пояса» чуть ли не наполовину состоят из цитат. Но я уже отчаялся надлежащим образом их форматировать: программа, работающая в Клубе, начинает тормозить и зависает при попытках усложнения. Поэтому я просто прилагаю к каждому тексту краткий список источников цитат.
[/i]
А. Лазарчук. «Зеркала»
А. Лазарчук, П.Лелик. «Голем хочет жить»
C. Ярославцев. «Дьявол среди людей»
С. Лукьяненко. «Звездная тень»
Ст. Лем. «Солярис»
Лев Гумилев. «Тысячелетие вокруг Каспия»
адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 08.09.2015
автор: Ник.С.Пичугин