Маргинальный пояс (4)



[i]Информационные  аспекты  власти
[/i]
1.  Феноменология  власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2.  Поле  мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3.  Социальная  информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697

[b]4.  Ордозная  монада
[/b]
         Понятие  «информационной  сферы  общества»  обычно  ассоциируется  с  масс-медиа.  На  самом  деле,  человечество  –  колоссальная  система  для  накопления,  переработки  и  хранения  информации;  мыслящий  океан  Соляриса  со  сложной,  непостижимой,  однако  осмысленной  внутренней  жизнью.  И  если  даже  ограничиться  логосферой  (а  социальная  информатика  ей  и  ограничивается),  то  СМИ  выглядят  как  мелкая  рябь  на  поверхности  этого  океана.  Причем  основной  (в  байтах)  объем  информации  –  это  разговорная  речь.          Здесь  социальная  информация  проявляет  себя  в  наиболее  явном,  в  своем  полном  состоянии:  и  как  слово,  и  как  эмоция.  Конформные  обыватели,  составляющие  (опять  же)  большинство,  практикуют  эмпатический  «женский»  способ  коммуникации,  в  котором  слова  как  бы  и  излишни,  они  играют  роль  как  бы  дубликатов  эмоций,  переносящих  смысловую  нагрузку  непосредственно  от  человека  к  человеку.  Но  это  как  бы.  На  самом  деле  слово  –  это  способ  снять  вызванный  эмоцией  внутренний  дискомфорт;  оно  же  усиливает  внутренний  дискомфорт  слушателя  –  если  тот  испытывает  аналогичные  чувства.  В  результате  общие  для  всех  эмоции  только  усиливаются  при  информационном  обмене.  Таково  объяснение  феномена  «коллективной  аффектации»,  который  Фрейд  называл  «загадочным».  Конформность  среды  распространения  сигнала  приводит  к  тому,  что  эмоциональный  резонанс  общения  сублимируется  в  «общественный  резонанс»,  усложняется,  информация  ассоциируется  в  более  или  менее  устойчивые  пакеты  кодонов.  
         Погасить  этот  (уже  коллективный)  аффект  можно  только  одни  способом  –  тем  же,  что  и  персональный:  выразить  эмоцию  словом.  Вот  с  этим  у  конформного  обывателя  серьезные  проблемы.  А  тот,  кто  может  выразить,  находится  на  другом  полюсе  социума,  даже  если  живет  в  соседней  квартире.  Но  дойдет  ли  сигнал  до  элиты?  Это  зависит  от  его  аффектации:  насколько  сильно  индивидуальное  чувство  и  насколько  оно  общее.  Этим  обстоятельством  и  объясняется  напряжение  информационного  поля  и  его  направленность:  от  конформной  массы  к  элите;  это  и  создает  движение  информационных  потоков.  Из  среды  политических  имиджмейкеров  распространился  предрассудок,  будто  авторитет  у  народа  можно  завоевать,  если  говорить  то,  что  он  хочет  слышать.  Не  совсем  верно.  Кредитом  доверия  пользуются  ораторы,  которые  формулируют  и  озвучивают  то,  что  простой  человек  чувствует,  но  выразить  не  может.
         Будучи  в  своем  первоисточнике  чистейшей  эмоцией,  этот  духовный  запрос  в  информационной  цепи  социума  приобретает  все  более  и  более  рациональную  форму,  достигая  внимания  интеллектуалов,  переходя  от  художников  и  беллетристов  к  ученым  и  философам.  (Одним  из  примеров  таких  промежуточных  форм  является  настоящая  публикация  –  где-то  на  стыке  публицистики  и  социологии.)  И,  наконец,  становится    руководством  к  действию  для  того  же  труженика,  для  «человека  толпы»,  от  которого  он  исходил.  Но  это  уже  другой  сигнал,  другая  ветвь  того  же  информационного  потока:  от  элиты  к  массе.  Впрочем,  этот  сигнал  хорошо  нам  знаком.  То,  что  мы  называем  «культурой»  в  узком  смысле  этого  слова;  видимая  ее  часть.  Дойдет  ли  этот  сигнал  до  народа?  Это  зависит  от  его  аффектации;  от  силы  того  специфического  элитарного  чувства,  которое  мы  называем  «вдохновением».  
         Оторванные  от  эмоций,  рассудочные  доктрины,  созданные  «генераторами  идей»,  как  правило,  слабо  воспринимаются  массой.  Обыватель  понимает  элитарные  императивы  –  интеллектуальные  проповеди  –  так  же  плохо,  как  плохо  художник  понимает  душу  труженика.  Тем  не  менее,  именно  этот  вялый  информационный  обмен  мы  и  называем  «прогрессом  культуры».

         Такая  информационная  схема  социума  реализуется  в  «ордозной  монаде»  –  простейшем  обществе,  состоящем  из  однородной  массы  обывателей  («орды»)  и  лидера  («вождя»).  Здесь  роль  элиты  выполняет  именно  вождь.  Его  функция  в  социуме  –  думать;  функция  ордынца  –  действовать.  Психологическая  дистанция  между  ними  колоссальна.  Она  сохраняется  и  в  цивилизованном  обществе.  Другое  дело,  что  эта  дистанция  структурируется  –  так  же,  как  и  социум.  Поэтому  информационный  метаболизм  ордозной  монады  является  основным  и  в  цивилизованном  обществе:  движение  сигнала  от  обывательской  массы  к  духовной  элите  и  обратно.  
         В  психологическом  портрете  вождя  часто  упускают  важнейшую  черту  характера:  дар  понимания.  Вождь  должен  знать,  чего  хочет  орда,  и  следовать  этим  устремлениям.  Иначе  он  уже  не  вождь.  Это  же  требование  сохраняется  и  для  элиты  цивилизованного  общества.  Меньше  всего  духовная  личность  считается  с  какими-то  мнениями  или  настроениями  массы,  с  ее  коллективными  тараканами.  Но  она  не  руководствуется  и  своими  личностными  установками  и  интересами.  
         –    Совершенномудрый  живет  в  мире  спокойно,  и  в  своем  сердце  собирает  мнение  народа,  –  записано  в  «Дао  дэ  цзин».
         Элита  действует  в  интересах  общества,  стремится  к  его  приоритетным  целям,  и  при  этом  понимает  эти  интересы  несравненно  лучше,  чем  человек  толпы.  Почему?  Потому  что  духовная  личность  умеет  слушать  и  понимать…  Воспринимать  духовные  запросы  народа;  это  необходимая  черта  мышления.  «Искусство  быть  другим».  Общество  –  это  повод  для  самовыражения  духовной  личности,  поле  его  творчества.  
         –  То,  что  государи  называют  подвигом,  для  мудреца  является  лишь  занятием  на  досуге,  –    записано  в  «Люй  ши  чунь-цю».
         –  Вся  история  есть  летопись  могущества  меньшинства,  в  том  числе  меньшинства,  состоящего  из  одного  человека.
         Орда  ушла  в  историческое  прошлое,    но  основной,  «культурологический»    информационный  процесс  –  от  полюса  к  полюсу  социума,  от  массы  к  элите  и  обратно  –  остался.  Да,  назвать  духовную  элиту  «вождем»  можно  только  в  каком-то  фигуральном  смысле.  Да,  любой  сегодняшний  начальник  выглядит  более  интеллигентно,  чем  самый  замечательный  вождь  древности.  Так  ведь  и  люди  были  другими,  и  запросы  у  них  были  куда  проще.  И  весь  информационный  обмен  в  социуме  довольствовался  малой  рефлекторной  дугой,  как  в  Первой  сигнальной  системе  –  как  у  животных…  Общество  было  зверем.  Еще  Фрейд  отмечал  существенное  различие  (и  даже  противоречие)  между  ордозной  монадой  Лебона  и  цивилизованным  обществом  в  описании  Макдугала.  Если  кратко  –  это  наличие  Второй  сигнальной  системы;  той  самой,  что  отличает  человека  от  животного.  И  общество  без  элиты,  без  «культурологического»  процесса,  руководимое  только  инстинктами  и  рефлексами  власти  –  такая  же  дикая  безмозглая  Орда.  
         Совершенно  очевидно,  что  Вторая  сигнальная  –  это  не  надстройка  над  Первой  сигнальной,  это  продукт  ее  развития.  Элита  решает  качественно  более  сложные  интеллектуальные  задачи,  чем  вождь  орды,  а  его  властные  функции  сейчас  исполняет  другая  структура.  Почему?  Если  говорить  на  бытовом  языке,  ответ  выглядит  просто:  потому,  что  социальные  запросы  ордынцев  остались  как  неотъемлемая  часть  запросов  цивилизованного  человека.  С  точки  зрения  социальной  информатики  ситуация  выглядит  гораздо  сложнее  и  требует  отдельного  разговора.  Это  один  из  самых  принципиальных  и  самых  интересных  вопросов:  если  мыслители  ставят  перед  обществом  задачу,  почему  правят  не  они?  почему  решения  принимают  исполнители?  
         –  И  как  получилось,  что  страна,  созданная  великими  вольнодумцами,  была  превращена…  вот  в  это?

         Но  прежде,  чем  предложить  свой  вариант  ответа,  сделаем  два  замечания.
         Первое.  Орда  ушла  в  прошлое?  Как  сказать…  Революции    разрушают  систему  власти  начисто;  социум  на  время  возвращается  к  состоянию  монады  –  толпа  и  вождь.  Информационный  обмен  между  ними  совершается  беспрепятственно,  на  максимуме  интенсивности;  смутные  предчувствия  пророков  наполняются    глубоким  содержанием,  конкретизируются,  обретают  форму  приказа.  Формируется  новая  идеология,  и  в  течение  считанных  лет  распространяется  в  инфосфере.  Причем  свобода  информации  касается  не  только  этических  доктрин.  Только  так  можно  объяснить  вспышки  новаторских  идей  в  естествознании;  например,  в  СССР  и  во  Франции  после  ВФР.    Не  «после»,  а  именно  «вследствие».
         Второе.  Власть  –  это  некая  целостность  (гештальт),  дистанцированная  и  от  массы,  и  от  генератора  идей.  Она  стоит  между  ними  и  представляет  собой  препятствие  для  нормального  культурологического  обмена.  Система  власти  заглушает,  блокирует  информационный  сигнал,  идущий  между  полюсами  социума.  «Только  бы  стремление  не  стало  замыслом,  а  простое  разговорное    слово  не  нашло  себе  соответствия  в  латыни…  Тогда  инстинктивные,  к  счастью,  устремления  обывателей  из  животных  побуждений  станут  побуждениями  разума.»  Маргинальный  пояс  власти  вырастает,  как  стена,  между  творческой  элитой  и  массой,  они  просто  не  видят  друг  друга.  Человеческие  отношения  личности  и  обывателя  в  обществе  характеризуются  скорее  как  отторжение,  а  не  конфликт.  Они  как  масло  и  вода.  А  власть  подобна  спирту,  который  растворяет  то  и  другое.

5.  Замыкание  в  цепи
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
6.  Пустые  кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
7.  OS  Голем
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
8.  Сумерки  власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9.  Толкование  яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10.  Кривологика  Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11.  Невыносимая  легкость  бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874
12.  Цикл  Соляриса
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
13.  Ренегаты  элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14.  Прыжки  над  пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383

[i][b]От  автора:  [/b]Тексты  «Маргинального  пояса»  чуть  ли  не  наполовину  состоят  из  цитат.  Но  я  уже  отчаялся  надлежащим  образом  их  форматировать:  программа,  работающая  в  Клубе,  начинает  тормозить  и  зависает  при  попытках  усложнения.  Поэтому  я  просто  прилагаю  к  каждому  тексту  краткий  список  источников  цитат.  [/i]

А.  Лазарчук.  «Зеркала»
У.  Эко.  «Имя  розы»
З.Фрейд.  «Психология  масс  и  анализ  человеческого  Я».
Дж.Д.  Майерс.  «Социальная  психология»    
Лао  Цзы.  «Дао  дэ  цзин»
«Люй  ши  чунь-цю»
Ст.  Лем.  «Солярис».

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603698
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 02.09.2015
автор: Ник.С.Пичугин