Дары Святого Духа. 3. Преображение

"...о,  эти  ближние,  наказание  и  крест,  бремя  и  докука,  тягота  и  мучение!  Ни   смотреть,  ни  видеть  не  хочу,  и  так  все  о  них  знаю:  злы,  мелочны  и  лицемерны...  Одно  смущает:  ведь  бывает,  что  я  люблю  их,  люблю  так,  что  жить  без  них  не  могу.  И  тогда  они  мне  не  кажутся  ни  злыми,  ни  мелочными,  ни  лицемерными.  Может,  в  этом  весь  секрет,  и  смотреть  на  ближних  нужно  только  так  –  с  преображающей  меня,  ближних  и  весь  этот  мир  любовью?.."

Митя  перекрестился,  вошел  в  храм  и  попытался  подавить  в  себе  привычное  раздражение.  Такое  раздражение  возникало  всякий  раз,  когда  Митя  приходил  на  вечернюю  службу.  Эти  службы  почти  всегда  бывали  очень  малолюдны,  не  в  пример  литургиям,  на  которые  собиралась  огромная  толпа,  которая  почти  вся  дружно  выстраивалась  в  бестолковую  очередь  к  Чаше.  Митя  понимал,  что  раздражаться  и  негодовать  ему  вовсе  не  стоит,  а  если  по  справедливости,  то  негодования  заслуживали  воскресные  утренние  прихожане,  но  никак  не  вечерние.  Но  совладать  с  собой  Мите  пока  не  удавалось,  и  тихие  посетители  ежевечерних  служб  даже  не  подозревали,  какие  резкие  оценки  они  получали  от  Мити.

Митя  старался  сосредоточиться  на  молитве,  но  то  и  дело  поддавался  своему  раздражению  и  начинал  поглядывать  на  соседей,  различая  в  них  неприятные  черты  и  обидные  сходства.  Вот  эта  тетка  слева  –  ишь,  как  у  нее  щеку  раздуло,  а  глаз  хитрый,  нет,  не  страдающий  у  нее  глаз,  видно,  это  не  от  болезни  у  нее,  а  от  хитрости.  Справа  стоял  мужчина  лет  пятидесяти,  до  странности  похожий  лицом  на  барсука;  не  столько  черты,  сколько  выражение  тупости  и  жадности  придавало  мужчине  это  сходство.  Митя  прямо  дрожал  от  отвращения,  полностью  перенося  внешние  черты  на  душевные  свойства  человека.  «Наверняка  какой-нибудь  жулик,  а  дома  –  тупой  тиран!»  -  думал  Митя  и  торопился  поглядеть  на  какую-нибудь  икону,  где  ни  внешность,  ни  видимые  в  ней  качества  не  могли  возбудить  ничего  подобного.  Но  через  минуту  все  начиналось  снова,  и  окружающие  казались  Мите  специально  подобранной  толпой  физических  и  моральных  уродов.

Конечно,  Митя  своего  отношения  к  прихожанам  стыдился,  стыдился  настолько,  что  никогда  не  отваживался  поведать  о  нем  на  исповеди.  Говорил  просто:  «осуждаю  ближних»,  а  деталей  не  уточнял.  Такое  исповедание  его  тоже  беспокоило,  ведь  никакого  искреннего  раскаяния  Митя  не  ощущал  и  с  грехом  своим  не  боролся.  По  пути  домой  Митя  снова  размышлял  об  этом  феномене,  как  он  его  сам  называл,  но  размышлял  как-то  созерцательно,  без  попыток  разобраться  и  превозмочь  в  себе  то,  что  мешало  прежде  всего  самому  Мите.  Потом  Мите  повстречалась  белка  и  совершенно  отвлекла  его  от  грустных  размышлений.

Утром,  еще  до  начала  литургии,  Митя  вошел  в  храм  и  занял  свое  обычное  место.  Кроме  него,  в  храме  находилось  всего  трое;  старушки  в  аккуратных  платочках  сидели  на  лавках  и,  кажется,  дремали.  Митя  снова  преисполнился  негодования,  которое  быстро  превратилось  в  гордость  собственным  усердием  и  рвением.  Эти  чувства  так  поглотили  Митю,  что  через  какое-то  время  он  с  удивлением  обнаружил,  что  вокруг  него  уже  собралась  плотная  толпа  прихожан.  Оглядевшись,  Митя  заметил  и  вчерашнюю  тетку  с  раздутой  щекой,  и  «барсука».  Они  тоже  узнали  Митю,  тетка  криво  ему  улыбнулась  («Брррр»  -  пронеслось  у  Мите  в  голове),  а  «барсук»  кивнул.  Митя  в  ответ  смог  только  состроить  такое  выражение  лица,  которое,  по  его  мнению,  могло  обозначать  вежливое  приветствие.

Это  направило  Митины  мысли  в  новое  русло.  «Нет  у  нас  общин  на  приходах,  нет,  все  мы  в  Церкви  разобщены,  и  ни  сами  прихожане,  ни  батюшки  не  пытаются  общину  создать»,  -  грустно  думал  Митя,  забывая  при  этом,  как  стремительно  он  исчезал  из  храма  после  службы,  когда  прихожане  задерживались  для  бесед,  чаепитий  и  различных  работ  по  уходу  за  территорией  прихода.  Митя  винил  в  разобщенности  батюшек,  Священноначалие,  нерадивых  прихожан,  прошлое,  настоящее,  а  также  власти  и  средства  массовой  информации.  С  ностальгией  вспоминал  Митя  рассказы  Чехова,  в  которых  часто  появлялись  тихие,  кроткие  священники,  так  плотно  окормлявшие  целые  семьи,  что  казалось,  что  они  уже  стали  членами  этих  семей.  Такой  батюшка,  по  мнению  Мити,  связывал  своих  духовных  чад  в  одну  большую  семью,  приходскую  общину,  которая  только  и  могла  быть  неотъемлемой  частью  единого  тела  Христова.  А  это…

Митины  размышления  были  прерваны  громоподобным  голосом  дьякона,  воззвавшим  из  алтаря:  «Возлюбим  друг  друга!»  Всё  в  храме  пришло  в  движения,  а  высокие  своды  его  на  миг  наполнились  звучным  шарканьем  ног.  Прихожане  поворачивались  друг  к  другу,  восклицали  «Христос  воскресе!  -  Воистину  воскресе!»  и  троекратно  целовались.  Митя  успел  испытать  мгновенный  ужас  при  мысли  о  том,  что  сейчас  ему  придется  христосоваться  с  давешней  страшной  теткой  и  «барсуком»,  тут  же  его  еще  больше  испугала  перспектива  стоять  столбом  среди  восклицающих  и  обнимающихся  людей,  и  он  повернулся  к  «барсуку».

На  Митю  глядели  детские,  наивные  глаза,  полные  надежды  и  ожидания.  Улыбка  обезоруживала.  Сходство  мужчины  с  барсуком  не  исчезло,  но  приобрело  совершенно  другое  значение.  «Христос  воскрес!»,  -  произнес  «барсук»  и  потянулся  к  Мите.  Митя  выдавил  сквозь  внезапно  пересохшее  горло  «Воистину…»,  обнял  человека  и  троекратно  с  ним  расцеловался.  Потом,  уже  преисполнившись  радостного  воодушевления,  он  обернулся  к  хитрой  тетке,  заметил,  какие  хорошие  и  добрые  у  нее  глаза,  воскликнул  «Христос  воскресе!»,  обнял  ее,  поцеловал,  а  потом  начал  обнимать  и  целовать  всех,  до  кого  мог  дотянуться,  восклицая  «Воистину!  Воистину!»

Литургия  шла  своим  порядком,  прихожане  крестились  и  кланялись,  выстраивалась  очередь  к  причастию,  а  Митя  ощущал  себя  и  внутри  всего  действа,  и  вне  его,  потому  что  не  было  у  него  в  голове  не  единой  мысли,  зато  душу  наполняла  радость.  Он  совершенно  позабыл  о  том,  что  здесь  нет  общины,  а  многие  из  тех,  кто  сейчас,  скрестив  руки  на  груди,  пробирались  поближе  к  иконостасу,  отсутствовали  на  вечерне.  Сейчас  священники  и  прихожане  вызывали  в  Мите  только  чувства,  самые  светлые  и  хорошие  чувства,  но  никаких  идей,  выводов  или  обобщений  Митя  не  делал,  да  и  делать  был  не  способен.  Только  позже,  следуя  за  крестным  ходом,  Митя  вдруг  заметил  в  своей  голове  первую  оформленную  мысль.  «Какое  барсук,  в  общем-то,  симпатичное  животное!»  -  думал  Митя.

2013  г.,  для  портала  "Православная  жизнь"

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=527483
Рубрика: Лирика
дата надходження 03.10.2014
автор: Максим Тарасівський