Марийские корни Московии

               На  фото:    Theatrum  Orbis  Terrarum  (рус.  Зрелище  Круга  Земного)  —  памятник  европейской  картографии  XVI  века,  подготовленный  Абрахамом  Ортелиусом  (1527—1598)  и  выпущенный  в  свет  20  мая  1570  года  в  Антверпене  в  издательстве  Кристофа  Плантена.
               Вот  она  Московия  в  1570-м  году.  Какая  маленькая!  Сколько  чужого  она  за  неполных  пять  веков  нагробастала!  И  ведь  придется  же  возвращать...  Ничего.  Скоро  польская  граница  по  Кремлю  будет  проходить...


               Существует  версия,  что  название  города  и  реки  Москва  пришло  из  марийского  языка.  Я  рассмотриваю  этот  вопрос  в  отдельной  статье,  чтобы  не  смешивать  с  чисто  финской  версией,  которая  мне  кажется  более  убедительной.  Хотя,  кто  как  рассудит.  
                 Тут  возникает  два  вопроса:
 1)  откуда  Я  это  взял  (по  поводу  марийских  корней  названия  Москва)?
 2)  (попутный)  арийское  ли  происхождение  у  Марийцев,  и  если  да,  то  почему  у  них  почти  монголоидные  черты  лица?
                 Отвечаю.
                 Первое  Я  подсмотрел  у  Фасмера.  Вот  что  он  пишет  по  поводу  Москвы:
                 «Москва;  название  реки  и  города,  засвидетельствовано  с  ХIV  в.  в  этой  форме,  др.-русск.  Московъ,  вин.  ед.,  Лаврентьевск.  летоп.  под  1177г.,  местн.  п.  ед.  ч.  на  Москви,  Ипатьевск.  летоп.  под  1175  г.,  род.  п.  ед.  из  Москве,  до  МосквЂ,  Ипатьевск.  летоп.  под  1176г.;  совр.  Мо;сква  употребляется  во  многих  районах  Поволжья  (Мельников).  Поздне-др.-русск.  на  Моск† (Аввакум,  Котошихин),  др.-польск.  род.-дат.-местн.  п.  ед.  ч.  Мoskwi  (Кохановский,  Кромер);  Таким  образом,  первонач.  основа  на  -;  *Москы,  род.  п.  *Москъве,  откуда  тур.,  алб.  Моskоv  "Россия",  тур.  Моskоv  ;;hri  "Москва".  Судя  по  выражениям  типа  на  Москве  и  подобным,  гидроним  Москва  старше  названия  города.  Возм.,  родственно  чеш.,  слвц.  moskva  "сырой  хлеб  (в  зерне)",  а  также  слвц.  mo;zgа  "лужа",  польск.  Моzgаwа  –  название  реки,  далее  –  лит.  mazgo;ti  "мыть,  полоскать",  др.-инд.  ma;jjati  "погружается",  лат.  merg;,  -еrе  "нырять".  Ильинский  явно  ошибочно  привлекает  польск.  moszcz  "выжатый  плодовый  сок"  (которое  заимствовано  из  нем.  Моst  "сусло,  сок"  от  лат.  mustum;  мо;скоть.  Следовало  бы,  во  всяком  случае,  выяснить  отношение  *Москы  к  фин.  местн.  н.  Мasku.  Абсолютно  недостоверна  связь  с  галльск.  Моsа,  Моsеllа,  вопреки  Ле;венталю.  Сближение  с  кавк.  этнонимом  Moshoi  повисает  в  воздухе,  вопреки  Бергу,  ввиду  отсутствия  промежуточных  звеньев.  Не  доказано  и  ир.  происхождение  (от  авест.  аmа-  "сильный",  по  мнению  Со-болевского.  Неудачны  также  попытки  этимологии  из  фин.-уг.:  от  мар.  moska;  "медведь"  и  аvа  "мать",  вопреки  Кузнецову  (у  Преобр.  I,  559),  и  от  фин.  mustа  "черный"  +  коми  vа  "вода"  (Преобр.,  там  же;  в  этом  случае  ожидалась  бы  форма  фин.-суоми  vesi  "вода",  а  не  vа,  или  же,  скорее,  фин.  joki  "река").  Широко  распространенное  благодаря  поддержке  Ключевского  объяснение  из  коми  m;sk  "корова"  и  vа  "вода"  отпадает  потому,  что  коми-зыряне  в  этой  местности  не  засвидетельствованы.  Нельзя  также  сближать  с  Мокша.  Известно  и  табуистическое  выражение  в  Москву;  съездить  "родить"  (…)».
                 Фасмеру  не  нравится  марийское  moska;,  но  это  только  натолкнуло  меня  на  дальнейшие  поиски.  Отыскал  Я  и  Кузнецова,  о  котором  упоминает  Фасмер:
                 «Гипотеза  С.К.Кузнецова.
                 Согласно  этой  гипотезе,  топоним  Москва  происходит  от  марийских  слов  маска  (moskа)  –  "медведь"  и  ава(ava)  –  "мать".  Так  якобы  называли  это  место  древние  марийцы,  жившие  в  этих  местах  до  великого  переселения  народов,  в  результате  которого  марийцы  вытеснили  удмуртов  к  северо-востоку,  возможно,  вынудили  венгров  к  переселению  к  Карпатским  горам,  частично  поселились  в  Башкирии.  М.Фасмер  называет  эту  гипотезу  неудачной,  В.П.Нерознак  –  малообоснованной.  (…)  Кузнецов  использует  данные  современных  марийского  и    мордовско-эрзянского  языков.  В  марийском  moskа  –  "самка  медведя".
                 Иноязычные  транскрипции.
                 Один  из  древних  вариантов  названия  города  «Московъ»  сохранился  в  иноязычных  транскрипциях  таких  как  англ.  "Moscow",  нем.  "Moskau",  фр.  "Moscou",  латыш.  "Maskava",  татар.  "М;ск;;",  чуваш.  "Мускав",  тадж.  "Маскав"  и  пр.».  
                 Отыскал  Я  в  Инете  и  Марийско-русский  словарь:  
                 «Ударение:  Маска;.  Направление:  Марий  ;  Руш.  Горн.:  Маска.
                 1.  медведь.
                 Чодыра  маска  -  лесной  медведь;  ош  маска  -  белый  медведь;  к;рен  маска  -  бурый  медведь.  Маска  деч  посна  чодырат  чодыра  огыл.  Калыкмут.  -  Без  медведя  и  лес  не  лес.  Чашкерла  гыч  маска  кудал  лекте.  А.  Айзенворт.  -  Из  чащи  выбежал  медведь.
                 2.  разг.  "медведь";  о  сильном,  грузном  человеке.  (Савий).  Окк;лым  ит  ойло,  тыгай  маска  кунам  ноя?  С.Чавайн.  (Савий)  -  Ты  чушь  не  пори,  разве  устанет  такой  медведь?
                 3.  в  поз.  опр.  медвежий.
                 Маска  вынем  -  медвежья  берлога;  маска  пылыш  -  медвежье  ухо;  маска  ужга  -  медвежья  шуба;  маска  шыл  -  медвежатина.Марий  помышыж  гыч  маска  пуным  луктеш.  С.  Чавайн.  -  Мужик  из-под  пазухи  достаёт  медвежью  шерсть.  Маска  коваште  -  почеш  луй  коваштым  тергаш  т;;альыч.  Я.  Элексейн.  -  За  медвежьей  шкурой  стали  проверять  шкуру  куницы.
                 Идиоматические  выражения:
                 Маска  лук;  Маска  полыш;  Маска-умша  (…)».
                 Так  что  по-марийски  и  Маска,  и  Моска  (скорее  первое).  Похоже,  надо  говорить  не  Русский  Медведь,  а  Марийский.  "Медвежья  Мать"  можно  понимать  и  в  переносном  смысле,  как  "Земь,  родящая  Медведей"  или  "Медвежий  Угол".
                 Некоторые  "русские"  шовинисты  говорят  о  том,  что  марийское  Маска(Моска)  от  славянского  Меча(Медведица)  прозошло.  Меча  или  Мечь  -  это  и  вправду  Медведица.  Но  разве  Меча  или  Мечь  похоже  Маска  Ава?  И  что  звучит  одинаково?
                 Ну  что  вам  рассказать  про  Сахалин?  В  принципе  Маска  Ава  или  Моска  Ава  -  вполне  нормальная  рабочая  версия  происхождения  названия  Москва.  Не  нравится  Фасмеру  -  дело  его.  Жили  ли  на  территории  нынешней  Москвы  еще  до  прихода  в  12-м  веке  киевских  "миссионеров"  марийцы  или  был  какой  другой  угрофинский  народ,  черт  его  сейчас  разберет.  Мне  больше  по  душе  чисто  финская  версия,  о  которой  расскажу  в  другой  раз.  А  славянских  генов  в  крови  "потомственных  москвичей"  (Я  не  имею  в  виду  азеров,  чеченцев,  вьетнамцев,  таджиков  и  пр.,  тех  кто  туда  сегодня  понаехал)  не  более  40%,  финских  (Я  имею  в  виду  все  угрофинские  народы,  в  том  числе  и  родственных  им  татар)  -  50-55%.
   
                   Второй  вопрос  Я  переадресовываю  историку  Сергею  Трусову.  Вот  его  ответ:
                   «То,  что  изначально  черемисы  (марийцы)  были  арами,  неоднократно  прописано  в  булгарских  летописях.  Сошлюсь  на  выдержку  из  летописи  Бу-Юргана,  где  он  рассказывает  о  весьма  неудачном  для  русов  походе  1369г.  на  Казань:  «Бек  джунцев  стал  со  всеми  русами  поспешно  отступать  по  старой  Галиджийской  дороге  через  Кукджак  и  потерял  на  этом  пути  все  войско.  Говорят,  тогда  на  Новый  Болгар  ходило  80  тыс.  неверных,  и  только  черные  ары  убили  60  тыс.  из  них.  Когда  первая  часть  их  явилась  к  эмиру  с  воткнутыми  на  пики  головами  урусов,  Азан  тут  же  перевел  их  в  разряд  ак-чирмышей  и  освободил  от  джизьи.  Услышав  об  этом,  остальные  ары  разделили  головы  неверных  по  одному  на  мужчину  с  целью  получения  привилегий  большинством  их  народа  и  явились  с  ними  в  Казань.  Эмир  всех  причислил  к  ак-чирмышам.  И  так  60  тыс.  аров  сделались  ак-чирмышами  и  стали  весь  свой  народ  называть  “чирмышами”».  Здесь:  Бек  джунцев  –  князь  нижегородцев;  галиджийская  дорога,  связывала  Булгарию  с  Новгородом  Великим,  шла  по  левому  берегу  Волги;  Кукджак  –  область  луговых  мари,  живших  вблизи  реки  Кокшаги  (левый  приток  Волги).  (…)
                 То,  что  ары,  могли  быть  по  происхождению  индоарийцами,  доказывает  их  имя.  (…)  У  аров-удмуртов,  несмотря  на  сильные  ассимиляционные  процессы  со  стороны  финно-угров  и  тюрков,  носители  гаплогруппы  R1a  составляют  37%  популяции  этого  народа.  Я  думаю,  что  это  и  есть  арская  составляющая  в  процессе  этногенеза  современных  удмуртов.(…)  А  у  марийцев,  живущих  на  противоположном  от  чувашей  берегу  Волги  вообще  47%,  практически  столько,  сколько  и  у  самих  русских.  (…)  Гаплогруппа  R1a  осталась  в  крови  данных  народов  от  их  общих  далеких  предков  –  аров.
                 Ары  жили  и  на  территории  Мари-Эл.  Русские  марийцев  называли  черемисами,  от  булгарского  «чирмыш»  (так  до  сих  пор  зовут  марийцев  волжские  татары)».  
                 «Тот  же  Гази-Барадж  неоднократно  упоминает  в  своей  летописи  аров,  народ,  живший  в  лесах  к  северу  от  Камы  и  на  западном  берегу  Волги.  К  примеру  он  рассказывает  о  захвате  уграми  в  начале  9  века  н.э.земель  в  верховьях  Дона  и  упоминает,  что  моджары  "быстро  подчинили  себе  мурдасов  и  сурских  ар".  Ары,  согласно  булгарским  летописям  жили  до  прихода  хотов  (протоугров)  из  Забайкалья  в  Западную  Сибирь  в  степях  и  лесостепях  этого  региона».  
                 Можно  ли  отождествлять  Аров  Бу-Юргана  и  Гази-Бараджа  с  Марийцами  или  с  предками  Марийцев?  Судя  по  всему  –  нет.  Скорее  всего,  что  Ары  –  это  некий  собирательный  образ  народа,  который  мог  включать  в  себя  как  Сурских  Ар,  так  Мари  Аров  (марийцев),  так  Моджаров  и  других.  Даже  Воулхары(Боулгары),  Хазары  и  Татары  –  тоже  Ары.  Общее  у  всех  этих  Аров  то,  что  все  они  Арийского  происхождения  раз,  и  мусульманами  –  два.  Продолжим.
                 «Маленький  пример  переселения  угров  на  земли  современных  марийцев,  датированный  Гази-Бараджем  1030г.:  "Многие  из  них  воспротивились  этому  и  предпочли  уйти  на  земли  Мартюбы  между  Арсу  и  Мишей.  Будучи  в  крайней  озлобленности,  субаши  изгнали  оттуда  почти  всех  аров  и  заняли  их  земли.  За  субашами  сюда  же  стали  стекаться  отовсюду  беглые  чирмыши,  которые  здесь  самовольно  становились  субашами".  Здесь:  Мартюбы  –  булгарская  губерния,  современные  земли  Мари  Эл;  Арсу  –  река  Казанка.  Что  и  привело  к  финно-угорской  ассимиляции  местного  населения».  
                 Короче,  почему  у  марийцев  монголоидные  черты  лица,  теперь  понятно.  Марийцы  с  этих  пор  (начало  2-го  тысячелетия  по  Р.Х.)  практически  угрофинский  народ.  Практически,  но...  Не  кровь  ли  древних  аров  (а  вовсе  не  славян  с  запада)  составляет  большую  часть  тех  40%  арийской  крови  сегодняшних  "потомственных  москвичей"?    

                 И  еще  про  марийцев  в  Московии.
                 Вспомним  Юр  (сегодня  город  Ветлуга).
                 О  звериной  дикости  Московии  времен  Ивана  III  говорит  следующий  факт,  приводимый  в  Википедии.  
                 "Город  Ветлуга  является  одним  из  древних  поселений  на  Ветлуге.  Считается,  что  на  этом  месте  в  XIII  веке  правителем  марийского  Ветлужского  ;княжества;  (располагалось  на  западе  Марийского  края)  был  основан  город  Юр.  Точное  время  основания  и  местоположение  города  не  известно.  Большинство  историков  считает,  что  он  находился  в  левобережной  низкой  заболоченной  части  Поветлужья  на  берегу  реки  Юрьевки  (притоке  реки  Ветлуги)  близ  местоположения  современного  города  Ветлуги.  По  другой  версии,  город  Юр  находился  на  правом  (высоком)  берегу  Ветлуги  в  точности  на  месте  расположения  современного  города.  Известно,  что  в  1280-х  годах  кугуз  Бай  укрепил  уже  существовавшее  к  тому  моменту  селение  Юр.  В  то  время  город  был  одним  из  основных  укреплённых  пунктов  княжества.  Через  Поветлужье  проходил  с  севера  на  юг  очень  важный  сухопутно-водный  путь  из  Северная  Двины  на  бассейн  Волгу.  Через  город  также  проходила  с  запада  на  восток  большая  сухопутная  дорога  из  костромских  земель  в  марийские.  В  XIV  веке  ветлужский  кугуз  Ош  Пандаш  объединил  родовую  знать,  привлёк  на  свою  сторону  татар  и  в  ходе  девятнадцатилетней  войны  разбил  Галич-мерского  князя  Андрея  Фёдоровича.  В  январе  1468  года  рать  галицких  князей  под  начальством  князя  Семёна  Романовича  Ярославского,  действовавшего  по  приказу  Великого  князя  московского  Ивана  III  Васильевича,  завоевала  город.
                   Послал  на  черемису  князя  Семена  Романовича,  а  с  ним  многих  детей  боярских  двора  своего;  и  совокупившеся,  вси  пойдоша  из  Галича  на  Николин  день,  декабря  6,  и  пойдоша  лесы  без  пути,  а  зима  была  велми  студена.  Тоя  же  зимы  генваря  9,  на  Крещение  Господне,  рать  великого  князя  прииде  в  землю  черемисскую,  и  много  зла  учиниша  земле  той;  людей  изсекоша,  а  иных  в  плен  поведоша,  а  иных  изожгоша;  а  кони  их  и  всякую  животину,  чего  нельзя  с  собою  имати,  то  все  изсекоша;  а  что  было  живота  их,  то  все  взяша,  и  повоеваша  всю  землю  ту,  а  досталь  пожгоша,  а  до  Казани  за  един  день  не  доходили  и,  возвратившеся,  приидоша  к  великому  князю  вси  поздорову.
                 И  была  убиения  человеческая  велика,  и  кровьми  полияся  варварская  земля;  блата  и  дебри,  и  озера  и  реки  намостишаяся  черемисскими  костьми.  [Херсонский,  с.279]".
                 Юр  был  разрушен  и  сожжен  полностью.  Прилегающая  местность  была  опустошена,  оставалась  малонаселенной  несколько  десятилетий.  Постепенно  она  заселялась  русскими  переселенцами,  основавшими  вблизи  этого  места  несколько  деревень».  Конец  цитаты.
                 Вот  как  московиты  из  Московского  Улуса  обращались  с  этнически  родственными  им  марийцами-черемисами!  Хотя,  думаю,  это  было  взаимно  и  в  характере  угрофиннов.  Вспомним  Аттилу.
                 Мне  тут  любопытно  то,  что  слово  Юр,  возможно,  угрофинского  происхождения  и  означает  Поселение.  «Вертеться  на  Юру».  Юр  –  это  Город  (ср.  Ур  Халдейский,  Урбанизация,  Urbi  et  Orbi).  Или  оно  общее  для  арийских  и  угрофинских  народов?
                 Интересно  и  происхождение  гидронима  Ветлуга.  Перевод  слова  Vetel;  с  финского  на  русский  язык:  Жидкий,  Негустий,  Водянистий,  Ползучий,  Дряблый.  Га  –  древнеарийское  Путь  или  глагол    Идти.  Возможно,  Ветлуга  –  Водный  Путь,  Топкий  Путь  с  финским  корнеслогом  Vetel  и  арийским  Га.
                 Из  Википедии.  Ива  белая,  или  Ива  серебристая,  или  Ветла,  или  Белолоз,  или  Белотал  (лат.  Slix  lba)  —  типовой  вид  лиственных  деревьев  или  кустарников  рода  Ива  (Salix)  семейства  Ивовые  (Salicaceae).
 Ива-Ветла  любит  Воду,  потому  Ветла  может  вполне  происходить  от  финского  Vetel,  кстати,    Va  на  языках  многих  финоугорских  народов  (например,  Коми)  -    Вода  (да  и  не  только  финоугорских:  ср.  Water  и  Wasser),  так  что  и  Ива  тоже  может  быть  вполне  финское  слово.  А  что  может  значить  Ива  по-славянски?

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=591881
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.07.2015
автор: Valery Bor