На Берлин!

[i]Есть  города  на  карте  мира,  чьи  названия  будоражат  воображение:  Антананариву,  Маракайбо,  Рио-де-Жанейро…  А  есть  города,  с  которыми  нас  связывает  историческая  и  генетическая  память,  и  потому  у  нас  есть  свое  отношение  к  ним,  даже  если  мы  никогда  там  не  бывали.  Для  меня  Берлин  –  именно  такой  город.[/i]

[b]«…КАК  МНОГО  В  ЭТОМ  ЗВУКЕ»[/b]

Если  во  времена  Пушкина  для  русского  сердца  волнующе  звучало  имя  «Москва»,  то  для  советских  людей  «Берлин»  и  «Германия»  тоже  звучали  по-особенному.  Последняя  война  с  Германией  оставила  долгий  и  глубокий  след  в  нашей  истории  и  в  нашей  памяти.  Фильмы  и  книги  о  той  войне  были  основным  инструментом  патриотического  воспитания.  Наверное,  поэтому  поездка  в  Берлин  очень  волновала  меня  –  где-то  на  подступах  к  этому  городу,  8  мая  1945  года,  пал  в  бою  мой  двоюродный  дед.  А  сколько  раз  я  сам  погибал  и  побеждал  в  боях  за  Берлин  –  ведь  советские  мальчишки  воевали  неизменно  с  «немцами».  И  теперь  я  ловил  себя  на  мысли,  что  еду  не  В  Берлин,  а  НА  Берлин,  хотя,  конечно,  это  «другая  Германия,  другая».

Однако  то,  какая  это  Германия,  зависит  не  только  от  немцев,    но  и  от  нашего  отношения.  Помните,  герой  Сергея  Бодрова-младшего  («Брат-2»)  с  возмущением  говорит  персонажу  по  прозвищу  «Гитлер»  (русскому  парню  в  форме  вермахта):  «У  меня  вообще-то  деда  на  войне  убили»,  на  что  тот  философски  отвечает:  «Бывает».  Что  же,  чья-то  память  отягощена  прошлым,  а  чья-то  не  тяготится  ничем.  Оказалось,  что  память  немцев  еще  более  отягощена  прошлым,  чем  моя  –  но  об  этом  ниже.

[b]НЕИСПОВЕДИМЫЕ  ПУТИ  ИСТОРИИ[/b]

Мне  запомнилась  фраза  из  какого-то  исторического  романа,  что  в  древности  Берлин  был  поселением  одного  из  славянских  племен.  Наши  предки  (или  их  родственники),    вытеснившие  германцев  из  Полабья,  забрасывали  свои  сети  в  мутные  воды  Шпрее  и  Гафеля,  а  по  вечерам  возвращались  под  кров  своих  хижин  –  в  деревушку  Берлин  на  одном  берегу  и  в  деревушку  Кельн  на  другом  (позже,  в  14  веке,  они  объединились  в  один  город).  Однако  сегодня,  с  гранитных  набережных  этих  рек  генетическая  память  тщетно  пытается  увидеть  что-то  свое,  родное  –  волны  немецкой  и  французской  колонизации  смысли  все  следы  тех  древних  славян.  Кроме  одного  –  самого  названия  города;  по  одной  из  версий,  оно  происходит  от  славянского  «бар»  -  медведь.  Довольно  правдоподобно  –  символом  Берлина  действительно  является  медведь.

Вряд  ли  в  звуке  «Берлин»  много  слилось  для  немецкого  сердца  -  ведь  Германия  была  единым  государством  со  столицей  в  Берлине  недолго:  с  1871  по  1949.  После  Второй  мировой  страна  оказалась  снова  разделена,  и  с  1949  по  1991  столицей  ФРГ  был  Бонн,  а  столицей  ГДР  –  Восточный  Берлин.  Однако  дело  даже  не  в  этом:  Германия  –  федеративное  государство,  и  в  каждой  из  16  земель,  объединенных  в  «Bundesrepublik»  (союзную  республику),  очень  силен  местный  патриотизм.  Для  баварца  столица  –  в  Мюнхене,  а  для  саксонца  –  в  Дрездене.  Таким  образом,  в  стране  было  и  остается  много  «центров  притяжения»,  и  поэтому  все  лучшее  не  аккумулируется  в  столице,  как  это  часто  бывает  у  нас  или  в  России.  Даже  правительственные  учреждения  находятся  как  в  Бонне,  так  и  в  Берлине.

История  Берлина  долгая  и  насыщена  событиями,  но  в  ХХ  веке  эти  события  отличались  трагизмом.  Германия  затеяла  и  проиграла  2  мировые  войны,  прошла  сквозь  революции,  фашизм  и  нацизм;  была  разделена  –  колючей  проволокой,  режимом  и  мировоззрением  –  на  3  части…  Наверное,  ни  одно  другое  государство  на  континенте  не  терпело  столько  поражений,  сколько  Германия;  однако  немцы  оказались  удивительно  прилежными  учениками  в  извлечении  уроков  из  своих  поражений.  Можно  сказать,  что  Германия  оказывалась  в  выигрыше  от  каждого  своего  проигрыша.

Берлин  неоднократно  был  оккупирован  врагами  и  заселен  иммигрантами.  Его  занимали  российские  войска  –  в  1760  и  1813;  наполеоновская  армия  –  в  1806;  советская,  американская,  британская  и  французская  армии  -  в  1945.  Правители  Пруссии  (столицей  которой  был  Берлин  до  объединения  Германии)  из  династии  Гогенцоллернов  (1440-1918)  отличались  религиозной  и  национальной  терпимостью,  и  поэтому  в  Берлине  находили  приют  те,  кого  притесняли  в  других  странах:  французские  гугеноты,  австрийские  евреи.  Искали  здесь  счастья  выходцы  из  Польши  и  Богемии.  Так  в  городе  формировалась  уникальная  община,  своеобразный  религиозно-культурный  конгломерат.  Тем  более  странно,  что  фашистам  удалось  в  такой  космополитической  среде  разжечь  расовую  и  национальную  ненависть...  Однако  это  в  прошлом,  и  сегодня  среди  официальных  языков  Германии  –  цыганский  язык.

[b]ВОСПИТАНИЕ  ЧУВСТВ[/b]

Рассказываю  знакомому  немцу,  что  в  советское  время  чуть  ли  не  каждый  вечер  мы  смотрели  фильм  о  Великой  отечественной  войне.  Тогда  в  этой  войне  и  в  этом  кино  нам  всем  было  абсолютно  ясно,  кто  враг;  кроме  героизма  и  мужества,  от  «наших»  мы  не  ожидали  ничего  иного.  Для  нас  это  была  священная  война;  военные  песни  заставляли  нас  плакать,  а  фильмы  и  книги  о  войне  растили  нас  патриотами.  Миллионы  героев  дали  нам  простой  и  убедительный  пример  беззаветной  любви  к  родине.  Только  в  мутные  90-е  началась  «переоценка  ценностей»  -  имеем  теперь  парадокс  русского  фашизма.  «А  у  вас,  -  спрашиваю  немца,  -  есть  фильмы  о  второй  мировой,  о  стойкости  немецких  солдат?».  Нет,  говорит,  у  нас  таких  фильмов…  (кстати  сказать,  такие  фильмы  у  немцев  есть,  и  немало)

Действительно,  немцы  признали  войну  и  фашизм  злодеянием,  и  тема  героизма  тут  неуместна.  Их  официальной  позицией  стало  чувство  вины  –  и  мне  показалось,  что  большей  опасности,  чем  это  официально  питаемое  чувство  вины,  быть  не  может.  Каждый  знает  по  себе,  какое  это  неприятное  чувство.  Это  чувство  неприятно  вдвойне,  когда  его  источник  –  не  искреннее  раскаяние  и  сопереживание  жертвам,  а  школьная  программа.  Тут  недолго  и  ненавистью  воспылать  к  тому,  перед  кем  тебя  воспитывают  виноватым…  Пожалуй,  этот  урок  Германия  поняла  слишком  буквально;  вот,  борется  теперь  с  проявлениями  неонацизма.

[b]ГОРОД-МУЗЕЙ[/b]

Сегодня  Берлин  для  человека,  хоть  немного  знакомого  с  историей  ХХ  столетия,  город-музей  прошлого  века.  Рим,  например,  остается  музеем  Римской  империи,  хотя  любой  житель  Рима  укажет  вам:  «А  вот  с  этого  балкончика  выступал  Муссолини».  После  окончания  Второй  мировой  войны  победители  разделили  Берлин,  как  и  всю  Германию,  на  оккупационные  зоны,  однако  вскоре  между  вчерашними  союзниками  завязалась  «холодная  война»,  и  Берлин  стал  фронтовой  полосой  этой  жестокой  войны.  Германия  оказалась  разделена  на  три  государства  и  два    строя:  на  капиталистические  ФРГ  и  Западный  Берлин  и  социалистическую  ГДР.  Правительство  ГДР  обосновалось  в  Восточном  Берлине,  то  есть  на  самой  границе  с  «враждебным  капиталистическим  окружением».  Какое  еще  социалистическое  правительство  работало  так  близко  от  вооруженных  сил  США,  Франции  и  Англии?  А  какая  еще  страна  имела  линии  метро,  проходящие  под  территорией  соседнего  –  в  принципе  враждебного  -  государства?

Поначалу  Берлин  оставался  разделен  на  части  лишь  юридически,  и  движение  между  Западной  и  Восточной  частями  было  в  принципе  свободным.  Однако  немецкий  вариант  социализма  пришелся  не  по  вкусу  слишком  многим  берлинцам,  и  в  1961  году  Берлинская  стена  преградила  путь  на  Запад  (стена  также  ограничила  прагматиков:  берлинцы  предпочитали  получать  бесплатное  образование  в  Восточном  Берлине,  а  работать  –  в  Западном  или  в  ФРГ).  Этот  забор  стал  одним  из  символов  эпохи  «холодной  войны».  С    железобетонной  бесцеремонностью  стена  пролегла  сквозь  улицы  и  дома,  сквозь  жизни  и  судьбы.  Возле  Рейхстага  есть  небольшой  импровизированный  мемориал,  посвященный  тем,  кто  погиб,  пытаясь  преодолеть  эту  стену.  На  заборе  прикреплены  напечатанные  на  принтере  фото.  Мужчины,  женщины,  люди  молодые  и  не  очень,  даже  дети,  они  пытались  покинуть  Восточную  Германию;  их  убивали  собственные  пограничники.  Дата  гибели  последней  жертвы  –  6  февраля  1989  года,  то  есть  уже  в  год  падения  стены.  По  разным  оценкам,  при  попытке  бегства  погибло  от  125  до  1245  человек  (а  осуждено  было  75000  человек).  Кто-то  все-таки  бежал  –  через  подкопы,  проломив  стену  бульдозером,  переплыв  реку,  на  дельтаплане,  на  воздушном  шаре,  по  бельевой  веревке  между  домами  по  разную  сторону  стены,  -  а  215  тысяч  граждан  и  34  тысячи  политзаключенных  были  попросту  выкуплены  правительством  ФРГ  у  правительства  ГДР  (за  3,5  млрд.  марок).

После  объединения  Германии  восточные  земли  оказались  экономическими  аутсайдерами;  почти  два  десятилетия  мало  изменили  ситуацию:  уровень  жизни  восточных  немцев  все  еще  ниже,  чем  западных.  Берлин  не  избежал  этой  участи  –  в  стране  город  считается  депрессивным  регионом.  Поэтому,  в  отличие  от  большинства  европейских  столиц  (включая  Киев)  и  прочих  крупных  городов  Германии,  здесь  избыток  недорогого  жилья  (нового  и  реконструированного).  Однако  при  этом  средняя  зарплата  в  восточных  землях  в  полтора  раза  ниже  средней  зарплаты  в  западных.  Как  в  анекдоте:  «Большие  по  три,  но  вчера».

Берлин  –  еще  и  музей  «описываемого  прошлого».  История  Российской  империи  и  Германии  так  часто  переплетались,  что  герои  наших  любимых  книг  и  фильмов,  да  и  исторические  персонажи  имеют  свои  адреса  в  Берлине.  Штирлиц  бывал  на  приемах  в  советском  посольстве  на  Унтер-ден-Линден  -  а  в  скольких  анекдотах  о  нем  действие  происходит  именно  на  этом  бульваре!  Герой  романа  Пикуля  «Каторга»  Полынов  оказался  в  мрачной  берлинской  тюрьме  Моабит,  «где  очень  высоко  оценивали  чистосердечное  признание,  не  беспокоясь  о  том,  какими  способами  это  признание  достигается  от  человека».  В  Моабите  «сидели»  лучшие  люди  Германии  (интересно,  если  там  книга  почетных  посетителей?  Например,  в  Лукьяновском  СИЗО  Киева  хранят  прошение  Дмитрия  Ульянова  о  свидании  с  матерью).  Ну,  и  Рейхстаг  –  тут  и  говорить  нечего…  В  Берлине  я  был  в  январе;  дождь  не  прекращался  ни  на  минуту.  Когда  мы  с  коллегой  вернулись  с  прогулки,  замерзшие  и  промокшие,  немцы  были  удивлены  нашим  маршрутом:  Унтер-ден-Линден  –  Рейхстаг  –  Моабит…

[b]ПАМЯТЬ  И  ПАМЯТНИКИ[/b]

В  Берлине  можно  увидеть  сочетание  очень  разных  по  своему  идейному  смыслу  памятников,  символов  и  достопримечательностей.  Похоже,  что  немцы  старательно  запечатлевали  свои  и  чужие  достижения  и  ошибки.  Возле  Красной  Ратуши  восседает  Карл  Маркс,  рядом  стоит  Фридрих  Энгельс.  Вид  у  них,  по  нашим  меркам,  какой-то  «неканоничный»  -  у  нас  их,  кажется,  никогда  не  изображали  вместе.  Над  этим  всем  возвышается  берлинская  телебашня,  в  народе  именуемая  «шприц»  -  за  внешнее  сходство.  Есть  легенда,  будто  эта  башня  должна  была  стать  увеличенной  копией  Останкинской  телебашни,  однако  Брежнев  Хоннекеру  этого  не  позволил.  Неподалеку  -  Кафедральный  Собор,  самый  крупный  протестантский  храм  страны  (хотя  внутри  –  чисто  католическая  пышность).  Почему-то  ожидал  увидеть  готическое  сооружение,  но  Собор  –  вполне  барочный.  Еще  один  примечательный  храм  –  мемориальная  церковь  кайзера  Вильгельма  на  Курфюрстендам.  Построенная  в  конце  19  века,  церковь  сильно  пострадала  от  бомбардировок  союзников  в  1943  году.  Сквозь  пелену  январского  дождя  я  не  сразу  рассмотрел  проломленный  купол,  заслуживший  церкви  прозвище  «полый  зуб».  Церковь  так  и  сохраняют  в  полуразрушенном  виде  –  берлинцы  категорически  против  ее  реконструкции.  Есть  в  Берлине  памятник,  живо  напомнивший  мне  наш  уютный  Киев  (как  бы  мало  общего  не  имел  он  с  имперской  столицей).  Это  -  Бранденбургские  ворота  на  Парижской  площади  (оригинальное  название  –  Ворота  мира).  Ворота  эти  действительно  когда-то  были  воротами  города  (единственные  сохранившиеся),  но  теперь  они  стоят  в  центре,  рядом  с  Рейхстагом  и  офисом  федерального  канцлера.  В  годы  «холодной»  войны  Бранденбургские  ворота  стали  частью  берлинской  стены,  а  в  них  находился  пограничный  пункт  (блокпост).  Так  и  наши  киевские  Золотые  ворота  теперь  не  въезд  в  город,  а  врата  истории.  Для  памяти,  будоражимой  событиями  Второй  мировой  войны,  в  Берлине  тоже  есть  немало  символов.  Советским  воинам  посвящены  три  мемориала  –  памятник  Воину-освободителю  в  Трептов-парке,  мемориал  павших  воинов  в  Тиргартене  и  памятник  в  Шенхольцер-хайде.  В  центре  города  -  мемориал  жертвам  Холокоста;  тысячи  безымянных  могильных  плит  просто  оглушают  своей  немотой…  Есть  и  памятники  победам  Германии,  которых  немцы  не  стыдятся,  -  это,  прежде  всего,  Колонна  победы  на  площади  Большая  Звезда.  На  вершине  колонны  -  статуя  богини  победы  Виктории  (берлинцы  зовут  ее  Золотая  Эльза),  знаменующая  победы  над  Данией  в  1864  году,  Австрией  в  1866  и  Францией  в  1871.  Неподалеку  от  Колонны  –  памятник  прусскому  генералу  Роону,  чьи  армейские  реформы  послужили  образцом  для  всей  Европы.

[b]НЕ  ТУРИСТИЧЕСКИЙ  ГОРОД[/b]

Хотя  Берлин  –  город  не  туристический,  этот  список  можно  продолжать  долго.  Но  вот  какая  штука  бросилась  в  глаза:  в  одном  из  парков,  которых  в  Берлине  множество,  группа  пенсионеров-инвалидов  под  руководством  инструктора  занималась  восстановительной  гимнастикой.  Шел  дождь;  старики  по  команде  тренера  медленно  наклонялись,  приседали,  разводили  руки  в  стороны…  Закончилось  занятие,  старики,  опираясь  на  свои  костыли  и  палки,  разбрелись,  кто  куда.  Один  из  них  с  трудом  вскарабкался  за  руль  припаркованного  неподалеку  такси  (в  Берлине  все  такси  –  Мерседесы).  Он  вез  меня  по  городу,  а  я  смотрел  на  него  и  думал,  что  человек  –  самое  удивительное  творение  Господа,  поскольку  способен  на  прекрасные  и  страшные  дела;  может  расстреливать  инвалидов  и  слабоумных,  а  может  терпеливо  заниматься  их  реабилитацией;  может  безропотно  гибнуть  за  свою  веру,  а  может  отрицать  своего  Создателя,  потому  что  Он  защищает  «расово  неполноценных,  больных,  слабых  и  убогих»…  Я  смотрел  на  старика  за  рулем  «Мерседеса»  и  понимал,  что  не  только  общество  и  государство  задолжало  своим  пенсионерам,  но  и  я  уже  накопил  перед  ними  порядочный  долг  –  долг  заботы  и  внимания.  Я  смотрел  на  этого  старика,  который  был  удивительно  похож  на  моего  покойного  деда,  и  слезы  душили  меня,  потому  что  теперь  уже  никогда  я  не  услышу  его  грубых  шуток  и  сварливых  жалоб,  не  верну  ему  свой  долг  уважения  и  тепла.  Еще  ни  один  неоплаченный  долг  не  пек  меня  таким  стыдом  и  раскаянием…

Самолет  стремительно  рванулся  вверх  и  вперед,  и  Берлин  скоро  утонул  в  дожде  и  тумане.  Мы  поднимались  выше  и  выше,  а  я  все  вспоминал  таксиста  …  или  своего  деда?  Не  могу  сказать,  что  я  вернулся  оттуда  другим  человеком,  но  во  мне  словно  заново  родилось,  болезненно  прорезалось  понимание  того,  что  любовь  к  ближнему  –  не  фигура  речи,  а  потребность  моей  собственной  души.  Я  понял,  что  сэкономленная  любовь  украдена  –  не  только  у  ближнего,  но  у  меня  самого,  потому  что  я  не  воспользовался  шансом  подняться  на  еще  одну  маленькую  ступеньку  к  небу…  Может,  поэтому  Берлин  –  не  туристический  город?

2011  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=522948
Рубрика: Лирика
дата надходження 12.09.2014
автор: Максим Тарасівський